
На днях стало известно, что популярный ангарский информационно-рекламный городской еженедельник «Свеча» прекращает своё существование в бумажном формате. В № 13 (1863), объявленном последним, написано, что по решению редактора газета «Свеча» приостанавливает свою деятельность на неопределённое время. «Дорогие наши читатели! Мы вас очень любим, но финансовое положение печатной газеты не позволяет нам жить. Мы прощаемся с вами, такими дорогими, родными. Иначе нельзя. Простите!» - Написано на первой полосе последнего номера.
Тридцать лет и три года
Учредитель, издатель и главный редактор «Свечи» Александр Сидоров — коренной ангарчанин. Первый класс заканчивал в 14 школе, со 2-го по 8-й учился в школе № 2 в 7 микрорайоне. А потом пошёл в училище № 35 и стал газоэлектросварщиком 3 разряда. Хотя всегда мечтал быть журналистом.
- Кстати, эта специальность пригодилась мне по жизни, сейчас могу пойти работать сварщиком куда-нибудь, - шутит Александр. А, может, и не шутит.
Журналистом стать у него получилось — после училища и двухлетней работы на заводе Александр Александрович поступил в иркутский госуниверситет и на четвёртом курсе пришёл на практику в газету «Знамя коммунизма».
- В университете я агитбригаду делал, на военных сборах, как сварщик, варил начальнику кафедры балконные стойки, всё было нормально. И после защиты диплома пришёл в «Знамёнку» на место Галины Амяги, которая была в декрете. Потом она вышла, но и я остался. Ещё, помню, мы Олега Тюменева выбирали редактором, когда газета стала «Временем». Потом мы коллективом решили выпускать рекламную газету под названием «Биржа» и меня назначили директором. Дело пошло. Я какие-то планы придумывал. Одним из них было, допустим, открыть дверь на улицу - почему-то до этого вход в газету был только со двора. Нам дали помещение, мы начали зарабатывать, подниматься. Я просил год на то, чтоб выйти в нормальную прибыль. Но всё закончилось раньше.
И там, где закончилось одно, тут же началось другое - газета «Свеча», которой в этом году исполнилось бы 33 года!
Живи ярче! Живи светлее!
Саша — выходец из театральной среды. Занимался в агитбригаде «Синяя птица», у Леонида Владимировича БЕСПРОЗВАННОГО в «Чудаке», поэтому и собственное дело вёл играючи.
- Ну, это тяга, никуда не денешься, и коллектив ведь подобрался под стать - мы любили бесконечные капустники, обязательно наряжались, готовили хорошие номера - отмечали 8 марта, 23 февраля, конечно, Новый год. Потом дошло и до лета — День Нептуна делали… Летом же нет ни одного праздника, ну как так? Вот мы и придумали! Всё это мы снимали - любили себя, не самолюбовались, а именно любили. И нам было хорошо, мне кажется. И мне всегда хотелось отблагодарить народ. Я получал неплохие деньги, и, кроме зарплат ещё премировал своих, дарил технику, золотые украшения. В Новый год люди уезжали на такси, потому что подарки в руках не помещались!
К тому же сам Александр родился 31 декабря. И новогодний корпоратив традиционно делился на три части: поздравление главного с шутками-прибаутками, вторая театрализованная часть — встреча Нового года, ну, а третья — вручение подарков.
- И коллектив-то был для газеты большой — доходило до 25 человек. И зарплату я платил достойную — когда, например, на комбинате люди получали по 10 тысяч, у нас по 25! Мы занимались не только газетой, но и благотворительностью, проводили конкурсы, придумали шоу-игры, это такой розыгрыш, в котором газета приравнивалась к лотерейному билету с номером и можно было выиграть даже машину! Нам надо было поднять свое благосостояние и популяризировать газету. Три выпуска мы сделали до тех пор, пока нам не погрозила пальцем налоговая. Но это были 90-е годы, авантюра на авантюре, тогда можно было всё. Жили мы на рекламе, и кого только не продвигали на наших страницах - время было бесшабашное! Даже с ангарским священником из-за этого поссорились. Но потом мы покаялись и помирились с ним.
О чудесах и дружбе
Новый этап в жизни издания начался, когда в город зашли серьёзные конкуренты из Усолья. «Усольские новости» стали «Ангарскими новостями», и люди к ним потянулись. У «Свечи» начал сокращаться тираж.
- Они стали занимать нашу нишу, а у нас пошёл большой спад. Но через какое-то время мы снова поднялись, не знаю, удача это либо мы действительно кинулись работать ещё больше. Или?
Однажды в редакцию пришла женщина с марсианскими глазами и предложила печатать её гороскопы. Ей не отказали — а тогда разместить в газете можно было буквально всё, даже то, за что ругал священник.
- Через какое-то время она знакомит нас с человеком по фамилии Гонский. Он приходит к нам в редакцию со своей металлической палочкой, которая шевелится, говорит, здесь переставить мебель, там поставить аквариум, тут повесить зеркала — мы всё это делаем и начинаем снова расти! Мало того, мы двинулись в атаку, я даже вышел на Усолье и начал там выпускать газету! И лет 5, наверное, мы там выходили - сделали свою редакцию в противовес конкурентам, они нам здесь мешали, а мы им там не давали развиваться. А потом они ушли из Ангарска, а мы из Усолья. Не знаю, причём тут Гонский, но после этого женщина с марсианскими глазами к нам больше не приходила, а мы решили, что она и появилась-то для того, чтоб нас спасти. Если что, я атеист и вообще не верю в эзотерику, но против фактов не попрёшь!
В то время процветали не только газеты, но и телевидение — возникло шелеховское ТВ, в Ангарске появлялись разные телекомпании. И владеть наиболее полной телепрограммой для газеты означало быть более востребованным у читателей. Поэтому газетчики охотились за ТВ-программами.
- А тогда на областное телевидение пришёл вредный начальник, который никому программу не давал, мол, это наша интеллектуальная собственность и мы будем печатать её только в нашей газете. Так мой университетский приятель, с которым мы в футбол в студенчестве гоняли, тайком мне эту программу присылал. Спасибо, Андрей!
Будем радоваться!
У любого дела, как и у человека, есть свои закономерные периоды, считает Александр Сидоров.
- Мы жили ярко, здорово, интересно, приятно вспомнить! Да и время было подходящее, а сейчас бумага дорожает, типографские услуги растут в цене. Посчитали с бухгалтером, подумали-подумали. Я говорю, ну что делать, давай закрываться - всему своё время. Мы молодые были - вот что самое главное. Могли не спать ночами, писать статьи, издавать газету. Первые выпуски вообще делали вчетвером. А вот последние года три всё начало сдуваться, грубо говоря. Ну, что сделаешь, когда все сужалось, сужалось, уже не до подарков было, газету бы выпустить. И всё это естественно, как у любого живого организма - родился, развивался, процветал и - пошёл на пенсию. Конечно, это немного грустно, но сайт же и телеграм-канал газеты продолжают свою работу... Будем радоваться жизни такой, какая она есть. И тепло вспоминать о прошлом.
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Александра Сидорова
"ЕСЛИ Б «КУЛУАРОВ» НЕ БЫЛО, ИХ СТОИЛО БЫ ПРИДУМАТЬ. МЫ ЖЕ НА ВАШИХ МАТЕРИАЛАХ СТУДЕНТОВ УЧИМ!"
Юрий Зуляр, доктор исторических наук, зав. кафедрой политологии и отечественной истории исторического факультета ИГУ