В мае прошлого года в Иркутской области случилось неординарное событие, но осознание этого, разумеется, пришло значительно позже. Год назад указом президента России здесь на должность губернатора был назначен иркутянин, выходец из Черемхово и предприниматель Сергей Ерощенко. Решение о сложении губернаторских полномочий федеральным чиновником, идейным вдохновителем многочисленных показных форумов и другом журналистов Дмитрием Мезенцевым для посвященных неожиданностью не стало. Однако кандидатура его приемника вызвала шок у ряда представителей иркутской элиты. Некоторые из них долго не могли в это поверить, принять и смириться, тем более, что риторика и поступки нового губернатора не укладывались в привычное представление регионального чиновничества о политической кошерности. Сразу после назначения Сергей Ерощенко стал совершать странные для привычного представления о власти поступки. Он стал эту власть обличать, обращаться за помощью напрямую в СМИ и правоохранительные органы и призывать граждан к гражданскому контролю над распустившимся чиновничеством. Он заявил о высокой «коррупционной насыщенности» власти, особенно на местах, в отдаленных поселках, проживание в которых назвал экстремальным.
Как бывший успешный бизнесмен свой первый шаг он сделал в сторону региональных финансов и еще прошлым летом по его настойчивой инициативе между правительством области и крупнейшими промышленными корпорациями страны, работающими в регионе, были подписаны соглашения о социально-экономическом партнерстве. В результате региональный бюджет за полгода вырос с 86 млрд до 126 млрд рублей. Это позволило получить дополнительные средства в областную казну и по итогам прошлого года на 21 млрд рублей увеличить количество денег, направленных на решение социальных вопросов. Однако социальные выплаты из бюджета способны решить только текущие проблемы, заткнуть существующие бреши, они лишь обеспечивают сегодняшнюю жизнедеятельность территорий. А жизнь продолжается тогда, когда есть развитие. Только направленность руководителя в будущее, его векторная устремленность на долгосрочные прорывы является свидетельством профессионализма и честности. И вот, наконец, мы слышим то, что каждому из нас уже давно подсказывал здравый смысл, Приангарью необходимо вернуть его былое индустриальное величие. Ерощенко заговорил о возрождении региональной промышленности. Неудивительно, что его амбициозная идея частью иркутского сообщества была встречена скептически, потому что критиковать и брюзжать и привычно ничего не делать всегда легче, чем биться за результат и жертвовать здоровьем, собственной жизнью, наконец.
С его подачи к великому ужасу привычного к тихой рутинной жизни местечкового чиновничества в политическую жизнь региона ворвались такие забытые понятия, как патриотизм, вера, совесть, справедливость, инициатива, ответственность, личность, культ труда и благо России. «Пусть это звучит пафосно, но губернаторский статус в моей жизни ничего не изменил. Я всю свою жизнь трудился на благо России, меня так воспитывали, и если мне теперь выпало счастье использовать эту возможность по максимуму, я не упущу этот шанс. Я патриот сибирской земли, я здесь вырос. И этим горжусь», - сказал Сергей Ерощенко, отвечая на вопрос о цели и смысле своего губернаторства.
Однако некогда понятные, но теперь, к сожалению, абстрактные категории, на которых в свое время формировались целые поколения, возродить к жизни одной риторикой невозможно. Нужны поступки, нужен результат. И Ерощенко это прекрасно понимает. Требование результата с подчиненных стало для него, пожалуй, одержимостью. И только очень наивный человек может думать, что это так просто заставить тех, кто долгие годы только изображал процесс, каждодневно выдавать результат, заставить их пойти на смену мотивации, перевернуть для себя реальность и принудить себя поставить интересы общества выше собственных. Это нешуточная ломка, последствия которой мы сегодня и наблюдаем.
