вверх
Сегодня: 12.12.24
13.png

Веселые неряхи

 

Озеро Байкал в очередной раз получило удар в спину. Участники ледовых переходов, посвященных экологическому просвещению, оставили после себя на берегу и льду озера кучи мусора. После яркого и красочного мероприятия, пропагандирующего защиту Байкала, у населения Старой Ангасолки остался неприятный осадок при виде заваленных мусорных баков, пластиковых бутылок и бумаги на льду. Переходы с каждым годом набирают обороты, и в этом году более тысячи человек решили провести выходные, протопав 14 км по прозрачному льду самого глубокого на планете озера, в котором содержится около 20% мирового запаса пресной воды. Однако, видимо, не каждый проникся целью и смыслом задуманного мероприятия, и хотя волонтеры пытались собирать мусор, небольшая свалка после массового похода все же осталась. Ученые уверены, что в дальнейшем надо увеличить контроль за такими мероприятиями, вызывающими все больший интерес. Ведь в хаотичных толпах попадаются люди не слишком тяготеющие к экологии, а решившие просто развлечься и разнообразить досуг. Они не задумываются, что Байкал, который и так постоянно подвергается опасности из-за сливов различных отходов, может пострадать и от брошенной второпях бутылки. 

байкал старая ангасолка ледовый переход людмила артеменко владимир фиалков марина рихванова владислав зыков
 
  Фото Нины Новиковой  

- За три дня во время этих ледовых переходов через поселок прошли более тысячи человек. Мероприятие получилось, конечно, красивым, но люди, от бескультурья что ли, набросали мусор по берегу Байкала, и на льду остались пластиковые бутылки, никто ничего не убрал, — говорит директор детского лагеря «Ангасолка» Людмила Артеменко. — Ведь переходы задумывались как экологическая акция, но при такой массовости организаторам надо было усилить контроль и больше информировать участников, раздавать пакеты, агитировать. Ведь у нас все баки были переполнены, мусор валялся и на берегу, даже в мангалы накидали доверху. Хотя им надо было все с собой унести. Мы потом сами ходили по льду и собирали бутылки».

 
   
 

Фото Нины Новиковой

 
 

 

Переходов через Байкал в конце марта было сразу три. В пятницу, 21 марта, через Старую Ангасолку прошли участники перехода «Встреча с Байкалом». Всего около 250 человек, представляющих экологические, молодежные, спортивные, творческие и другие общественные объединения. Этот переход был согласован с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, которое официально подтвердило, что мероприятие не вызовет негативного воздействия на животный мир Байкала. Более масштабный ледовый переход «Шаг в чистое будущее-3», который, по словам организаторов, имел устное одобрение ведомства, состоялся в Слюдянском районе 22 и 23 марта, в нем приняли участие более тысячи человек — студенты, школьники и взрослые. На льду развернули бесплатную полевую кухню. В культурно-развлекательной программе фольклорно-этнографический ансамбль «Алтан Саг» исполнил танцы коренных народов, а шаман Виталий Балтаев провел обряд, пообщавшись с духами. При этом за время этой шумной программы и развлечений незаметно скопилось довольно много мусора, который почему-то так и остался лежать в поселке и его окрестностях.

Организатор перехода «Шаг в чистое будущее-3» Владислав Зыков уверен, что участники перехода не могли там оставить мусор, поскольку они сами его собирали. «Мы раздавали мешки участникам, и сами волонтеры собрали на тропе от станции Темная падь, в туннеле и на берегу всего около 10 пакетов по 50—60 литров. Мы даже проводили награждение волонтеров, собиравших мусор», — недоумевает Владислав Зыков.

Волонтеров наградили — хорошо, ведь акция была задумана в поддержку экологии, однако что такое 10 пакетов на 1000 человек, каждый из которых несет с собой не только бутылки, но и еду для перекусов и другие источники упаковки и различных отходов потребления. Естественно, что за всеми не углядели. Конечно, организацию при таком скоплении народа необходимо было продумывать тщательнее, в противном случае бесконтрольные массовые выходы на лед стоит просто запретить, чтобы не плодить грязь в водах и без того многострадального озера.

