Село Чикан находится в 40 километрах от поселка Жигалово – районного центра и в 460 км от Иркутска. В селе проживают 450 человек. Не много, но и не мало для самой последней деревни к северу от Жигалово. В Чикане есть два магазина, сельский клуб, спортивная площадка (наследство от газодобытчиков) и школа – большое двухэтажное здание на 193 ученика. Школа является для жителей села одним из основных мест работы, а для учеников – основным местом досуга. Кружки и секции в школе работают до самого вечера: там можно и танцами заниматься, и волейболом, и театром, и математикой, и компьютерную грамоту постигать. Чиканская школа была построена в селе в начале 90-х годов прошлого столетия. Здание в 2 тысячи квадратных метров с интернатом для учеников из близлежащих деревень возвели благодаря государственным деньгам, выделенным специально на развитие социальной инфраструктуры сел в стране. Вместе с учебным заведением тогда было увеличено и само село: построены новые дома. Специально для нужд школы была возведена электрокотельная для отопления в лютые сибирские морозы огромного здания школы с интернатом, теплицы, водонапорной башни и двух жилых домов. Надо сказать, что с тех пор каждый отопительный сезон школа проживала без нарушений норм теплоснабжения.
Тем не менее, 21 марта 2013-го года на заседании районной Думы было принято решение котельную реконструировать и перевести на твердое топливо – дрова, так как районному бюджету, по словам мэра Игоря Федоровского, отопительный сезон Чиканской школы обходится очень дорого – в два с половиной миллиона рублей.
Сумма внушительная, но хочется заметить, что село Чикан стоит на газовом месторождении. Оно так и называется – Чиканское газовое месторождение. Газпром уже озвучил планы по его освоению. «Голубое топливо» монополист обещает подавать в посёлок Жигалово, а в перспективе – снабжать им юг Иркутской области. В 80 километрах от Чикана находится Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Оттуда газоконденсат поставляют в котельные районного центра, в том числе школьные. Вполне логичным на этом фоне выглядело предложение учителей Чиканской школы мэру района Игорю Федоровскому перевести их школу на газ вместо дров, но в ответ они услышали, что это слишком дорого. Поэтому с такой просьбой учителя обратились непосредственно к руководству Газпрома, от которого также с нетерпением ожидают ответа.
По словам учителей, электрокотельную, которая сейчас работает, им оставить могут, но только по прямой указке губернатора. По крайней мере, мэр района сказал именно так. Тем не менее, котлы для дровяного отопления, по его словам, уже закуплены и находятся в пути. Ведь задание это и деньги на него он получил от областной администрации.
Скажете, в чем же проблема: у них леса много, топи – не хочу… Не все так просто. Хвойного леса действительно много. Его-то и использовали местные жители в качестве дров до принятия нового Лесного кодекса. По информации из районного лесничества, с 2007-го года сырорастущий хвойный лес выведен из дровяного фонда. То есть в дрова сегодня могут идти только береза, осина, валежник и отходы лесозаготовки. В Жигаловском районе, к великому несчастью местного населения, березы и осины рощами не растут. Они перемешаны с хвойным лесом, поэтому деревья эти тонкие и похожи больше на сорняк.
По подсчетам школьных математиков, на отопление их школы в 2 тысячи квадратных метров необходимо будет 960 кубометров, или 96 грузовиков, таких дров. Заготовить это количество с трудом, но можно, говорят местные предприниматели, только затраты на доставку до места отопления будут велики, потому что деревья на такие дрова растут почти в 100 километрах от села. А, как посчитали учителя, только покупка дров обойдется школе в 960 тысяч рублей. Это больше, чем предполагает потратить районная администрация. Но даже не в этом дело. Больше всего учителей беспокоят зимние морозы. Столбик термометра в Жигаловском районе часто опускает ниже 40 градусов. И чтобы не замерзнуть школе зимой, заготовка дров должна была начаться ранней весной, потому что летом работы в лесу Жигаловского района практически не ведутся из-за болотистой местности. Сезон начинается только в начале ноября, а это – сырые дрова, которые практически не дают тепла.
