вверх
Сегодня: 15.09.24
8.png

5 алкогольных традиций русской армии

22 августа 1941 года вошло в историю как день рождения знаменитых наркомовских ста граммов. В этот день Председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Советского Союза Иосиф Сталин подписал Постановление № 562 о ежедневной выдаче бойцам полстакана «горючего». Мы расскажем о 5 алкогольных традициях русской армии.

«Наркомовские» 100 граммов

Идея снабжать армию не только снарядами и портянками, но и крепкими напитками пришла в голову наркома Климента Ворошилова в январе 1940 года. Причина была проста: Красная Армия увязла в снегах Финляндии и замерзла. Ворошилов решил поднимать боевой дух бойцов и командиров, выдавая в день по 100 граммов водки (летчикам – коньяка). Так появились наркомовские, или ворошиловские, 100 граммов.

 

К июлю 1941 года положение советских войск было катастрофическим. В таких условиях решили вновь воспользоваться сильнодействующим средством. 20 июля главный снабженец СССР Анастас Микоян направил письмо на имя Сталина. В нем он сообщил, что работа по выдаче водки войскам уже началась. Сталин хорошо понимал важность этого вопроса. В проект Микояна он лично внес правки. Например, после слов «составу» вписал «войск первой линии». Это означало, что тыловикам Верховный приказывал не наливать.

 

За розлив водки отвечали лично командующие фронтами. В их обязанности входило обеспечить «строжайший порядок в выдаче водки с тем, чтобы она действительно выдавалась действующим частям, и строго соблюдать норму, не допуская злоупотреблений».

 

12 ноября 1942 года ГКО установил либеральный порядок отпуска горячительного. По 100 граммов теперь пили все, кто был на передовой и вел боевые действия. Кроме того, норма распространялась на артиллерийские и минометные части, поддерживающие огнем пехоту. Не обошли на этот раз и тыловиков. Полковым и дивизионным резервам, стройбату, который работал «под огнем противника», и раненым (по разрешению врачей) разрешили наливать по 50 граммов в сутки. Закавказскому фронту разрешили вместо 100 граммов водки выдавать 200 граммов крепленого вина либо 300 столового. 23 ноября 1943 года добавил в лимитный перечень войска НКВД и железнодорожные войска.

 

Флотская чарка

Со времен парусного флота в России существовала традиция — выдавать нижним чинам во время плавания ежедневную чарку водки (1/100 часть ведра, 0,123 литра, т.е. 120 граммов). В то время, когда на парусных судах авральные работы были особенно тяжелы, в особенности в штормы, алкоголь являлся возбуждающим средством. Во время простоя судов, в промозглой зимней Балтике, алкоголь спасал моряков от воспаления легких и тяжелых простуд.

 

Обычная чарка давалась в два приема — две трети перед обедом, одну треть перед ужином. Сам процесс выдачи чарки был обставлен на кораблях с определенной торжественностью. Боцман дудкой давал сигнал — «к вину». Баталер выносил емкость с водкой и по списку выкликал фамилии нижних чинов. Закусывать чарку чем-нибудь не полагалось. Непьющие получали деньги по статье (за не питое вино) в размере 2 р. 40 коп. в месяц.

 

У этой традиции были противники и приверженцы. Последние считали ее установившимся морским обычаем, не подлежащим отмене. Противники указывали на негативные стороны этого явления. В этой «чарке» и таится корень того неисправимого пьянства, которым страдают моряки, попадая после плавания в портовые города. Накануне Первой мировой войны, когда парусные или паро-парусные суда во флоте окончательно отошли в область преданий, в газетах велась активная дискуссия передовых флотских врачей на тему отмены чарки. Предлагалось отменить ее, сохранив денежное содержание, но выдавать его на руки только по окончании службы, чтобы матрос по возвращении в деревню имел на руках 140-150 руб. (огромные деньги для условий села начала XX века).

 

Царская чарка До революции в царской армии, «хлебное вино» (то есть водку) выдавали не только в военное, но и в мирное время. Была даже уставная команда «К чарке». В военное время его полагалось отпускать строевым нижним чинам по одной чарке (160 г) три раза в неделю, нестроевым — по две чарки в неделю. В мирное время — только по праздникам (15 чарок в год) и «по усмотренью командира для поддержания здоровья, в ненастье, после продолжительных маршей, учений и парадов». А за особые заслуги можно было получить двойную дозировку, причем церемония «представления к чарке» проходила официально, торжественно, перед строем.

До 1900 года в армейских артикулах был даже пункт «О пользе умеренного употребления водки». Неудивительно, что часть солдат в армии втягивалась в выпивку, тем более, что водка часто использовалась как награда за что-либо. Правда, можно было отказаться от чарки и получить компенсацию — 6 копеек.

 

Пить по-гусарски

В русской литературе с легкой руки поэта Дениса Давыдова (гусарский подполковник) утвердился несерьезный образ гусар как пьяниц, бретеров и бабников. В русской армии гусарские части относились к легкой кавалерии, они вооружались не щитами и пиками, а саблями и пистолетами (карабинами) и использовались для фланговых охватов, действий в тылу противника и различных набегов.

 

Гусары – особенно офицеры – поддерживали и закрепляли литературный миф собственными поступками, феерическими попойками, астрономическими проигрышами и изощренными дуэлями. «Пить по-гусарски» — значит открывать шампанское, срубив саблей горлышко бутылки, а потом вылить всю шипучую смесь себе в глотку (либо разлить в стаканы, фужеры).

 

Однако известные гусары в своих мемуарах не пишут про такой способ расходования алкоголя. Мало того, шампанское гусары могли пить только на постое в городах, либо на маневрах в Царском селе. В боях и походах они предпочитали водку. Настолько, что замачивали в ней сено для своих коней – пьяное и потерявшее из-за этого разум животное безропотно шло в атаку на пики пехотинцев или пулеметные точки, чего нормальный конь, даже хорошо выученный, делать не станет.

 

Стременная

Питие «стременной» чарки – пожалуй, самый давний обычай русской армии. Древние русские воины, отправляясь в поход, надевали кольчугу и другие средства защиты, забирались на коня. При этом стремя воину поддерживал стременной. В последнюю минуту прощания подносится стременная чарка (чаша, кубок) с вином. Как правило, чарку подносит любимая супруга. А после того, как вино выпито, воин отдает ее (чарку) стременному.

 

Источник: http://smartnews.ru

Buty treningowe do biegania w terenie

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

В последние годы стало модным выпускать журналы, похожие на комиксы: цветные картинки, мало текста, много тщеславия... Впервые, получив в руки номер «Кулуаров», я получил – хотя бы на время чтения – ощущение правдивости написанного и… порадовался за Иркутск! А самому журналу добавляют уважения со стороны читателя (с моей-то стороны уж точно) такие редкие сегодня остроумие и насмешливая снисходительность главного редактора. Правда, не исключаю, что неглупый кулуарный сарказм не добавляет журналу тиражей. А жаль.


Дмитрий Дорожков, экономист, путешественник, искусствовед, отец 4 детей