
Сегодня Александр Фёдорович — пятнадцатый по счёту ректор в истории ИГУ, крупнейшего вуза Восточной Сибири, и четвёртый из ректоров-химиков. Его отец, Фёдор Карлович Шмидт тоже руководил университетом в 1990-1997 годах.
Прекрасный город
Родители Александра после окончания университета жили и работали в Ангарске — в институте нефтеуглехимического синтеза, который относился к Академии наук и базировался в городе, рождённом Победой на улице Чайковского.
- Маме, Ольге Ильиничне и папе, Фёдору Карловичу, очень нравился молодой перспективный Ангарск. Поэтому папа вписал в моё свидетельство о рождении этот город, хотя на свет я появился в Иркутске, в роддоме на Бограда. Мамины родители жили от него недалеко, и, конечно, маме хотелось, чтоб они в ответственный момент рождения первенца были рядом. В Ангарске же я помню наш дом на улице Чайковского, как я гуляю во дворе — эта картинка у меня стоит перед глазами. Или стою на балконе и смотрю, как играют дети и мне хочется туда же, к ним. Некоторые вещи в квартире тоже помню, прекрасные детские годы, - делится Александр Фёдорович.
Семья Шмидт: родители, бабушка — мамина мама, жена Елена Юрьевна— все закончили химический факультет Иркутского госуниверситета. Исключение составили брат Сергей— историк, журналист, блогер, и сын Александр.
- В детстве мы с братом не очень понимали, что бабушка — химик, а вот родители разговаривали друг с другом на химическом «языке». На меня это сильно повлияло, и у нас в семье всё повторилось: в молодости мы очень часто дома разговаривали на химические темы. И понятно, что наш сын Александр тоже всё это впитывал, и его первым желанием в районе шестого-седьмого класса было поступать именно на химический факультет. Но мы его призвали побольше прислушиваться к самому себе. В итоге он выбрал математику. А вот брат Сергей Фёдорович как-то сразу почувствовал, что это не его, и пошёл совершенно другим путём. Все отнеслись к этому с пониманием.
В семье принято уважать мнение и желание другого. Это заложено и в воспитании, и - особенно — в личном примере родителей и всех близких родственников.
Уникальный случай
Александр Фёдорович Шмидт в 1987 году с отличием закончил химический факультет Иркутского государственного университета и прошёл в стенах вуза путь от младшего научного сотрудника до первого проректора и ректора. После окончания аспирантуры в 1991 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2003 году – докторскую. Он - председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций, член научного совета по катализу РАН. Зарегистрирован в федеральном реестре экспертов научно-технической сферы, эксперт Российского научного фонда. Автор или соавтор 254 научных и учебных работ. С 2020 года руководит ИГУ в статусе ректора, в 2025 избран ректором на второй срок. И во многом повторяет жизнь своего отца.
Доктор химических наук, профессор Фёдор Карлович Шмидт в 1997―2007 заведовал кафедрой физической и коллоидной химии, с 2007 года работал профессором этой кафедры. Более 30 лет руководил диссертационным советом при Иркутском государственном университете по защите докторских диссертаций по неорганической и аналитической химии, по химической кинетике и катализу. Специалист в области металлокомплексного катализа, он является автором 14 монографий и 15 учебных пособий, более 500 научных публикаций. Фёдор Карлович подготовил 32 кандидата и 11 докторов химических наук.
Под его руководством началось строительство жилья для профессорско-преподавательского состава вуза, нового здания научной библиотеки Иркутского государственного университета, которое является одним из крупнейших книжных хранилищ страны с фондом более 3 миллионов экземпляров книг. В университете появились новые факультеты, без которых сейчас невозможно представить вуз: международный, социологический, психологический, факультет сервиса и рекламы, сибирско-американский факультет менеджмента, было обеспечено внедрение новых образовательных и исследовательских технологий, открыт первый в университете интернет-центр.
И это уникальный случай, когда и отец, и сын стали ректорами крупнейшего университета.
- Я думаю, что это стало возможным с учётом семейных традиций, когда дети часто выбирают профессии, похожие на родительские. И я очень счастлив, что могу воспользоваться какой-то частью жизненного опыта моего отца, в том числе, и опыта, связанного с работой сначала проректором по научной части, а затем и ректором. Он мне давал и до сих пор даёт советы и буквально каждый день интересуется тем, что происходит в университете. Для меня это, безусловно, очень важно, и в этом смысле мне намного легче, чем ему — он не готовился к административной работе, как, впрочем, и я, во многом мы являемся самоучками. Но у меня есть опыт моего отца, который для меня бесценен. И ко многим вещам я уже морально готов и могу планировать как-то более рационально, ну и, в общем, представляю, что будет дальше. А он проходил это всё в первый раз.
Счастливый человек
Александр Шмидт, кроме административной и преподавательской деятельности, много лет ведёт научную работу. И на своём опыте выяснил, что люди, серьёзно занимающиеся научными исследованиями, получают
такую подготовку, такое образование, такие компетенции, что способны адаптироваться к любым внешним условиям, выполнять практически любую деятельность, самостоятельно решать задачи разного уровня сложности.
- Есть ещё важный момент — у таких людей на уровне рефлексов закрепляется потребность постоянно учиться и осваивать что-то новое. Один неординарный человек говорил: «Университеты не готовят специалистов для народного хозяйства. Они готовят людей с другим типом мышления». И я с ним согласен.
При такой занятости Александр Фёдорович всё же находит время на увлечения и хобби. Правда, не сразу научился это делать.
- Когда-то давно, когда я занимался только наукой и преподаванием, у меня не было хобби. А вот сейчас, когда физически времени практически нет, они появились. Правда, они довольно рациональны, но и это уже большой шаг вперёд! Я всегда, буквально с первого курса, интересовался математикой. И сейчас с удовольствием иногда, чтобы отвлечься, пытаюсь при помощи программирования автоматизировать какие-то процессы в своей научной и ректорской деятельности. И второй момент, поскольку работа довольно-таки статичная, я в летний период с большим воодушевлением стал работать на даче. В этом году сам построил подсобное помещение. Выдам тайну, я не очень-то рукастый, но способ нашёл - собрал это сооружение фактически из конструктора. Когда я что-то делаю из готовых деталей, получается значительно лучше, чем если от начала до конца всё колотить самому. Итогом этого творческого проекта я доволен— получилось, как у настоящего мастера!
Отвечая на вопрос, как жить насыщенно и счастливо, ректор Иркутского государственного университета Александр Фёдорович Шмидт поделился своим видением: деятельность, которую мы называем работой, и которой человек посвящает большую часть своей жизни, должна приносить радость.
- Как угадать эту сферу — вопрос. Но если то, чем ты занимаешься, доставляет удовольствие, это и есть счастье, на мой взгляд. Сам я счастливый человек. Безусловно!
Светлана ФОМИНА
Фото из архива Александра Шмидта
Как называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.
Сергей Якимов, юрист