В свете не утихающих споров по поводу графического оформления Олимпийских игр в Сочи мы вспомнили 10 примеров Олимпиад по-настоящему с выдающейся айдентикой, внимательно рассмотрели их постеры и логотипы и выяснили, почему они выглядели именно так.
Стокгольм
1912
ИСТОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДИЗАЙНА НАЧИНАЕТСЯ С V ОЛИМПИЙСКИХ ИГР, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ В СТОКГОЛЬМЕ. Придумать первый рекламный плакат Игр — задача серьёзная. Все предложенные скетчи тщательно изучались плеядой видных шведских художников, и 27 июня 1911 года был утверждён окончательный вариант плаката, выпущенный на 16 языках. Его автор — шведский художник и график из Королевской Академии Олле Хьортсберг. Он нарисовал плакат ещё в 1910-м году и за год немного его доработал. От дизайнера требовалось максимально сконцентрировать смысл Игр — совершенствование тела и духа, а также мирные состязания между народами. Изображение натуры в античном стиле — ясный реверанс в сторону родины Олимпийских игр, Древней Греции.
1932
ВАЖНАЯ ВЕХА В ИСТОРИИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ОЛИМПИЙСКИХ ИГР — ВПЕРВЫЕ НА ПЛАКАТЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ КОЛЬЦА, ОЗНАЧАЮЩИЕ ЕДИНСТВО ПЯТИ ЧАСТЕЙ СВЕТА. Но это далеко не единственное, что стоит отметить. Автором плаката был американский скульптор венгерского происхождения Хулио Киленьи. Он также создал дизайн медалей Игр в Лос-Анджелесе. Так как за плакат в 1932 году отвечал скульптор, а не художник или дизайнер, то технология создания плаката была также неочевидной и весьма новаторской для того времени. Атлет, изображённый на плакате, — это на самом деле фотография, раскрашенная и затем литографированная. Его взгляд устремлён вверх, он вскинул руку и словно что-то провозглашает — это отсылка к древнегреческой традиции, когда юного атлета отправляли ходить по полису и сообщать о грядущих Играх.
1936
БЕЗУСЛОВНО, БЕРЛИНСКИЕ ИГРЫ 1936 ГОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ. Спортивное мероприятие, которое должно держаться максимально далеко от политики, стало эстетической кульминацией германского нацизма. Милитаристская диктатура, к тому времени уже прятавшая тысячи политзаключённых в концентрационных лагерях, пыталась предстать открытой и миролюбивой страной, при этом не отказываясь от пропаганды расовой теории. Даже первая в истории Игр эстафета олимпийского огня должна была символизировать Третий Рейх как преемника Древней Греции. Всё это отразилось и на плакате дизайнера Франца Вюрбеля. Здесь золотой атлет-ариец, чью голову венчает не только лавровый венец, но и олимпийские кольца-континенты — недвусмысленная претензия на мировое господство. Внизу квадрига Бранденбургских ворот иссиня-чёрного цвета. Смотрится угрожающе.
Токио
1964
ПЕРВАЯ ОЛИМПИАДА В АЗИИ И НАЧАЛО ЗОЛОТОЙ ЭРЫ ОЛИМПИЙСКОГО ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА — ВОТ ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ТОКИЙСКИХ ИГРАХ. Япония переживает экономический и технологический бум, который учёные-экономисты позже назовут японским чудом. Страна восходящего солнца в то время воистину являлась таковой. Это и передано на минималистичном плакате Юсаки Камекуры, стилизованном под японский флаг. Только солнце в Японии, полной надежд, выросло в размерах и воспарило над олимпийскими кольцами, которые в виде исключения стали золотыми. Три других плаката того же автора с фотографиями атлетов запомнились не так сильно, но и они передают эйфорический дух подъёма.
1968
ПОСЛЕ ЛЕТА ЛЮБВИ ПРОШЁЛ ВСЕГО ГОД. ПСИХОДЕЛИЯ ПРОНИКЛА ВО ВСЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН НЕ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ. Плакаты команды во главе с архитектором Педро Рамиресом Васкесом стали самым удивительным и экспериментальным примером олимпийского графического дизайна. Чёрно-белые линии главного плаката напоминают концентрические окружности искажённой формы. Они рябят в глазах, пляшут и расползаются. Олимпийские кольца переплетены с цифрой 68, тоже состоящей из колец. Даже покрытие прогулочных площадок возле стадионов на этой олимпиаде окрашивали в сумасшедшие, гипнотизирующие узоры.
1972
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В МЮНХЕНЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОКАЗАТЬ, ЧТО ГЕРМАНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗБАВИЛАСЬ ОТ СВОЕГО ПРОШЛОГО. К сожалению, эти Игры обернулись трагедией — палестинская организация «Чёрный сентябрь» устроила теракт, жертвами которого стали 11 членов израильской сборной. Что касается дизайна, то его автор, Отл Эйхер, максимально ушёл от фигуративности, в противовес берлинским Играм. Довольно абстрактно изображённые небо и горы не несут никакой идеологии. Это новая, переродившаяся Германия, и её помыслы чисты, как природа, изображённая на плакате. Остальные постеры, на которых можно увидеть спортсменов, раскрашены в яркие цвета и тяготеют к актуальному в то время поп-арту.
1976
МИНИМАЛИЗМ СНОВА В МОДЕ. НА ОФИЦИАЛЬНОМ ПЛАКАТЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В МОНРЕАЛЕ НЕТ НИЧЕГО ЛИШНЕГО — БЕЛЫЙ ФОН И КОЛЬЦА. Немного размытые, они словно движутся друг к другу, что весьма небанально отражает единение пяти континентов. Автор — дизайнер Эрнст Рох.
1980
СИМВОЛИКУ ОЛИМПИАДЫ-80 СЛОЖНО С ЧЕМ-ТО ПЕРЕПУТАТЬ. Создатель логотипа и плаката Игр — Владимир Арсентьев, на тот момент студент Строгановки. Конкурс был открытым и очень масштабным: выбирали из 26 тысяч эскизов, которые прислали 8 500 авторов. В итоге был выбран хоть и простой, но замысловатый вариант, при этом идеологически выдержанный, что было важно. Беговые дорожки, изображённые над кольцами, соединяются и превращаются в Спасскую башню. Всё, естественно, в красном цвете.
1996
ПЛАКАТ ДЛЯ ИГР В АТЛАНТЕ НАРИСОВАЛ ХУДОЖНИК ПРИМО АНГЕЛИ. Кольца — не главное на плакате: идею олимпийского единства Ангели изобразил гораздо оригинальнее. Четыре спектральных цвета — жёлтый, красный, синий и зелёный — соединяются в белый цвет, изображённый в виде атлетического силуэта. Пятый олимпийский цвет — чёрный — отлично вписался внизу в виде названия города Атланта, хозяина Игр.
2012
НЕДАВНИЕ ИГРЫ В ЛОНДОНЕ ЗАПОМНИЛИСЬ ПРЕКРАСНОЙ ГРАФИКОЙ. Абстрактный логотип Олимпиады называется «На Прицеле (Лондонский глаз)» и создан агентством Wolff Olins. Плакат, вышедший в разных цветах, получился более чем необычным — кроме глаза, можно рассмотреть и схематическое изображение человека, и отчего-то букву R, и наверняка что-нибудь ещё. Так или иначе, он красив и уж точно привлекает внимание.
Источник: http://www.lookatme.ru
The world is yours – Neue Sneaker, Apparel und mehr für Kids
Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK