Бывший Музей революции приоткрывает свои фотофонды, чтобы показать портреты детей, на чью долю выпали две войны, голод и нищета.
Коллекция фотографий ГЦМСИР формируется с 20-х гг. прошлого столетия и насчитывает не менее 180 тысяч снимков и 160 тысяч негативов. Несмотря на то что в музее, ранее известном как Музей революции, особую роль отводили именно тематическим документам, здесь за почти столетие скопился уникальный свод фотографий быта и повседневной жизни всех слоев населения России.
1. Беспризорные и голодающие дети на Николаевском вокзале. Москва, 1920 (© Государственный центральный музей современной истории России)
Беспризорники 1920-х — это дети Первой мировой, революции, террора и голода. Самые сильные дети своего времени. По разным данным, на начало 1920-х в России насчитывалось от 4 до 7 млн детей, лишенных дома и родителей.
Молодое Советское государство объявило борьбу с беспризорностью политической задачей, и в 1935 году было официально заявлено о полной ликвидации беспризорности и безнадзорности. Может быть, поэтому, а может быть, по идеологическим причинам, но музейный фотоархив на эту тему очень невелик и заканчивается на 1930 годе.
В фонде всего не более двух сотен фотографий, и тем дороже эта коллекция для потомков. С помощью сотрудников ГЦМСИР мы отобрали для читателей COLTA.RU снимки, лучше всего иллюстрирующие жизнь беспризорных детей, их жилища и занятия, первые шаги к, возможно, чуть лучшей жизни в приютах.
8. Регистрация беспризорных ребят в дежурной комнате школы для беспризорных Московского отдела народного образования. Москва, 1928
13. Помощь голодающим Поволжья. Сироты, родители которых умерли от голода, в детском доме. Ставрополь, 1921-1922
СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В ВАШЕМ ЖУРНАЛЕ ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ И ДОСТУПНЫЙ, И ЭТО ПОДКУПАЕТ, ТАК ЖЕ КАК И ВАША АВТОРСКАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. А ВОТ ИЛЛЮСТРАЦИЙ МНОГОВАТО, Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧАТЬ ПОБОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЗНАКОВЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ Я ЗНАЮ. ВЕДЬ ИНОЙ РАЗ НА ОСНОВЕ ЭТИХ МАТЕРИАЛОВ Я ВНОШУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОРРЕКТИВЫ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НО, КАК ГОВОРИТСЯ, НА ВКУС И ЦВЕТ ТОВАРИЩА НЕТ. КОМУ-ТО ИНТЕРЕСНО И КАРТИНКИ РАЗГЛЯДЫВАТЬ.
Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека в Иркутской области