Основной причиной столь радикального предложения жители называют самоуправство госинспектора Прибайкальского национального парка Артура Мурзаханова, который, не имея официальных полномочий, установил на острове свои порядки, ущемляя права и интересы местных жителей. Новое руководство «Заповедного Прибайкалья», в состав которого вошли и Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский заповедник, столкнулось с весьма серьезной проблемой, не решаемой на самом деле одним выдворением с острова Мурзаханова. Ставшего в период безвременья местным князьком Мурзаханова с острова уже выслали, однако, это устранение не причины конфликта, а всего лишь временное избавление от его симптомов. Остров продолжает оставаться местом столкновения интересов достаточно влиятельных коммерческих групп, которые под вывеской национального парка, пользуясь особым статусом заповедной территории, устроили себе здесь бизнес. И это стало раздражать жителей, возмущенных тем, что они не знают, куда и на что уходят заработанные нацпарком средства в туристической индустрии.
— Я считаю, что, подписывая обращение о выходе из нацпарка, жители были введены в заблуждение. Делать этого нельзя, ибо, если это случится, завтра, если парка не станет, тут появятся совершенно другие, приезжие люди, с которыми население не сможет совладать, — отметил директор «Заповедного Прибайкалья» Валентин Бороденко. — И тогда на острове повсюду построят базы, поставят заборы, и к берегу будет не подойти, поскольку остров превратится в частную территорию. И вопрос о статусе острова находится в компетенции федеральных властей, и оснований для такого решения сегодня нет.
Крупная рыба всех пожрала
Жители Ольхона, и это вполне объяснимо, причиной своих бед считают Артура Мурзаханова, который приехал на остров из Иркутска по устному распоряжению бывшего и.о. директора Прибайкальского национального парка Юрия Захарова, обосновался здесь и развернул бурную деятельность, целью которой, по мнению жителей, стало личное обогащение в ущерб интересам заповедной территории. Поскольку инспектор пользовался практически неограниченной властью и сборы с туристов нигде не фиксировались, островитяне подозревают, что средства от туристической деятельности присваивались определенной группой лиц, скрывались от контролирующих органов и не подвергались налогообложению. По итогам 2013 года руководство Прибайкальского национального парка обнародовало цифры доходов от туристической деятельности в размере 5,5 млн рублей, но жители Хужира уверены, что в действительности они были больше. Ведь деньги собирались не только за возможность попасть на территорию нацпарка или поставить палатку. Руководство парка прошлым летом построило домики, бани, юрты для туристов. Кроме того, население поселка утверждает, что автопарк лесничества и квадроциклы использовались для сдачи в прокат туристам. По сути Ольхон со статусом ли национального парка или без него, уже превратился в место для ведения бизнеса, и жителей в большей степени раздражает не сам этот факт, а то, что в этой ситуации не осталось места для личного бизнеса каждого из них.
Бани, алкоголь, квадроциклы
По словам сопредседателя «Байкальской экологической волны» Марины Рихвановой, экологи проводили летом на острове исследования и выявили, что в песчаных бухтах, где растут редкие краснокнижные растения и где нацпарк должен был создать резервации, построены бани, поставлены киоски, оборудованы места для пикников. «На въезде в охраняемую территорию мыса Хобой стоит охрана, которая берет с людей деньги. Заплатил и проезжай, и не важно, что там уже давно переполнено сверх нормы, — отметила Марина Рихванова. — И люди, которые этим занимаются, вообще не понимают природоохранных функций. Им все равно, что нельзя туристам ходить в бухте Песчаной, где растет единственный в мире Астрагал ольхонский. Нацпарк сдает в аренду квадроциклы, не объясняя, где ездить нельзя. В результате редких растений остались единицы. К старым уникальным лиственницам, которые сохранились от другого климата, прибивают заборы, что грозит им гибелью. Как можно разрешать заготавливать деловую древесину, хотя это категорически запрещено, на острове и так леса очень мало».
Однако жителям Ольхона приходится на территории парка жить, и они вынуждены в этих условиях искать пути для выживания. На острове практически нет работы, люди зарабатывают только во время туристического сезона, который длится всего полтора месяца в году. Условий для сельского хозяйства из-за специфического климата нет, рыбы становится меньше и рыборазведением никто не занимается. Логистика на острове тяжелая, из-за чего цены на товары высокие, вода и дрова в дефиците. В этих суровых условиях разворачивается борьба за сферы влияния, и, разумеется, она не равная.
— Возникали ситуации, когда экскурсионные автобусы с туристами грубо останавливали, чуть ли не обыскивали, доходило до судебных разбирательств, — рассказывает председатель инициативной общественной группы жителей острова Сергей Грудинин. — Люди напуганы, они не знают, могут ли они ходить по грибы и по ягоды, и как им пасти скот, который может зайти на запрещенную территорию. Были случаи, когда инспекторы останавливали рыбаков в море и заявляли, что это тоже территория парка.
И.о. главы Хужира Тамара Харанутова, выступая на встрече с директором «Заповедного Прибайкалья» от имени населения острова, заявила о том, что Мурзаханов угрожал взимать с островитян с наступлением сезона плату за посещение территории национального парка. И за выход за границы поселковой зоны или съезд транспортного средства с дороги общего пользования, которая ведет только до деревни Харанцы, карать административной ответственностью и штрафом от 3 тыс. до 5 тыс. рублей.
