Чудес, однако, не бывает!
Теперь все по порядку, избегая моментов самобичевания, оправданий и пустых обличений.
Тихо «отшумели» выборы в регионах страны 8 сентября 2013 года.
Какие были прогнозы, таков и результат. Просто удивительно! Одно явно бросается в глаза – 75% граждан России повернулись к власти спиной, проигнорировав сам процесс выборов. 10% граждан Иркутской области «уверенно выбрали» Законодательное Собрание. В.В. Путин явно этого не ожидал. Как и не ожидал того, что в ряде регионов партия власти вплоть до закрытия избирательных участков будет находиться в критическом положении. Ведь явка на избирательные участки была чрезвычайно низкой. В Иркутске до 18:00 часов явка была 18%, потом избирком почему-то прекратил ввод данных. Интрига продолжалась до 22:00 часов, и только тогда был увеличен процент явки до 20%, а на следующее утро он стал уже 24%. Получается, что за несколько мнут до закрытия избирательных участков порядка 100 000 человек «резко и активно» проголосовали? А в Москве – явно «протестное» голосование за Алексея Навального, в Екатеринбурге – народ выбрал Евгения Ройзмана, которого несколько лет безуспешно «закрывали». В Красноярске «ПАТРИОТЫ РОССИИ» наголову разбили «ЕДИНУЮ РОССИЮ». А «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» поплатилась за свою соглашательскую политику и панибратство с партией власти и во многих регионах страны проиграла. Снижение реального авторитета и влияния парламентских партий и партии власти ни у кого больше не вызывает сомнения. Даже политические манипуляции мало что изменили.
Все прекрасно помнят «слабину», которую дал гражданам России В.В. Путин, – упрощенная многопартийность. «Охмногопартийность». Чудесный, просто великолепный политический ход. Его команда поработала на совесть. Четкий анализ происходящего в стране... и простое решение. Вот вам всем подарок, организуйтесь, участвуйте в формировании власти, руководите, если народ вам доверит. Ведь здорово! Собирайтесь по пятьсот человек – и уже партия. Некоторые из вновь созданных партий носят характер семейных объединений. Там все собраны – дед, мама, папа и совершеннолетние дети. Хорошо, что собачек и кошечек в партию не принимают. Огромная оппозиционная масса была расколота на мелкие конгломераты, неспособные к удачливым и выверенным действиям. И Путина никто не может заподозрить в авторитаризме. Он же дал «свободу», а что – это не так? Кто в это не верил – пусть кинет в себя первый камень.
Народ у нас смешливый, под смех все это и прокатило. И В.В. Путин – стал новым российским светилом, а новые партии полезли как грибы. Хотя их можно было бы назвать... клубами по интересам или, как выразился мой один знакомый, – ДОСАФ (Добровольное объединение страждущих аферистов и фантазеров). По стране было зарегистрировано более 70 партий. С одной стороны, активность народа как бы показывается, а с другой – показывает его же внутренний «раздрай». Принцип создания таких мелких партий известен еще со времен Римской империи. «Разделяй и властвуй!» Что может быть проще этого? И в России пословица есть – «Правь кнутом и пряником!».
Гражданское общество в России еще полностью не сформировалось, чтобы четко представлять себе многопартийную структуру. Потому что на протяжении двадцати лет фактической многопартийности полностью отсутствовал самый главный принцип – самостоятельность политических партий! Парламентские партии двадцать лет занимались соглашательством с партией власти, занимали удобную позицию для себя и «грызлись» между собой. При отсутствии элементарной политической культуры центральных партий и их, явно узнаваемой, советской неуклюжести не могло быть создано примеров образования новых политических сил, поскольку вместо политической толерантности проходили закулисные интриги в руководстве власти – с применением принципов принуждения и выдавливания из актуальной повестки дня каких-либо политических новшеств. Вот почему и нормы избирательного права явно «подтачивались» под партию власти и их «сателлитов».
Изменить все это могли бы новые конструктивные партии в количестве 3–5 партий. Не больше. Но дело было сделано – и при отсутствии гражданского общества на рынок политических услуг полезли проходимцы-изобретатели, предложившие на этот рынок псевдопартийные формации. Хочешь партию? Нет проблем – мы создадим для вас любую, или можете уже купить – вновь созданную. И по пыльным дорогам России покатились тачанки абсурдных «оппозиционных» партий. И развевались на ветру флаги разных цветов и форм. Даешь победу! Но, господа, мода на быстрые революции уже давно прошла в цивилизованных странах, и мы вроде бы к таковым относимся. Ну, не Египет мы, и не Ливия. И слава богу. Поэтому и не светит ничего массовым выступлениям и волнениям.