Людмила Артеменко отметила, что детский лагерь самостоятельно вывозит мусор из поселка, стараются, чтобы на берегу было чисто. «Ладно эти переходы — разовые мероприятия, а вот, например, ВСЖД свои контейнеры редко вывозит, стоят переполненные, собаки и вороны по дороге все растаскивают. Туристы регулярно на поездах экскурсионных приезжают, естественно, их контейнеры заполняются. Мы же свой мусор вывозим по договору со Слюдянкой, пока есть возможность, по льду на машинах, — говорит директор лагеря. — Хотя сейчас планируем принять участие в гранте и приобрести для Ангасолки мусоросжигающую печь небольшого объема. Мы уже связались с изобретателями, получили сертификаты, стоимость высокотемпературной печи около 150 тыс. рублей. Кроме того, в планах приобрести пресс для негорючего мусора». Осталось только выяснить, разрешит ли Росприроднадзор использовать такую печь на Прибайкальской территории.

Проблема с утилизацией мусора далеко не нова для населения побережья Байкала, поскольку вывозить его порой дело очень сложное и затратное. Поэтому то, что для каждого из участников перехода измеряется одной бумажкой, подумаешь, не страшно, для местных жителей в результате накопительного эффекта превращается в катастрофу. Кроме того, толпы людей на байкальском льду могут оказать влияние и на экосистему озера.

«Такие масштабные переходы просто так устраивать недопустимо, — говорит директор Байкальского музея СО РАН Владимир Фиалков. — Ведь на льду могут быть домики нерпы, мать может испугаться и уплыть, а природа у нее такая, что больше она не вернется, и детеныши погибнут. Поэтому надо согласовывать такие акции не только с МЧС, но и с учеными. И Прибайкальский национальный парк должен следить за таким массовым скоплением людей на своей территории». В целом Владимир Фиалков считает, что переходы устраивать можно, но надо все продумывать. Те же передвижные туалеты, ведь это 14 км по льду, и идут дети. Ученые в свои зимние экспедиции по льду всегда берут такое устройство.

Владимир Фиалков заметил, что Байкалу в большей степени опасно загрязнение даже не пластиковыми бутылками, которые страшны скорее с эстетической точки зрения, а синтетическими сбросами. «Для Байкала опасно, когда в него сбрасывают моющие средства, которые могут сливать корабли, — говорит ученый. — Ведь на все озеро у нас только один приемный пункт жидких отходов с судов, который расположен на барже в порту Байкал. Соответственно высока вероятность, что многие им не пользуются. А для озера это большой вред».

 
   
 

Фото Нины Новиковой

 
 

 

Сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова тоже уверена, что жидкие бытовые отходы сильно влияют на экосистему и дают пищу для роста водорослей, которые, отмирая, в большинстве заливов Байкала создают гниющие скопления. «Скопления таких водорослей обнаружены возле Северобайкальска, мы проводили исследования в Баргузинском заливе, там тоже прибрежная полоса на несколько километров покрыта водорослями, и ученые обнаруживают эти водоросли во всех заливах», — говорит эколог.

Но как пагубно действуют эти водоросли на само озеро, ученым еще предстоит выяснить. В целом же, по словам Владимира Фиалкова, Байкал пока справляется со всеми антропогенными нагрузками. Его микроорганизмы перерабатывают нефтепродукты и используют их для питания, а пластиковые бутылки на льду скорее всего просто скатятся в глубины озера и утонут в многометровом иле, или часть из них вынесет на побережье. «Конечно, на Байкале самая грязная часть — это прибрежная зона, потому что там вода теплее, и она способствует развитию микроорганизмов и процессам гниения, но пробы чуть дальше от берега показывают, что озеро само себя очищает», — заметил ученый.

Всем известно, что уникальность байкальской воды объясняется не исследованными до конца процессами самоочистки и регенерации, которые происходят в озере. Однако это совсем не повод организовывать и проводить экологические акции, участники которых в большей степени задействованы в них из желания весело провести время. К чему нужно это человеческое вторжение, если после него остается такое наследство? И почему местные жители должны всю эту непотребность убирать после таких защитников окружающей среды? Почему любое массовое гуляние у нас оборачивается свалкой, а любая объединяющая идея вырождается в эгоистичную бытовую попсу? 

 

Источник: http://baikal.mk.ru

 

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Я СЛЕЖУ ЗА ВЫХОДОМ ЖУРНАЛА «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ» НЕ ПОТОМУ, ЧТО Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН СО ВСЕМ, ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ И ЧТО ГОВОРЯТ ВАШИ ГОСТИ. СКОРЕЙ, НАОБОРОТ. ИНЫЕ МНЕНИЯ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ТЕМЫ – ВОТ ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО. ЖУРНАЛ ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН. РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСЕН.

 

Тимур Сагдеев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области