Аксаментова Людмила Леонтьевна – директор школы – знает о дровяном отоплении не понаслышке. Старая школа села Чикан отапливалась дровами. Правда, была она, школа, раз в 10 меньше сегодняшней, и вопрос с дровами всегда помогал решить тогда еще существующий колхоз. Но даже несмотря на это, вспоминают бывшие ученики, в классах было холодно, и приходилось иногда заниматься в верхней одежде. Поэтому опасения директора вполне оправданы:
- Если нашу школу переведут на дровяное отопление, мы не сможем поддерживать нужную температуру на такой большой площади, потому что зимы у нас очень холодные. Даже с четырьмя электрокотлами у нас зимой на первом этаже бывает прохладно.
С проблемой холода прошедшей зимой уже столкнулась одна школа в Жигаловском районе. В прошлом году практически такую же по размеру школу деревни Дальняя Закора перевели на дровяное отопление, в результате чего в январе столбик термометра в здании практически не поднимался выше 8 градусов. Ученики, кому разрешали ходить в школу родители, сидели на занятиях в верхней одежде. Все это директор дальнезакорской школы Ольга Владимировна Лысцова лично рассказала делегации учителей из села Чикан.
С просьбой о помощи учителя Чиканской школы также обратились и к президенту Владимиру Путину на прямой линии. Ждут ответа и от него. Ведь, по словам президента, село в нашей стране должно развиваться, а не уничтожаться. Даже программы специальные под это дело придумали. Учителя боятся, что с переводом школы на дрова учеников станет меньше – и потом единственное учебное заведение к северу от Жигалово вообще закроют. Следом уедет вся молодежь, и деревня сгинет, как большинство деревень в Иркутской области в постсоветский период.
Учителя пообещали на встрече жителей Чикана с мэром района, что бороться за свою школу будут до последнего. Они собрали подписи жителей села и работников школы, написали письма в различные инстанции – и не просто с просьбой о помощи, а с конкретными предложениями. Например, чиканские учителя предлагают поставить вопрос перед депутатами Государственной Думы о принятии Закона, который бы снизил тарифы на электроэнергию для больниц и образовательных детских учреждений.
Не так давно губернатор Иркутской области сделал главам муниципалитетов последнее предупреждение о том, что областное правительство в будущем прекратит поддерживать неэффективные и иждивенчески настроенные муниципалитеты. Вот, видимо, и начали мэры дотационных территорий рвать одно место, дабы не лишиться столь необходимой денежной поддержки. Так, по словам мэра Жигаловского района Игоря Федоровского, сэкономленные на чиканской школе деньги он пустит на ремонт детских садов в районе. Хорошее желание, спору нет. Но почему для этого в XXI – высокотехнологичном – веке в богатом газом и электроэнергией регионе необходимо возвращаться на 100 лет назад?!!!
Из-за экономии средств по улицам некоторых деревень Жигаловского района ночью без фонарика не пройти: уличным освещением перестали пользоваться – пускают деньги, по словам местных властей, на более необходимые вещи. Мне интересно, как бы всё это выглядело, если бы касалось жителей не деревень где-то в тайге, а городов – Иркутска, например, где сконцентрированы наши властные структуры. Давайте перестанем здесь включать ночью фонари на улицах, снимем нагрузку с ТЭЦ и в каждом бюджетном учреждении поставим печь, а чтобы не напрягать износившиеся тепло- и канализационные сети, переедем всем городом в лес, где вода – из речки, туалет – за ближайшим кустом и дрова – под боком растут. А по дорогам, чтоб не изнашивать дорогой асфальт, ходить теперь только пешком будем, и без каблуков желательно, чтоб не проткнуть его случайно. Экономия, думаю, невероятная будет для бюджета. Конечно, большинство из вас скажут, что мысли у меня популистские, но разве не о модернизации всех сфер жизни говорят наши власти? Модернизации образования, модернизации экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, сферы ЖКХ? Модернизация – это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. А на деле получается – мы сталкиваемся лишь с деградацией.
Оксана Богданова
- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…
Александр Ахмедов, студент
Комментарии