Не бойтесь! Не буду, вот не буду я сегодня стенать по поводу того, что нынче не так, как раньше, а раньше было не то чтобы прекрасно, но… было. Было ведь!
Были на телевидении – то есть тогдашнем общепринятом и доступном медиапространстве – сюжеты и программы, где речь шла о проблемах и негламурных, не штатных событиях в общественно-политической среде. Если непонятно, то переведу: отчётов о посещении губернатором, мэром или депутатом дежурного, проходного мероприятия было в разы меньше, чем сейчас. А уж обычных для сегодняшних новостей заявлений о намерении чего-то там построить (а потом не построить), ввести в эксплуатацию (а потом не ввести, естественно), а также одобрить (а потом запретить) – таких заявлений фактически и не звучало. Это всё журналисты воспринимали – а с их помощью воспринимали и зрители-читатели-слушатели – как будто чихнул или пукнул просто тот или иной чиновник или депутат. Не информационным поводом это считалось. В отличие от.
И были журналисты, которые задавали представителям власти всех уровней так называемые неудобные вопросы. Иронизировали. Стебались. Повышали голос. Имели такую наглость. И этим, в общем, делали свою работу. И таких журналистов было немало. Моветоном считалось лизать чужую задницу и подставлять свою, можете себе представить, братцы?!
А ещё были – о, господи, как такое возможно?! – чиновники, политики и даже бизнесмены, которые не кидались собакой на журналистов за шуточки, но и не прятались, как крысы, по своим норам, оборудованным удобными креслами, приятными секретаршами и бутылкой виски прямо в рабочем столе – вон там, справа внизу. Не то, что нынче, да? Когда любая критика воспринимается как беспредел «продавшихся журналюг», да и самой-то критики практически не осталось. Так, анонимное ворчанье в телеграм-каналах и канальчиках. Сродни показыванью фиги в кармане, стоя за углом в полутора километрах.
При том, что возможности интернета-шминтернета, на ресурсы которого в значительной степени не распространяются карательные меры законодательства о СМИ, казалось бы, дают журналистам дополнительные возможности «резвиться». Задавать вопросы. Выказывать свою принципиальную позицию. Правда, принципиальной, на мой взгляд, позиция должна считаться только тогда, когда её объявляют, глядя в глаза. И не за деньги. Исключительно так. Может, с этим и проблема?
Может, время наступило такое, что в профессию массово пришли слабаки и торгаши, для которых принципиальной является лишь позиция заработать больше бабла? Любой ценой? А других жизненных принципов нет? Нет, по сути, принципов в принципе? Смайл.
Мы в своё время позицию имели и – по многим острым (и неострым, разумеется, тоже) темам. В этой видеоподборке, которую мы сегодня предлагаем вам посмотреть, три программы «Во-первых», созданных в иркутской телекомпании «Город» тремя разными ведущими (Сергеем Шмидтом, Светланой Переломовой и мной). Дальше, через пару недель, мы выставим другие программы (и с другими ведущими). И, конечно, во всех этих программах, друзья, лишь малая толика тех вопросов, которые мы задавали и которыми задавались в период с 2002 по 2007 годы. И, безусловно, можно предъявить нам, дескать, это всё недостаточно жёстко, недостаточно «в челюсть» и «на убой». Ну да. Наверное, недостаточно. Не исключаю. Но мы хотя бы пытались и делали… А сегодня кто обсуждает всё это? Кто хотя бы мысленно готов открыто сказать:
- Наш губернатор откровенно лажает с тем, что обещает…
И конкретизировать, с чем именно губернатор лажает. Или мэр. Или красавчик-депутат.
Ну, или кто хотя бы готов сказать открыто о какой-то весомой общественной проблеме. Кто? Пара негламурных ребят в иркутских СМИ наберётся?
А нас в начале нулевых было довольно много – практически на каждом из телеканалов работали журналисты, которые не то что не боялись, а считали своим профессиональным долгом говорить правду. В том или ином виде. Иногда – в виде мягкого, доброго, улыбчивого, насмешливого, доходящего порой до издевательского повествования. Было. Было. Или… Это я уже начал стенать? О, горе мне тогда!
Андрей Фомин
Я НЕ ПОСТОЯННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ "КУЛУАРОВ", НО КОГДА ЖУРНАЛ МНЕ ПОПАДАЕТСЯ В РУКИ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕГО ПРОСМАТРИВАЮ. КОНЕЧНО, ОТ КОРКИ ДО КОРКИ НЕ ЧИТАЮ, НО КАКИЕ-ТО СТАТЬИ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ
Мария Беликова, маркетолог