В прошлом году прокуратура Ольхонского района через суд доказала, что Прибайкальский национальный парк незаконно взимал плату за фактически не оказываемые рекреационные услуги. Прокуратура при проверке установила, что работниками организации взимались деньги за размещение туристов в местах, не оборудованных для отдыха.
Неугодные пошли вон
Сами инспекторы Островного лесничества рассказали, что с тех пор, как в прошлом году здесь начал командовать Артур Мурзаханов, закрепленную за ними технику у них изымают и отправляют куда хотят, а ответственность за ее сохранность остается на инспекторе. При этом инспекторов оставляют без машин, бросая на дороге зимой, чтобы они следили за проезжающим по территории парка транспортом. Неугодных заставляют шкурить бревна и конопатить домики для туристов. В результате люди стали уходить, однако Мурзаханов не растерялся и привез на замену своих родственников из Красноярского края. Зарплатой, как выяснилось, предприимчивый инспектор тоже себя не обидел, получая в разы больше своих коллег. Несмотря на деспотичный стиль управления, у Мурзаханова оказалось много сторонников, которые отмечают его предпринимательскую хватку, стремление к порядку и тягу к протоколированию.
Практически сразу после отъезда Мурзаханова, его сторонники выступили с демаршем, написав заявления на увольнение по причине несогласия с политикой нового руководства парка, которая, по их мнению, направлена на развал природоохранной деятельности лесничества. Они также обвинили Валентина Бороденко в сговоре с местной администрацией и бизнесом.
— Наша задача организовать на Ольхоне такое взаимодействие, которое будет выгодно и нам, и местному населению. Я считаю, что средства от туристической деятельности парка необходимо направлять на развитие инфраструктуры острова, создавать цивилизованные условия для его посещения. Это сделает Ольхон более привлекательным для туристов, соответственно увеличатся и доходы населения, — убежден Валентин Бороденко. — Последнее время инфраструктура на острове совсем не развивалась. Естественно, жители возмущены тем, что заработанные нацпарком деньги уходят непонятно куда.
Тут вам не Канары
Задача перед Валентином Бороденко стоит архисложная, так как наследство ему досталось тяжелое. Оба бывших директора заповедных территорий, которые он получил в управление, находятся под следствием. В мае прошлого года в отношении директора Байкало-Ленского заповедника Александра Рассолова следственными органами Следственного комитета РФ по Иркутской области было возбуждено уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий и мошенничества. Ранее, в декабре прошлого года, против директора Прибайкальского национального парка Олега Апанасика было заведено уголовное дело по подозрению в совершении убийства. Поэтому Ольхон — это не просто реликтовый остров с особым статусом и кучей социально-экономических проблем, это лакомый кусок, к которому тянется множество алчных нечистых рук.
Член общественного совета при Росприроднадзоре по Иркутской области Сергей Казаков считает, что для решения проблем острова, в первую очередь, необходимо определиться с визуальными границами заповедной территории. «Я думаю, в порядке эксперимента, необходимо ввести на острове запрет на передвижение на автотранспорте, оставив эту прерогативу только местным жителям. Но при этом установить норму по выхлопным газам евро-5, поскольку это заповедная территория, — считает Сергей Казаков. — Ведь сейчас местные гоняют на своих УАЗах, возят туристов, не разбирая нацпарк или не нацпарк, никому нет дела. Те, у кого машины по нормам не подходят, пусть ходят пешком, но для этого организовать слаженную работу общественного транспорта».
По его мнению, туризм на острове должен быть экологичным и по определенным, специально разработанным маршрутам. «Нацпарк должен разработать несколько таких маршрутов: пеший, велосипедный, на лошадях. Также необходимо продумать экскурсионную программу, сделать ее разнообразной, активной, чтобы было интересно и, чтобы туристы были постоянно заняты. В этом случае недобросовестные туристы, которые привыкли отдыхать известным образом, туда не поедут. Летом количество административных нарушений на острове возрастает в 15-20 раз, потому что людям быстро там становится скучно, и они начинают себя развлекать алкоголем. Сейчас на острове и делать-то толком нечего», — подчеркнул Сергей Казаков.
Социально-экономические проблемы острова можно решить, только создав там цивилизованные условия для развития частного бизнеса. И, как показывает мировая практика, начинаются они, как это ни парадоксально, не со строительства отелей, как думают многие, а со строительства мощностей по утилизации мусора. Через решение этой проблемы проходили все острова, начиная с легендарных Канарских, куда в 60-х годах прошлого века пришли английские инвесторы. Тогда, если, кто помнит, Канарские острова были нищей испанской колонией. Чем они стали сегодня, знает каждый, кто даже там не был. Но прежде чем начинать разбираться с мусором бытовым, необходимо разобраться с мусором ментальным, который, как известно, складируется в головах и умножается корыстью и жадностью.
Марина Фунт
Источник: http://baikal.mk.ru
"ЛЮБОПЫТНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ. ГОСТИ ИНТЕРЕСНЫЕ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, С КОТОРЫМИ Я, КОНЕЧНО, РЕДКО СОГЛАШАЮСЬ, НО ДЕЛО ДАЖЕ НЕ В ЭТОМ... ОНИ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДИСКУТИРОВАТЬ! А ТАК, ЧТОБЫ ОТКРОВЕННО ЧТО-ТО НЕ НРАВИЛОСЬ, - НЕТУ ТАКОГО."
Вячеслав Дормидонов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области