Лечиться надо в Германии, современную медицинскую технику привозят из Японии, лучшие препараты выпускают в Швейцарии. Дойдя в этом перечислении стран до России, многие выразительно замолкают. Тем не менее значительный вклад российских ученых в развитие медицины — это больше, чем просто патриотичная фраза. В подтверждение достаточно заглянуть в англоязычный словарь медицинских эпонимов и поискать там болезни «с русскими именами».
Болезнь Иценко-Кушинга (синдром гиперкортицизма)
У больных синдромом гиперкортицизма достаточно узнаваемый внешний вид: заметные жировые отложения, тонкие конечности, кровоподтеки и значительные растяжения кожи. Именно так выглядели первые два пациента, пришедшие на прием к советскому неврологу Николаю Ивановичу Иценко с неизвестным заболеванием. Он описал эти случаи, а 8 лет спустя с теми же симптомами столкнулся американский хирург Харви Кушинг. Как выяснилось позднее, причина этого заболевания, вызывающего множество нарушений в организме пациента, — постоянное воздействие избытка гормонов, вырабатываемых корой надпочечников.
Миобластома Абрикосова (гранулярно-клеточная миобластома)
Миобластома Абрикосова — редкая опухоль, которая, как правило возникает у детей или взрослых в возрасте 30-40 лет. Одиночные или множественные новообразования размером до 2 см, как правило, располагаются на языке, щеках, ушах, деснах. Этот тип рака изучил советский патологоанатом, академик Алексей Иванович Абрикосов. За свою жизнь он опубликовал более ста научных трудов по пульмонологии, аллергологии, неврологии и онкологии. В истории Абрикосов остался не только благодаря описанному им типу рака, но и как патологоанатом, впервые бальзамировавший тело Владимира Ленина.
Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма)
Виктор Хрисанфович Кандинский, живший во второй половине XIX века, был одним из основоположников психиатрии в России. Впрочем, он известен и за рубежом — в частности благодаря синдрому психического автоматизма, впервые описанному российским психиатром. Кандинский определил его как ряд отдельных симптомов, а впоследствии Гаэтан Гасьян де Клерамбо собрал эти симптомы воедино. Таким образом синдром получил имена двух психиатров — русского и французского.
Синдром Кандинского-Клерамбо состоит из трех основных «элементов»: бреда (чаще всего бреда преследования), галлюцинаций и явлений психического автоматизма, то есть ощущений, действий, мыслей или слов, которые пациент воспринимает как непроизвольные и возникающие вопреки его желанию.
Болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит)
Имя Владимира Михайловича Бехтерева, сына мелкого служащего из села под Вяткой, получил не только психоневрологический институт, ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека, но и описанная им болезнь — анкилозирующий спондилоартрит. Это хроническое системное заболевание суставов в первую очередь поражает суставы позвоночника и таза. Бехтерев первым начал изучать «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особую форму заболевания». Сегодня спондилоартрит достаточно хорошо исследован, но, к несчастью, по-прежнему неизлечим — применяемые при нем нестероидные противовоспалительные средства лишь замедляют развитие болезни.
Синдром Рота – Бернгардта (парестетическая мералгия)
Болезнь Рота-Бернгардта или, иначе, парестетическая мералгия, сегодня крайне «популярна». Узкие джинсы-скинни частенько вызывают сдавливание нерва бедра над передней подвздошной костью или под паховой связкой. В результате появляется чувство онемения, покалывания, жжения, иногда возникают трофические изменения кожи, еще реже — жгучая боль и хромота во время ходьбы. На рубеже позапрошлого и прошлого веков, на который пришлась карьера Владимира Карловича Рота, одного из двух врачей, чьи имена носит этот синдром, проблемы узких джинсов, разумеется, не было. А вот синдром был, так как он может возникать и в отсутствии сдавливающей одежды — например, из-за особенностей расположения нерва у пациента.
