В ангарском Дворце культуры «Нефтехимик» прошёл необычный вечер.
На нём вспоминали, шутили, исполняли любимые песни и танцевальные номера. Всё как будто они тут же, рядом. Будто они со своими зрителями.
Татьяна и Михаил Бачины. Единственная семья Иркутской области, в которой было два заслуженных работника культуры РФ. Они не относились к своей жизни пафосно, не считали себя особенными и великими. А по факту такими оказались. Дочь Маша поделилась с нами тёплыми воспоминаниями о своих самых близких людях.
Папа
Михаил Филиппович Бачин родом из Култука. Он вырос в обычной семье, папа его был рыбаком и охотником, но играл на гармони, мама любила петь и танцевала. Михаил Филиппович, по словам Маши, был немногословным, делом показывал своё отношение к домашним. Он до последнего дарил жене цветы. Уходил в шесть утра на прогулку, собирал полевые букеты, приносил их домой. Татьяна Викторовна ворчала: «Миша, они же сыпаться будут!» Сама же цвела и пахла! И это было трогательно и мило, на протяжении 40 совместных лет Бачины сумели сохранить такие тёплые чувства друг к другу! Он готовил завтраки, всех очень вкусно кормил. И при своей деловитости, авторитете Михаил Филиппович был простым человеком.
– Я благодарна ему за то, что в моей жизни есть настоящий пример истинного мужчины, настоящего папы. Он любил меня бесконечно, всегда об этом говорил, до последнего мы с ним обнимались, он был очень щедр на чувства, никогда этого не скрывал и по-особенному ко мне относился. Всегда говорил: «Дочь, сложностей не бывает, всё решаемо! Ты сегодня плачешь, переживаешь, а завтра будешь смеяться и говорить, какая это ерунда была», – вспоминает Маша. Её муж очень похож на папу характером и даже внешне. Отец умел подобрать нужные слова, и для Маши всегда была важна его оценка. Когда она только-только начинала вести мероприятия, выходить на сцену, Михаил Филиппович помогал и поддерживал, находил такие доводы, которые было не обидно услышать: «Вот тут чуть погромче, ты можешь интонационно выделить необходимое слово, его услышат совсем по-другому», – наставлял он дочь. И всегда настолько грамотно всё объяснял – ни один преподаватель ни в каком вузе так не донесёт свою мысль! Относился к дочке очень бережно. Маша вспоминает, как лет в 16, когда только начинала готовить, сделала мясо по-французски. Накладывает папе ужин, он ест и говорит: «Ой, доча, как вкусно, молодец!» Она начинает пробовать и понимает: картошка сырая, мясо недожарено. Спрашивает: «Папа, как ты это ел?» А он отвечал, что не имеет права критиковать, когда видит, как она старается, от души готовит. «Ну и ладно, сырая, переварится она у меня», – шутил. Он был просто образцово-показательным отцом! Своего сына Маша назвала в честь папы, других вариантов у неё не было, это самое любимое её имя. Михаил Филиппович внука просто обожал, и каждое субботнее утро у них начиналось одинаково: с передачи «Играй, гармонь!». Сначала смотрели программу по телевизору, а потом дед Миша брал гармонь, растягивал меха, а внук Миша приплясывал!
Мама
Татьяна Викторовна Бачина родом из Анапы. Она привила дочке любовь к путешествиям, и куда бы они ни ездили, всегда свой отпуск заканчивали в этом южном городке. Там у них очень много друзей, с которыми Мария до сих пор общается. С семьёй Оганесян дружба вообще передаётся из поколения в поколение. Хорошая привычка досталась Маше от мамы: поддерживать отношения, связи, она переняла много маминых знакомств, друзей в Москве, Краснодаре, других городах по всему миру. Например, в Америке у Маши есть крёстная мать, Шелли Гарднер, они общаются и дружат до сих пор, хоть и познакомились 30 лет назад.
– Где мы с мамой только не побывали, и в России, и за рубежом! Ни за какие деньги не купишь те эмоции, которые нам дарят путешествия! Всё благодаря маме. «Миш, зачем нам холодильник? – говорила она папе. – Сейчас уже зима, за окном продукты похраним!» И мы опять с ней куда-то летели!
Машу никогда не воспитывали криком или упрёками. Разбила вазу – других-то детей за такое ругают, и Маша знает, что плохо посуду бить, а мама говорит – на счастье! И у Маши теперь эта примета тоже работает! Никто не контролировал её школьные дела, не ходил на собрания, не проверял домашку. Доверяли, наверное. И дочка Машина, Катя, выросла под бабушкиным крылом. Она смотрела старые мультики, черно-белое кино, бабушка собрала потрясающую коллекцию старых советских фильмов, около 120 дисков. «Дети капитана Гранта», «Человек-амфибия» – Катя почти наизусть их знала, очень в детстве любила. Она и выросла другой, не такой, как нынешние дети, – тонкая, чувствительная, интеллигентная, во многом благодаря бабушке она стала таким добрым, светлым ребёнком.
