вверх
Сегодня: 07.12.25
10.png

Иркутск: 360 лет или 360 градусов?

 

 

 

Эту реплику, конечно, нужно было публиковать раньше, потому что информационный повод как будто отодвинулся уже. Но так получилось, что вышел материал в новогоднем номере журнала «Иркутские кулуары», а у нас закон: сначала в журнале, а на сайте – потом. Да и с информационными поводами, связанными с культурной сферой, с культурным, если хотите, фоном, в нашем регионе не так просто всё. Вот региональная власть выдумала для своего пиара очередной смешной, несуразный праздник – 85-летие Иркутской области – и к этому празднику выбрала не менее смешной и несуразный логотип, символ. И это означает, что в той самой культурной сфере у нас происходит что-то такое, что просто заставляет возвращаться к событиям и проблемам вне зависимости от конкретных информационных поводов. 

 

------------------------------------------------------------------------------------------

 

 Юбилей города, особенно не слишком круглый — это всегда проблема для городского начальства. С одной стороны, надо праздновать. А с другой, надо соблюсти меру, не перестараться. Отпразднуешь скромно – скажут, зажал копейку. Бахнешь праздник до небес – скажут, чего это, по некруглому-то поводу? Никак бабки отмывают!  Всегда будут недовольные, так что в выборе «подарка городу» надо быть особенно аккуратным.

 

 360 лет Иркутска – как раз такой некруглый юбилей. И надо отдать должное иркутскому  начальству: они придумали выделить деньги (кажется, внебюджетные, но все равно «городские») на съемку клипа. Предложившая этот проект продюсерская компания выбрала для клипа песню  певца Сергея Трофимова «Народ». Идея понравилась, деньги (кажется, три миллиона рублей) были найдены, клип сняли и предъявили. На Youtube-канале  певца Трофимова у клипа, конечно, пока не самое чемпионское количество просмотров (более 270 тысяч, при том, что у него там есть и ролики с миллионами просмотров), но результатом все остались довольны. Соцсети откликнулись радостным умилением, количество просмотров всех устроило, комментарии под роликом на канале певца в основном  благожелательные – в общем, можно было бы поздравить всех собравшихся в этот некруглый хоровод. 

 

 Поздравить-то можно, но присоединиться к восторженному хору после просмотра как-то не получается. Был бы просто клип, но тут юбилейный клип с амбицией, с задачей «продвинуть Иркутск на федеральный уровень», как сказал продюсер клипа в интервью. Поневоле смотришь с особым вниманием.

 

 Надо сказать, первое, что сразу бросается в глаза — это то, что  всеми участниками (и городскими инстанциями, и иркутскими кинематографистами, и певцом Трофимовым) двигали самые добрые намерения. Это прямо чувствуется, концентрация добрых намерений в клипе зашкаливает. Но все мы помним, куда обычно приводит дорога, вымощенная этими добрыми намерениями. В случае с клипом «Народ» она привела даже не в ад, а в место куда более интересное. Но по порядку… 

 

 Немного жаль, конечно, что наши иркутские клипмейкеры выбрали  певца Трофимова, а не какого-нибудь условного «Стинга». Могут сказать, что это вопрос денег. Но думаю, что не только. Можно было найти артиста поярче за примерно те же деньги. Но почему-то остановились на Трофимове. Сергей Трофимов – известный автор и исполнитель, написавший много трогательных песен в жанре «чтоб защипало в носу». Конечно, его песни – легкая мишень для критики, но у него есть своя аудитория, и вообще, какие вопросы? Песня про простых людей, про «народ, который есть и будет» — все по-трофимовски трогательно. Но даже эта песня все-таки выделяется в ряду незамысловатых и похожих одна на другую песен Трофимова. 

 

 Эта песня отличается неожиданно высоким градусом какого-то дремучего классового чувства, неожиданно проступившей ненавистью автора к «продажным барыгам» (работяг, для которых цены вырастут, жаль, а мистера Смита, который утопился — нет) и к деньгам, заменяющим людям совесть. Даже в каком-нибудь ежегодном концерте советского телевидения «Песня-80» такая песня выглядела бы архаичным перебором. Конечно, Трофимов имеет право думать, что хочет, он консервативный человек с ярко выраженным «народным» самоощущением (как он его понимает) и профессиональной склонностью к разной пафосной ерунде. Но в клипе, по мысли создателей, эта песня представляет Иркутск (клип-то снят к 360-летию), а Иркутск – город интересный, сложный и разборчивый, в котором умеют, в общем, отличать настоящее от фальшивого. И попытка впихнуть Иркутск в эту песенную архаику с классовой борьбой вызывает, конечно, странное и печальное чувство.