В стремлении развернуть к результату скрипящую бюрократическую машину губернатор мучительно пытается применить привычные и понятные для него инструменты системности и эффективности. «Вот мы во всем неэффективно и спонтанно действуем. Когда метеорит упадет, мы начинаем изучать астрономию, затопило – думаем, как людей с крыш домов снимать. Необходимо всем заниматься системно, у нас для этого множество различных структур, где полно народа работает», - объясняет губернатор журналистам, чтобы они донесли это до людей. Но как этот «народ» и эти структуры заставить работать на благо общества, а не свое собственное, вопрос болезненный. И ответ на него существует только один – гражданский контроль и инициатива. «Нужна инициатива людей. Жители сами должны следить за порядком на территории и призывать своих мэров к ответственности, если они проявляют самостийность. Состояние сферы обитания во многом зависит от людей, их активности, их патриотичного отношения к родной земле».
По мнению губернатора, активные граждане, патриоты должны стать его помощниками в наведении порядка в муниципалитетах и поселках. Каждому жителю необходимо проявлять активность и гражданское самосознание, стать волонтерами, одержимыми одной общей идеей возрождения родного края. «Неужели мне нужно доехать до каждого детского садика в каждой деревне, чтобы спасти его от закрытия? Вот я также, может быть, как мэр решил закрыть этот садик в затопленной Преображенке, если бы своими глазами не увидел, как сотрудники этого детсада по пояс в воде спасают и сушат рваные детские матрасики». Губернатор считает, что жители сами должны призвать мэра к ответу, если он ведет себя безответственно. «Все привыкли к пассивной жизни, что вот есть губернатор, есть президент, они проявят волю и все за нас решат, - объясняет свою подходы Сергей Ерощенко. - Неправильно так думать, уровень компетентности любого мэра на месте выше, чем у губернатора, потому что он знает ситуацию, а стало быть и решение ему найти легче. Для этого только нужно социально ответственно подходить к своим обязанностям. А жители этого социально ответственного подхода должны от мэра требовать и добиваться».
Сергей Ерощенко убежден, именно по причине безверия граждан в честность власти они пассивно закрывают глаза на безответственные деяния своих мэров, поэтому мы практически во всех муниципалитетах имеем на сегодня конфликты и междоусобные войны между мэром и думой, между предпринимательскими группировками. «Это можно наблюдать практически везде, в Ангарске, Братске, Иркутске, Усолье-Сибирском, Тулуне. Какая разница жителям Ангарского района, в каких границах они находятся? Убежден, для них гораздо важнее, где они могут получить медицинскую помощь. А Усолье-Сибирское? Все смотрели, как разрушается производство, и молчали, поддерживали местную власть, пока не остались наедине с ртутным озером. У нас странная сложилась ситуация, территории с меньшим бюджетом, такие, как, например, Черемхово, имеют лучшие результаты по чистоте улиц и освещенности, чем территории с благополучными бюджетами. И мы понимаем, что многое в этом вопросе зависит от личности, которую граждане выбирают. И я поддержу любого мэра и любого главу, которого народ выберет, если только он все свои усилия будет направлять на благо жителей».
По сути, Сергей Ерощенко предлагает всем нам осуществить в сознании революцию, главный смысл которой заключается в том, что каждый из нас должен стать ответственным участником тех процессов, к реализации которых он нас призывает. И не просто участником, а участником с гражданской ответственностью и человеческой совестью. Поэтому он часто оперирует словами «идеология» и «патриотизм». Не спорю, человеку, обремененному цинизмом иждивенчества и потребительства понять и принять это сложно. Смириться еще тяжелее. Но существует ли здоровая альтернатива тому, что он предлагает? «Один человек никогда ничего не добьется, нужна поддержка народа», - сказал Ерощенко, подводя итоги года своего губернаторства. И то, что эта поддержка у него на сегодняшний день есть, самый важный итог этого года.
Создается впечатление, что в иркутской элите мало кто пока понял, что пафосная на первый взгляд риторика Ерощенко, когда он оперирует таким понятиями, как патриотизм и национальная сибирская идея, является не политической позой и не пропагандой, а органичной частью его самого. Он действительно так думает и действительно в это верит. И это делает его сильным, обрекая его грандиозные планы на успех. «С первых дней своего губернаторства я ездил по территориям, и самое страшное, что было тогда, это смотреть в отчаявшиеся глаза людей, которые уже ни во что не верили», - делится впечатлениями о первых днях своего губернаторства Сергей Ерощенко. - Никто ни во что не верит, и это очень серьезная идеологическая проблема, которую необходимо решать на объединении и созидании, а не на протестах и разрушении».