– Во мне, тогда 20-летней девочке, не было понимания, что нужно вложить в дочь, чтобы через 20 лет получить хорошего человека, а мама это знала, – рассказывает Мария Бачина.
Когда они вместе
У Бачиных не было профессионального выгорания. Они были счастливы, на работу оба ходили как на праздник и делали для людей эти праздники. В ДК «Нефтехимик» у них была такая же семья, как дома. Если они и ругались, то чаще всего по работе, спорили – о концертах, мероприятиях, очерёдности номеров, о том, какая музыка должна быть. Михаил Филиппович всегда уступал и говорил: «Таня, делай, как считаешь нужным». Он вообще не ходил в отпуск 40 лет, не понимал, что такое отпуск и зачем он нужен: «Как я оставлю своё детище?» Эти люди жили своей работой и бесконечно были влюблены в то, что они делают. По сути, они ни дня не работали! Как говорят, найди себе дело по душе, и ты ни дня не будешь работать. Это касается их на все 100%!
Встретимся на золотой!
Родители Маше очень часто снятся. И сыну её, Мише, тоже. Она даже не особо чувствует их потерю, потому что общение продолжается и с мамой, и с папой. Такая у них связь по умолчанию.
– Они не ушли из моей жизни, они в ней есть, разговаривают со мной, мои ангелы-хранители. Когда мне тяжело и сложно, я задаю им вопросы, они во сне ко мне приходят и отвечают, иногда от чего-то предостерегают. Или просто обнимают, прижимают к себе, я просыпаюсь в совершенно прекрасном настроении, с пониманием, что мне делать дальше, – делится Маша. И рассказывает необычную историю. Оказывается, к вечеру памяти Татьяны и Михаила Бачиных «Дворцовая любовь» она начала готовиться ещё с февраля. Но то одно не складывалось, то другое. Мария была согласна на любой день. В ДК «Нефтехимик» обозначили дату: 27 октября 2023 года. Маша стала думать над своей речью, что бы она хотела сказать в благодарность тем людям, которые пришли, что бы хотели родители от неё услышать.
– Я уже засыпаю, и вдруг мамин голос говорит: «Так это же день нашей свадьбы!» Я открываю глаза, сажусь на кровати, думаю, у нас с мужем 23 октября свадьба, может, у меня какое-то наслоение? Начинаю опять засыпать, а она снова: «Это день НАШЕЙ свадьбы!» – Маше сложно сдержать эмоции. Она нашла свидетельство о браке родителей, в котором действительно записан именно этот день, 27 октября 1973 года. Они никогда его не отмечали, всегда были заняты: открытие сезона, море мероприятий. И получается, что вечер памяти прошёл в день их золотой свадьбы – вот так они о себе напомнили! Это, конечно, совершенно в стиле Татьяны и Михаила Бачиных — собрать любимых ангарчан на свой праздник...
От редакции:
И это повод вспомнить, что прошло уже 3 (три!!!) года с того памятного – во всех смыслах – заседания Думы Ангарского городского округа, на котором депутаты решили увековечить память заслуженных работников культуры РФ Валерия Фридмана, Татьяны и Михаила Бачиных путем установления мемориальных досок на фасаде ДК «Нефтехимик». Эти достойные ангарчане в разное время были директорами «Нефтехимика», искренне и плодотворно там работали. Но до сих пор ничего не сделано! Почему? Может быть, это тот самый случай, когда «обещанного три года ждут»? Справедливости ради стоит заметить, что Валерию Яковлевичу «повезло», если тут уместно это слово, несколько больше – его портрет в граните в фойе Дворца культуры напоминает о заслугах Фридмана перед городом и жителями. С Бачиными же совсем другая история. Их при жизни ангарчане, можно сказать, боготворили, да и было, за что! Щедрость, мудрость, доброта, энергичность, преданность своему делу свойственны были обоим. Когда в 2015 году из жизни ушла Татьяна Викторовна, в последний путь её провожал без преувеличения весь Ангарск, перекрыли дороги, прощание шло три часа, потому что люди шли и шли, купить цветы было невозможно. Тогда администрация города пообещала, что званием почётного гражданина Ангарска наградят Татьяну Бачину посмертно. Этого до сих пор не случилось. Как не случилось присвоения имени Михаила и Татьяны Бачиных одной из ангарских улиц или тому же ДК «Нефтехимик», на котором до сих пор нет даже памятной доски. Что происходит в Ангарске?
У дочери Маши муж похож, конечно же, на отца
Ольга Петрова
ВСЕГДА ЧИТАЮ ЖУРНАЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ПОРАЖАЮСЬ СМЕЛОСТИ СУЖДЕНИЙ. ЖЕЛАЮ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЙ И БОЛЬШЕ ЗАДИРИСТОСТИ
Николай Куцый, профессор, доктор технических наук