вверх
Сегодня: 27.07.24
11.png

«Решение принималось Путиным и еще пятью-шестью людьми…»

Какие кремлевские кланы выиграют от крымского кризиса, а какие – разочаруются в президенте.

 

Нынешние события на Украине и в Крыму привели в движение российские политические элиты, однако какие кланы и персоналии станут конечным бенефициаром происходящих событий, пока непонятно: ситуация еще может сильно изменится.

 

Эксперты и источники Znak.сom фиксируют тактическое усиление некоторых силовых кланов — в частности, ФСБ, разведки и контрразведки, а также Минобороны в связи с последними событиями на Украине; среди персоналий отмечается усиление главы президентской администрации Сергея Иванова. Они также отмечают, что в высшем российском властном эшелоне «пятой колонны» не наблюдается - возражать против начала операции по обеспечению независимости Крыма и последующей его ассоциации с Россией путем подписания соответствующего соглашения никто не решился.

 

«Побеседовал с великолепно информированным людьми, что называется, инсайдерами. Передаю дословно то, что узнал, предоставляя судить самим читателям.

1. Решение о Крыме принимал лично Путин. Его абсолютно поддерживает небольшая группа высших чиновников (5-6 человек), по совпадению, не имеющих активов на Западе. (Кто эти чиновники, предлагаю догадаться самим читателям).

2. Если Запад не сможет на наступающей неделе остановить Путина, то будет аннексирована Восточная Украина.

3. Кремль в своих планах и оценках исходит из того, что на Западе ему противостоит самая слабая политическая элита за весь послевоенный период. К американскому руководству относятся абсолютно уничижительно. Экономические санкции Кремль не пугают.

4. Зато угроза персональных экономических санкций вусмерть напугала других российских чиновников, как из окружения президента, так из окружения премьера. Один из них госпитализирован в предынфарктном состоянии.

5. Однако эти чиновники не решатся выступить против Путина. Они почти суеверно верят в его удачу, говорят, что до сих пор Путину все удавалось», - такой пост в своем Facebook оставил 2 марта российский историк, доктор исторических наук, профессор и заведующий Кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей.

 

Cобеседник Znak.com, близкий к руководству МИД, отметил, что его ведомство, как и помощник президента Владислав Сурков, ушли на второй план после принятия решения Совета Федерации о разрешении президенту Владимир Путину в случае необходимости использовать российские войска на Украине.

 

Руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что говорить о том, что какому-либо властному клану полностью удалось перехватить инициативу и извлечь выгоду из нынешней ситуации в связи с событиями в Крыму, пока рано, потому что развитие ситуации может пойти по самым разным сценариям.

 

«Пока можно отметит некоторый рост влияния таких представителей силовиков, как министр обороны Сергей Шойгу или директор ФСБ Александр Бортников. Также можно отметить, что правительство Дмитрия Медведева становится в нынешней ситуации более устойчивым: пока не будет внешней стабильности, в отставку его, видимо, не отправят», - отмечает Минченко, добавляя, что он также фиксирует, что инициатива от МИД в последние дни явно перешла к силовым структурам, хотя опять-таки делать окончательные выводы пока рано.

 

Руководитель близкого к Кремлю Центра политического анализа Павел Данилин отмечает, что высшие политические элиты держатся по вопросу Крыму консолидировано вне зависимости от их личной приближенности к президенту на данный момент, однако в ходе развитии ситуации с Крымом во властных структурах могут начаться серьезные трансформации в зависимости от того, по какому сценарию будет развиваться ситуация.

 

Данилин отмечает, что даже экс-глава администрации президента Александр Волошин в своем Twitter высказался в поддержку действий Путина, написав, что «Ни один западный лидер не вякнул, когда националисты, нацисты и демократы захваливали здания законных органов государственной власти Украины. И теперь эти люди учат нас хорошим манерам».

 

Вообще публичные высказывания представителей российских политических элит в выходные действительно были консолидированными, и могли быть только более или менее жесткими в зависимости от конкретной персоналии.

 

К примеру, вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал в своем Twitter призыв к патриотическим и русским национальным организациям поддержать действия Путина по Украине, а премьер-министр Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook отметил, что, хотя авторитет Виктора Януковича «ничтожен», он все еще остается действующим президентом Украины, и что «Украина для нас — это не группа людей, которая пролив кровь на майдане, захватила власть в нарушение Конституции и других законов своего государства. Это вся страна».

 

Собеседники Znak.com, близкие к администрации президента и пожелавшие остаться анонимными, фиксируют следующие изменения внутреннего влияния по персоналиям: усиление Шойгу и Иванова, высокопоставленных силовиков в разведке и контрразведке, а также, к примеру, президента «Роснефти» Игоря Сечина, так как он активно занимается темой контактов России и Китая, а Китай высказался в поддержку России по крымскому вопросу; некоторое усиление Владислава Суркова и некоторое ослабление Сергея Глазьева.