Болезнь Боткина (гепатит А)
Гепатиты — большая группа воспалительных заболеваний печени. Самое распространенное из них, гепатит А (его часто называют желтухой или «болезнью грязных рук»), носит имя русского ученого и врача Сергея Петровича Боткина. Вирус гепатита А чаще всего попадает в организм человека с загрязненными продуктами или водой и вызывает лихорадку, мышечные боли и боли в животе, может появиться желтый цвет кожи и слизистых оболочек. Сергей Боткин, выдающийся врач и просветитель, первым определил инфекционную природу «желтухи», пути заражения, описал клинические проявления и то, как именно гепатит А поражает печень.
Болезнь Кашина-Бека (деформирующий эндемический остеоартроз)
Евгений Владимирович Бек, выпускник петербургской Военно-медицинской академии, после защиты докторской диссертации был направлен в Забайкалье. Назначение оказалось чрезвычайно удачным, так как именно он в итоге описал редкое заболевание суставов, эпидемия которого в начале XX века отмечалась на реке Уров. У детей в этом регионе в возрасте 6-14 лет развивалось хроническое, прогрессирующее заболевание, поражающее и деформирующее суставы. До Бека болезнь описывал местный врач Николай Иванович Кашин. Позднее было установлено, что такой остеоартроз встречается не только в Забайкалье, но и в других районах Сибири, а также в Китае и Корее. К слову, причина этой болезни неизвестна до сих пор, а лечат ее (на ранних стадиях — успешно) витаминами, физиотерапией и препаратами кальция.
Болезнь Филатова (инфекционный мононуклеоз)
Инфекционный мононуклеоз в позапрошлом веке называли куда поэтичнее, «поцелуйной болезнью»: было замечено, что заболевание передается воздушно-капельным путем. Однако первым из врачей на инфекционную природу болезни обратил внимание Нил Федорович Филатов, основатель русской педиатрической школы. Именно он описал ее и дал ей свое имя. Мононуклеоз легко спутать с простудой: ее симптомы — температура, ломота в суставах, боль в горле, лихорадка. Однако ее возбудитель куда серьезнее — вирус Эпштейна-Барр относится к вирусам герпетической группы, и переболев однажды, человек становится его носителем на всю жизнь.
Синдром Богорада (спонтанная лакримация при слюноотделении)
При параличе лицевого нерва развивается иногда синдром «крокодиловых слез» — у пациента во время еды из глаз текут слезы. Впрочем, у людей без проблем с нервами этот синдром тоже бывает, правда, в легкой форме: глаза у человека за едой становятся блестящими и влажными. Первым синдром описал в конце 1920-х гг. советский невропатолог Ф. А. Богорад. Правда, окончательного ответа на вопрос, как заболевание возникает, он не нашел и выдвинул две гипотезы на этот счет. Позднее другой известный русский невролог Вадим Владимирович Михеев предложил третью, более правдоподобную версию. Однако имя врача-первооткрывателя все же закрепилось за синдромом.
Синдром Андогского (дерматогенная катаракта)
Русский офтальмолог, доктор наук Николай Иванович Андогский был невероятно удачливым человеком. Потомственный дворянин, действительный статский советник, черносотенец и брат белого генерала, после революции он продолжил практиковать, спокойно вышел на пенсию, дожил до 1939 года и умер своей смертью в возрасте 70 лет. Сегодняшние медики помнят его как ученого, давшего имя описанному им наследственному заболеванию. Синдром Андогского — сочетание экземы, переходящей в более тяжелый нейродермит, и катаракты, помутнения хрусталика (обычно двух сразу). Скорость развития катаракты зависит при этом от типа кожного заболевания пациента. Сочетание симптомов неслучайно — кожа и хрусталик «построены» из тканей, родственных по происхождению.
Болезнь Чурилова (геморрагический нефрозонефрит)
Геморрагический нефрозонефрит — острая вирусная болезнь, при которой лихорадка и общая интоксикация организма сопровождается поражением почек и нарушением свертываемости крови. Советский врач-инфекционист А. В. Чурилов с коллегами впервые столкнулись с новым заболеванием в середине 1930-х годов в восточной части СССР, а к 1941 году болезнь впервые была описана. В последующие годы случаи геморрагической лихорадки регистрировались в разных странах мира — практически везде, где обитают их переносчики, грызуны.
Zapatillas de baloncesto Nik Елена Фоер
ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?
Александр Васильев, бизнесмен