- Андрей Николаевич, нередко доводилось слышать, что власти – города ли, региона ли – ведут социальную политику… Но она разве может быть другой?
- Знаете, не буду спорить с вами! Мы так часто используем эту фразу, что в сознании горожан размывается собственно значимость тех усилий, которые предпринимают городские власти в различных сферах городской жизни.
Конечно: коли уж мы избраны обществом в те или иные органы власти, мы должны оправдывать доверие и создавать условия, чтобы это общество жило лучше. Наша работа изначально имеет социальную направленность. Я бы даже назвал ее остросоциальной, потому что нам приходится решать самые острые, наболевшие вопросы. Это не только выплата заработной платы сотрудникам больниц и поликлиник, школ и детских садов, не только вообще обеспечение и модернизация деятельности городских учреждений здравоохранения и образования. Кроме того, ведь у нас предусмотрены и меры поддержки различным категориям горожан - хотя это не относится к полномочиям города, мы все-таки оказываем помощь спортсменам, тренерам, производим ремонт квартир участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
На это уходит примерно 65% доходов городской казны. Но остальные деньги тоже направляются не в пустоту. Иначе мы не подошли бы вплотную к тому, чтобы завершить строительство нового городского перинатального центра и хирургического корпуса Ивано-Матренинской городской детской клинической больницы. Эти объекты – по оснащенности современным оборудованием, по многим другим показателям – предмет зависти многих соседних областных, краевых и республиканских центров. А мы их планируем ввести в эксплуатацию уже нынешней осенью.
Или, скажем, программа «Безопасный город», инициированная именно депутатами… В первую очередь это создание локальных сетей, через которые будет проходить информация с видеокамер, датчиков, работающих на инженерных сетях. Это создание единой диспетчерской службы, единого телефона дозвона и так далее. И каждый пользователь: МВД, аварийно-технические службы, МЧС и другие, – будет в рамках своей компетенции иметь оперативную информацию. То есть программа предполагает целый ряд мер, которые строго социальными назвать нельзя. Но!
Она ведь принята для того, чтобы сделать городскую среду более комфортной. В том числе снизить уровень уличной преступности, свести на нет в целом фактор риска для горожан и гостей города – отдыхают ли они и прогуливаются по набережным, находятся ли на рабочих местах, пребывают ли в школах и детсадах. Разве тогда она не социальна?
А возьмите программу «Хорошая дорога к каждому дому»… В принципе, наверное, кто-то может отнести ее к разряду этаких производственных, но она, по сути, имеет огромное социальное значение и даже звучание, если хотите. Мы реализуем ее третий год и успели понять, насколько, что называется, попали в точку. Люди звонят, пишут, просто говорят, насколько они довольны, удовлетворены происходящим. И это, признаюсь, приятно. И еще больше говорят и пишут о том, какие еще дворы нужно приводить в порядок.
Такие же эмоции, судя по всему, вызывают у горожан усилия депутатов и администрации города по реализации программы, связанной со строительством детских городков и спортплощадок во дворах. В минувшем году было установлено 27 универсальных спортивных площадок, и эта работа будет продолжаться.
- Подтверждаю: визуально многим нравится, что во дворах в последние годы все больше и больше детских городков и миниатюрных спортивных сооружений…
- Ну, это вам, Андрей, такие городки могут нравиться лишь визуально – вы вышли, как говорится, из того возраста… А если без шуток, то для большого числа горожан подобные сооружения перед окнами, в пределах шаговой доступности имеют огромную практическую пользу: детям и подросткам есть куда пойти и чем заняться, а их родителям не надо ломать голову, как уследить за своими чадами – вот они, перед глазами, если что.
А помощь городскому движению КВН? КВН в Иркутске стал популярным социокультурным явлением, он увлек собой и вовлек в соответствующий контекст сотни ребят. Они уже вряд ли предпочтут иной контекст, несоциальный. Они уже, благодаря клубу веселых и находчивых, получили тот заряд личной востребованности, реализованности и гражданской ответственности, который помогает им полноценно войти во взрослую жизнь. Это значит, мы обязаны помогать этим ребятам. И мы помогаем. Тут позиция администрации города и депутатов совпадает на 100%. Вы, наверное, слышали, что в прошлом году городские власти выделили средства для иркутских команд, участвующих в играх на самом высоком уровне?
- Да, слышал. Но я слышал и жалобы кэвээнщиков на то, что у них нет хорошей, большой площадки для выступлений и репетиций. Аналогичные жалобы, между прочим, приходилось слышать и от музыкантов. Дескать, у нас негде проводить общегородские фестивали рока, рэпа, джаза и так далее?
- А мы не только слышим эти жалобы, мы их еще и читаем. За последнее время скопилось довольно много писем от представителей различных коллективов, которые просят создать им условия для творчества. Нам писали, насколько я помню, и музыканты, включая хоровиков, и танцоры, и руководство театральных студий, и молодые кинематографисты, и художники, и фотографы, и даже представители цирковых трупп – оказывается, у нас в городе это направление творчества тоже активно развивается. С одной стороны, это радует, потому что подтверждает: иркутяне – люди действительно творческие и не сидят, сложа руки. К тому же, это убедительное свидетельство того, что не все в Иркутске так плохо, как пишут иногда в газетах и на сайтах.
