В результате проводимых в течение нескольких десятилетий раскопок ученые пришли к выводу, что "великие события, описанные в Священном Писании, никогда не происходили", пишет Ванна Ваннуччини в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Кто разрушил стены Иерихона? Сегодня многие в Израиле сказали бы, что это дело рук археологов - по крайней мере, стены были "разобраны". Данные, полученные в результате многолетней работы израильских археологов на местах событий, описанных в Священном Писании, радикально отличаются от того, о чем рассказывает Библия. Так, например, вовсе не израильские священнослужители семидневным хождением вокруг стен и звуками своих труб разрушили стены Иерихона. Стен просто-напросто не было, пишет автор статьи. Поселения Ханаана, Земли обетованной израильтян, не были "большими", как об этом говорится в Библии, и не были обнесены стенами, поднимавшимися до небес. "Поэтому героизм завоевателей, которых якобы сражались с превосходящими их силами хананеев, не что иное, как теологическая реконструкция, лишенная какой-либо фактической базы, - говорит археолог Зеэв Херцог, один из самых известных профессоров факультета археологии Тель-Авивского университета. - Таким образом, на основании всех полученных нами результатов, большая часть ученых в области археологии, библейских исследований и истории еврейского народа сходятся во мнении, что события, описанные в Библии, не были историческими фактами. Это легенды, такие же, как ваша легенда о Ромуле и Рэме. Речь идет о настоящей научной революции".
"Археология стала национальным хобби в 50-е и 60-е годы, - говорит Херцог. - Новые нации ищут поддержку в археологии, чтобы укрепить национальное единство, восстановить страну. И дети иммигрантов нуждались в установлении связи с землей предков. Это стало коллективным увлечением, именно поэтому и я стал археологом".
"Так мы копали и копали. Постепенно стали появляться первые противоречия. В конечном итоге, все эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили, - рассказывает ученый. - Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и "национализирована" по теологическим соображениям".
Эта громкая революция с трудом уживается в коллективном сознании, говорит профессор. Самым сложным для осмысления моментом для тех, кто всегда верил в Библию, стал исторический документ о том, что великое Царство Давида и Соломона, ставшее, согласно Писанию, высшей точкой политической, военной и экономической мощи народа Израиля, царство, которое, согласно Книги Царей, простиралось от берегов Евфрата до Газы, является, по словам Херцога, "историографическим, не соответствующим реальности построением".
"Величие Царства Давида и Соломона - эпическое, не историческое. Быть может, последним доказательством этого является то, что мы так и не узнали, как оно называлось, - говорит Херцог. - Иерусалим весь перекопан. Раскопки дали впечатляющее количество материалов, относящихся к периодам, предшествующим и последующим существованию объединенного Царства Давида и Соломона. Ничто не подтверждает факта существования Царства, ни один глиняный осколок. И это не значит, что археологи искали не в том месте. Они получили многочисленные свидетельства того, что во времена Давида и Соломона Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца. Давид и Соломон были главами племенных княжеств, контролировавшими небольшие районы, Давид - в Хевроне, Соломон - в Иерусалиме. Одновременно с этим на холмах Самарии возникло отдельное государство. Израиль и Самария были изначально двумя отдельными, порой враждующими между собой царствами".
В последние годы стало модным выпускать журналы, похожие на комиксы: цветные картинки, мало текста, много тщеславия... Впервые, получив в руки номер «Кулуаров», я получил – хотя бы на время чтения – ощущение правдивости написанного и… порадовался за Иркутск! А самому журналу добавляют уважения со стороны читателя (с моей-то стороны уж точно) такие редкие сегодня остроумие и насмешливая снисходительность главного редактора. Правда, не исключаю, что неглупый кулуарный сарказм не добавляет журналу тиражей. А жаль.
Дмитрий Дорожков, экономист, путешественник, искусствовед, отец 4 детей