Людям нужна справедливость и социальная перспектива, для этого им необходимо верить власти, чтобы поверить в себя. Вопрос о доверии народа беспокоит сегодняшнего губернатора, пожалуй, больше, чем вызывающая с точки зрения мещанского подхода идея индустриализации. Потому как для решения задачи по индустриализации он владеет привычными для себя инструментами и технологиями, и его заявления о необходимости развития региональной инфраструктуры и активного участия области во всех федеральных программах для получения софинансирования, ярко об этом свидетельствуют. Тогда как проблема утраченного доверия связана с тонкими материями человеческого сознания и практически не решается искусственно заданными временными рамками. Это под силу только прорывной национальной идее, способной объединить и поднять людей на поистине великие свершения. «Спекулятивное использование сознания людей руководителями в своих корыстных целях приводит к тому, что ситуация рушится, даже в таких индустриально крепких городах, как Ангарск», говорит губернатор, - но необходимо убеждать людей, что есть руководители, способные патриотично заниматься территорией».
Но если в доверии народа к первому лицу в регионе, как он утверждает, с мертвой точки сдвинуться удалось. И сегодня, в глазах жителей территорий можно уже увидеть робкие блики надежды, то сам губернатор продолжает за своей спиной собирать шлейф скрытого щипящего недовольства тех, кому претят все эти неудобные призывы к патриотизму и национальной сибирской идее, курсу на индустриализацию и народное благосостояние. Нет, он не один, не романтический одиночка, как пытаются его выставить некоторые. Просто политический региональный бомонд не привык к жестким методам формирования губернаторской команды и весьма нервно и истерически продолжает реагировать на очередные правительственные отставки. «Процесс формирования правительства бесконечный. Он будет продолжаться столько, сколько я буду губернатором. Я буду менять людей, которые не добиваются результата, ровно столько, сколько буду работать сам. За каждой нерешенной проблемой всегда стоит конкретный человек и мой управленческий потенциал, направленный на замену людей, которые не хотят работать, это моя ответственность перед всеми жителями Иркутской области. Мне часто приходится слышать, что для выполнения того или иного решения необходимо проявить управленческую волю, и я всегда в этом случае отвечаю, что не воля нужна, а совесть», - объясняет Ерощенко свои нестандартные поступки.
Казалось бы, неорганичная и даже угрожающая для чиновничьей среды, но понятная и необходимая простому народу риторика делает его уязвимым перед разного рода аппаратными подставами, которыми, как известно, пользуются политические противники, спекулируя на том, что он был назначен президентом, а стало быть, полностью подконтролен центру и лишен самостоятельности. Однако в долгосрочной перспективе все эти инсинуации, которые сегодня, разумеется, имеют место быть, обречены на провал, ибо логика развития и здравого смысла, и, наконец, инстинкт самосохранения требуют решительных перемен и в мыслях и в действиях. И региону сегодня такой человек как Ерощенко, очень нужен, просто жизненно необходим. «Иркутская область сочетает в себе много коммерческих противоречий и разнонаправленных интересов. Но у меня нет комплекса, что меня назначили, потому что сегодня я нисколько не сомневаюсь, что в случае досрочных губернаторских выборов жители области меня поддержат», - справедливо замечает губернатор и это та ситуация, когда скромность неуместна.
Светлана Батутене
Источник: http://baikal.mk.ru/
Nike"...ВАШ ЖУРНАЛ ЧИТАЮ И ЧИТАЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. ПИШЕТЕ ИНТЕРЕСНО, И ИЛЛЮСТРИРОВАНО ВСЕ КРАСИВО, ДОСТОЙНО. ТОЛЬКО ВОТ ПЛОХО, ЧТО НЕТ ЕГО В СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ. НЕ НАЙТИ..."
Александр Ханхалаев, председатель Думы Иркутска