Но, с другой стороны, это создает дополнительные потребности в помещениях, в специалистах, вообще в помощи для творческого люда. И тем самым рождает новый вызов для властей. Мы приняли этот вызов и досконально проанализировали ситуацию. Не буду мучить вас цифрами, приведу лишь несколько фактов…
В свое время в Иркутске были ликвидированы как профильные структуры практически все Дома или Дворцы культуры. По большому счету в этом смысле остался лишь Дворец культуры им. Гагарина в Иркутске-2. В некоторых районах города сегодня – особенно в Куйбышевском, Кировском, Октябрьском – наблюдается катастрофическая нехватка помещений для репетиций и выступлений творческих коллективов. Большой, фестивальной аудитории, располагающей масштабным зрительным залом и имеющей соответствующую сцену, акустику и вспомогательные помещения, а также оборудованной современной осветительной, телевизионной и другой аппаратурой нет в принципе. Кто-то вспомнит, конечно, Музыкальный театр, Драмтеатр, Дворец спорта, но брать их в расчет, как вы понимаете, не приходится. У них своя профессиональная жизнь и специфика. По сути они для другого предназначены. Ну как можно всерьез рассчитывать на проведение фестиваля КВН или рок-музыки, допустим, в Музыкальном театре с его-то загруженностью и плотным собственным репертуаром?
Правительство области, тоже столкнувшееся с похожим вызовом со стороны регионального творческого сообщества, планирует создать в Иркутске региональный Дворец молодежи на базе бывшего Дома офицеров. Насколько я знаю, сейчас там идут ремонтные, подготовительные работы. Мы решили не оставаться в стороне от процесса и поддержать усилия региональной власти в этом направлении. Мы предполагаем создать городской Дворец искусств, который станет центром координации творческой деятельности на территории города.
- А где разместится этот Дворец? Будете строить здание или арендовать, выкупать?
- Чтобы изучить этот вопрос, мы создали специальную комиссию во главе с депутатом Думы, заслуженным деятелем культуры России Михаилом Корневым. Комиссия недавно предоставила результаты своих исследований, мы подсчитали, обсудили все с коллегами и руководством городской администрации, а затем на заседании Думы подавляющим числом мнением пришли в выводу, что строить новое здание дорого: это несколько миллиардов рублей. Плюс от трех до пяти лет собственно строительства. Дешевле выкупить здание.
Из имеющихся в городе объектов проще остальных выкупить и переоборудовать здание сегодняшнего культурно-развлекательного центра «Панорама»: там для этого все уже есть. Единственное, что потребует сколько-нибудь серьезного переоборудования – это зрительные залы. Большой предполагает до 750 мест, но будет еще и малый зал, что очень важно. Думаю, с введением в строй такого Дворца искусств мы сможем реализовать самые серьезные задачи в сфере культуры и искусства, будем способны организовать регулярные фестивали по различным направлениям творчества, причем не только узкогородские, но и – межрегиональные.
Убежден, что иркутянам есть, что показать нашим соседям и даже чем похвастать перед ними, но есть, безусловно, чему поучиться.
- Словом, это реальный ответ на запросы творческого народа в Иркутске?
- Не только творческого. Не только. Но действительно – ответ. Власть должна реагировать на запросы общества, и она в Иркутске – реагирует. И это касается ряда серьезных проблем, имеющихся в городе. Только за прошлый год депутатами было рассмотрено свыше 7,5 тысяч обращений граждан. Наиболее значимыми для горожан остались вопросы ЖКХ и жилья, социального обеспечения, здравоохранения, образования, транспорта и экологии, выросло количество обращений по правовым вопросам.
Не скажу, что нам по силам все эти проблемы, но кое-что мы в состоянии решить. И мы будем их решать. В программе действий городских властей, и в том числе депутатского корпуса, много серьезных, масштабных проектов. Но есть и такие, которые на первый взгляд кажутся не самыми глобальными, однако тоже важны. Скажем, сейчас на повестке дня вопрос о возрождении строительных студенческих отрядов, которые можно задействовать на городских объектах, на реализации наших программ. Это позволит, с одной стороны, активнее привлекать молодежь к городским делам, вовлекать ее в жизнь городского сообщества, а с другой – даст возможность многим молодым людям просто подзаработать. Подзаработать, заметьте, честным трудом. А это уже здорово! Антон Павлович Чехов однажды сказал: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни». Вроде и просто так сказал, но мысль очень неплохая. Не согласны?
Андрей Старовер
ВСЕГДА ЧИТАЮ ЖУРНАЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ПОРАЖАЮСЬ СМЕЛОСТИ СУЖДЕНИЙ. ЖЕЛАЮ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЙ И БОЛЬШЕ ЗАДИРИСТОСТИ
Николай Куцый, профессор, доктор технических наук