 

 Отдельно надо сказать и про то, как показан Иркутск в клипе. Ну да, название города мелькает в начале клипа (на вокзале). И цифра «360» крупно написана на вагоне поезда. Но для человека, не живущего в Иркутске и не сфокусированного на пристальном поиске городских примет Иркутска в клипе просто нет, а цифрв «360» - это просто раскраска вагона. То есть это такое подмигивание для своих. Декорации клипа – открыточные виды Иркутска, но человеку, не знающему Иркутск, они ни о чем не говорят. Кому-то, наверное, кажется, что это как раз признак класса, вот так типа ненавязчиво вложить в голову зрителю образы прекрасного Иркутска. Но Иркутск можно разглядеть в клипе, только если его хорошо знать и специально высматривать – а так зритель видит в клипе обычный город, любой областной центр, в котором есть и многоэтажные дома, и «деревяшки», и водокачки.

 

 Легенда о Байкале (он стремился удержать дочь Ангару, сбежавшую к Енисею, и для этого бросил скалу, известную как Шаман-камень, которая теперь перегораживает исток реки) притянута к сюжету клипа даже не белой ниткой, а алюминиевой проволокой. Эта расхожая легенде занимает первое место в ряду самых избитых и захватанных разными руками иркутских легенд. Но, видимо, ничем другим Иркутск похвастать не может,  и в тысячный раз ее вытащили на свет. Хотя «работает» эта легенда только рядом с тем самым Шаман-камнем в истоке Ангары, и, рассказывая ее, надо обязательно тыкать пальцем в Шаман-камень. А просто так, без Шаман-камня, она совершенно лишена смысла и интереса. Впрочем, был в клипе момент, когда я прямо ждал, как будет обыграно швыряние Байкалом Шаман-камня вслед дочери. Когда девушка (которую в клипе зовут, конечно, Ангара) уходит из дома и выбегает на улицу — я встрепенулся и стал ждать, что ее папа символически бросит ей вслед из окна хотя бы какой-нибудь телевизор или компьютер – это было бы, по крайней мере, смешно. Но, видимо, бюджет не позволил, и легенда так повисла в воздухе.

 

 Наконец, мы подходим к кульминационному моменту клипа – к портретам работяг (их играют реальные рабочие и передовые иркутские общественники). Режиссер там просил героев пару секунд посмотреть в камеру – а потом искренне улыбнуться. И вот с искренностью случилась главная засада, почти все улыбки вышли вымученные и натянутые. Поэтому за исполнителей ролей «людей из народа» в клипе как-то неловко – потому что неловко им самим, и это передается зрителю. 

 

 И, наконец, о том, куда же привела создателей та самая дорога, вымощенная добрыми намерениями. Она привела их (и зрителей) прямо в тот самый 1980 год, в забытые времена «берущих за душу» фальшивых песенок про народ, сочиненных с правильным идейным уклоном. Может, для кого-то это и «образ рая на земле» — но за Иркутск, притворившийся в клипе городом 1980 года, немного грустно. Поневоле начинаешь думать, что число «360» на вагоне – это никакой не возраст Иркутска, а количество градусов при полном повороте на месте. 

 

 Если судить об Иркутске по клипу «Народ», снятому по заказу городских властей, Иркутск — это город, обращенный в советское прошлое и топчущийся на месте. Хотя при желании можно усмотреть и некую гармонию между составными частями этого юбилейного произведения. Не самая удачная песенка популярного, но не хватающего звезд с неба исполнителя, избитые до тоски сценарные ходы, общее ощущение вторичности и, наконец, финальные вымученные улыбки представителей народа — все это в целом отлично дополняет друг друга и сливается в гармоничное произведение класса «В».

 

 Так что клип хороший, нужный, про простых людей. И особенно хорошо его смотреть вообще без видео, да и слушать лучше всего где-нибудь в автобусе или в маршрутке — чтобы живой, настоящий Иркутск, пролетающий за окном, отвлекал от песенки и мешал вслушиваться в слова и музыку. 

 

Владимир Демчиков



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…

 

Александр Ахмедов, студент