 

«Единого бенефициара пока нет, потому что, насколько я понимаю, руководство взял на себя лично Путин, и какие-то кланы могут играть лишь ситуативно — единого оператора, кроме президента, нет», - отмечает один из источников.

 

Другой источник объясняет, что пока не определено, кто со стороны России станет активным публичным коммуникатором с представителями Евросоюза и Украины, кто будет заниматься неформальными контактами с украинскими олигархами, которые возглавили большие области востоке страны, а именно эти люди в конечном итоге могут выиграть максимум по ситуации. Кроме того, важно, кто из бизнесменов станет оператором по инвестиционным проектам в Крыму: так, например, премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что заказчиком строительства моста через Керченский пролив станет ГК «Автодор»; будут и другие проекты.

 

«Все зависит от того, кто именно станет с нашей стороны коммуникаторами по разным вопросам, причем как в течение следующих трех недель до проведения крымского референдума, так и в течение следующих двух месяцев до выборов нового президента на Украине», - отмечает источник.

 

Если говорить об общих последствиях для российской внутренней политики нынешних событий в Крыму, тут эксперты расходятся во мнениях.

 

Итогом событий в Крыму для российской внутренней политики станет рост рейтинга Путина внутри страны и ослабление рейтингов оппозиции, которая выступает против действий, направленных на поддержку Крыма, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

 

Другие эксперты не столь оптимистичны.

 

Так, лидер партии «Демократический выбор», экс-замминистра энергетики Владимир Милов говорит о серьезной смене настроений у многих бизнесменов и людей, работающих на стыке бизнеса и политики, ранее придерживавшихся нейтрально-провластной точки зрения.

 

«Они раньше много мне выговаривали — что, мол, тебя не устраивает, все отлично в стране. Но за последние 2-3 дня их настроение изменилось: сказать, что они приуныли — значит ничего не сказать. Они понимают, что дело может дойти до реальных экономических санкций, и что ситуация в экономике может закончиться катастрофой. Сейчас происходит серьезная перемена настроения у людей, ранее не замеченных в особом фрондировании, кто привык заниматься бизнесом и свободно перемещаться через границу», - отмечает Милов.

 

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев говорит о том, что у многих представителей политически элит и бизнеса настроения, скорее, панические: почти никто не ожидал настолько неблагоприятного для России развития событий.

 

«Реальность оказалась пессимистичнее любых прогнозов, поэтому люди пока находятся в состоянии шока. При этом никакой публичной дискуссии нет, и повлиять на принимаемые властью решения не может никто, кроме ведущих международных лидеров. При этом экономические аналитики смотрят на цифры и понимают весь масштаб недооценки последствий для экономики и внешнеполитического имиджа страны решений, принятых в выходные. Хороших вариантов развития событий нет: есть плохие и очень плохие», - считает Кынев.

 

Самый радикальный прогноз дал Znak.com политолог Станислав Белковский.

 

Белковский считает, что крымская ситуация может закончиться как падением режима Владимира Путина, так и победой на президентских выборах на Украине Юлии Тимошенко, если ей удастся стать посредником между Россией и Украиной по крымскому вопросу.

 

«Меня лично больше устроит первый сценарий, но что-то мне подсказывает, что нынешние решения Путина не окончательные. Элиты находятся в шоке, а самому Путину я могу, как психиатр, поставить диагноз — он сошел с ума», - считает оппозиционно настроенный политолог.

 

Политолог Михаил Захаров, впрочем, считает, что главной целью российской власти и российской политической элиты в ближайшие годы будет любой ценой избежать возможности повторения в России украинского сценария; в рамках этого будут предприниматься действия, сплачивающие элиты и направленные на удаление из этой среды тех, кто не способен «в едином порыве строить новую Россию».

 

«Любые силовые акции всегда приводят к политической мобилизации основных групп объединенных по идеологическому принципу. Патриоты еще "теснее сплотятся вокруг Путина". Либералы конечно же используют события как повод для очередной атаки на власть. Всем политическим лагерям проще будет травить друг друга. Внутренняя политика в случае любого исхода получит новый импульс. Наступает время сильных эмоций», - резюмирует руководитель Центра политической конъюктуры Алексей Чеснаков.

 

Екатерина Винокурова

 

Источник: http://www.znak.com

THE SNEAKER BULLETIN

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТЯЖЕЛОВАТЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. МНОГО О ПОЛИТИКЕ ПИШЕТЕ И ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

Марина Попова, преподаватель русского языка и литературы