26 сентября 1983 года Владимир Серков на самолёте АН-2 протаранил дом в Новосибирске. Ревность и страх забвения привели к трагедии. Гордыня и тщеславие не свойственны русскому человеку, но и в нашей истории были свои Геростраты. Вспомним 7 из них.
1. Богров
Начиная с середины XIX века в России пышным цветом расцветали революционные и анархические идеи. Тысячи молодых людей по тем или иным причинам вступали в объединения, целью которых был общественный резонанс и «большие потрясения». Дмитрий Богров родился в состоятельной еврейской семье, в студенческие годы увлекся трудами Кропоткина и Штирнера. Долгое время был осведомителем охранки и выдал многих анархистов и эсеров. В 1910 году временно прервал отношения с полицией, поскольку стали распространятся слухи о его осведомительской деятельности. В 1911 году «прославился» тем, что смертельно ранил Петра Столыпина, через 11 дней, 12 сентября 1911 года был повешен.
2. Цареубийцы
Тёмная страница XX века и всей русской истории — расстрел царской семьи. Участники расстрельной группы оставили воспоминания, в которых обнаружено множество нестыковок. Юровский, Ермаков и Медведев — им всем хотелось взять цареубийство на себя. Комплекс Герострата налицо, расстрел царя и его семьи — как способ остаться в истории.
3. Иван Балашов
16 января 1913 году в Третьяковскую галерею пришёл молодой иконописец, исключенный из училища старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Как говорится, ничто не предвещало беды, однако душевное состояние иконописца оставляло желать лучшего. Постояв у «Боярыни Морозовой» Сурикова, Балашов прытко метнулся к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года» и с криком «Довольно крови» нанёс по полотну три удара. Подоспевшие служители скрутили буяна. Абрам не сопротивлялся, только дико поводил глазами и стонал: «Слишком много крови».
4. Александр Бренер
То, что для одних сумасшествие и вандализм, для других — политический активизм. Александр Бренер, который формально значится «художником», один из лидеров московского акционизма, сам себя считает политическим активистом. В 1997 году Бренер совершил акт вандализма в амстердамском Стеделийк-музее. Подойдя к картине Казимира Малевича «Супрематизм», Бренер нарисовал на ней зелёной краской знак доллара. За свой «героический поступок» Александр получил 5 месяцев тюремного заключения и ещё пять — условно.
5. Вася
На стенах небоскребов и скалах, на деревьях и ступенях пирамид — Вася был везде. И везде оставил своё лаконичное, как вдох, но незабвенное, как первая любовь послание, эпистолу, призванную увековечить его память в веках. Этому соблазну оказались подвергнуты и герои Ильфа и Петрова. «Киса, — говорит Остап своему несчастному компаньону, — давайте и мы увековечимся. Забьём Мике баки. У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас и напишу: «Киса и Ося были здесь»». Страсть к лаконичным пометкам на памятниках искусства, на скалах и любых поверхностях объясняется психологами по-разному. Это связано со страхом смерти, с желанием «тленья убежать». В былые времена, когда не было интернета и мобильной связи, подобные зарубки были своего рода смс-ками, форумными сообщениями в социальной сети «человечество».
Поддержать проект
6. Политические активисты
«Геростратство» сегодня называют также «пиароманией». Методы, проверенные веками, активно используют политические партии. Из последних акций можно вспомнить сожжение молодняком из движения «Наши» книг Владимира Сорокина. Пиар-технологи достигли своей цели: о молодёжном движении стали говорит, оно оказалось в центре, пусть и скандала, но всё-таки. Главное — в центре. Однако, подобные «дикие» перфомансы дают недолгий эффект. В быстром информационном потоке сегодняшних дней нужны методы понадежнее, чем геростратство.
7. Современные художники
Современное искусство во многом зиждется на технологии геростратства. Сжигать картины, ломать памятники, рубить лес культуры и религии, чтобы щепки летели в средства массовой информации и создавали резонанс. Кто-то с этого имеет, кому-то это интересно. Чем выше накал нагнетаемой конфронтации — тем яростнее будет отдача. Качаясь на качелях общественного негодования, идя по грани эстетического отторжения, современное искусство наживает своих ценителей и своих врагов. Непонятно только — кто ему нужнее.
Алексей Рудевич
СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В ВАШЕМ ЖУРНАЛЕ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ, И ЭТО ПОДКУПАЕТ, ТАК ЖЕ КАК И ВАША АВТОРСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. А ВОТ ИЛЛЮСТРАЦИЙ МНОГОВАТО, Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧАТЬ ПОБОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЗНАКОВЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮ. ВЕДЬ ИНОЙ РАЗ НА ОСНОВЕ ЭТИХ МАТЕРИАЛОВ Я ВНОШУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОРРЕКТИВЫ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НО, КАК ГОВОРИТСЯ, НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩА НЕТ. КОМУ-ТО ИНТЕРЕСНО И КАРТИНКИ РАЗГЛЯДЫВАТЬ.
Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека в Иркутской области