Значит, и в тактической работе новых партий надо было это учитывать. Вот некоторые заявления руководителей новоиспеченных партий – «Мы отменим частную собственность!» Да неужели? Вы думаете, что предприниматель, даже самый худосочный, его семья, его сотрудники вам это позволят сделать? Ошибаетесь, он вам глотку перегрызет за все годы тяжелого труда и потерь, которые позволили ему наконец-то обеспечить семью. А садоводы, получившие в частную собственность землю, – вам ее отдадут? И вы думаете, что они пойдут голосовать за партию, предлагающую это в своей программе?
Общие слова вроде «национальный прорыв», «индустриализация», «улучшение и упрочнение», «процветание» давно в стране перестали кого-то будоражить. А вот слова «изменения без потрясений» – срабатывают, точно так же как и слово «стабильность». Стоит партии заявить о смене кадров, ротации клана «чиновников» – вот и появляется так называемый «протестный» к оппозиции административный ресурс. Они за оппозицию, даже самую умную, голосовать не будут. В Иркутской области более 35% трудоспособного населения – это бюджетники, армия, полиция и другие силовики. А у них семьи, друзья.
Как вы думаете, пойдут ли голосовать за партию демократического толка ученые и преподаватели? Да, у них развито, наверное, чувство справедливости и ощущения свободы. Они владеют логикой и профессиональными знаниями… в общем, явный электорат для демократических партий. Но они привыкли обсуждать все изъяны общества в кулуарах, на кухнях и в «курилках». В действительности же они как никто зависят от властных структур. Это и материальное обеспечение, и продвижение, и защиты диссертаций и докторских, и командировки, и заграничные поездки, и многое другое. Они зависимы… и при игре в демократию выбирают удобную систему для своего существования.
Примерно также действуют представители творческой интеллигенции, которую легко можно спровоцировать как на определенные формы протеста, так и на лояльность к существующей власти. Выборы показали, что в обществе еще сильно чувство привязанности к старым советским аббревиатурам, к пустым популистским лозунгам, к подсознательной «узнаваемости» политических «голов». В оппозиции не нашли убедительных фраз – коротких, зажигательных и мощных. Они никуда не вели. С одной стороны призывы к блокированию власти, а с другой стороны – тесное сотрудничество с самой властью. «Перепостили» все лозунги друг у друга. Может быть, из-за того, что процесс подготовки к выборам был чрезвычайно коротким. Не было в оппозиции и запоминающихся фигур. Дебаты шли вяло, по-деревенски, как на завалинке. Ни одного лица, ни одно обсуждение не запоминалось. Кандидаты говорили для себя, как бы рисуясь собой со стороны. «Во… здорово! Я в телеке. Вау!» Минут двадцать один из них говорил, какой он хороший, но ни слова о партии, его выдвигавшей, не сказал. Печально! Отстаивания своего программного материала тактически не строилось, стратегия у всех партий была до удивления однобока и уныла. Проигрывалась масса ненужных слов – «народ», «совершенство», «новые пути», «модернизация», «ротация», «уверенность», «чистые выборы», «мы вместе», «индустриализация», «экология» и т.п.
Но вопрос-то у граждан оставался один: для чего вы идете в Законодательное Собрание? Там же формируются законы! Кроме одного из кандидатов – Анатолия Тимофеева – никто о необходимости четкой работы над проектами законов больше не говорил! Зато кандидаты от партий красили детские площадки, заливали асфальтом дороги, «лобызали» и задаривали подарками старушек и детей. Ну и, естественно, кто имел больше деньжат, тот и сделал это. Но ведь и богатенькие, «вбухав» огромные денежки в предвыборную кампанию, проиграли с треском! Но вопрос остался – зачем богатому, не совсем политически грамотному, человеку само депутатство? Время честных меценатов и спонсоров в России еще не наступило, за все ими «подаренное» надо кому-то платить. В каких формах? В любых. В создании положительного имиджа, в создании лоббированного большинства, в уступках по ведению и организации бизнеса, в определенной государственной поддержке, в упрощении банковского кредитования, во власти… В преумножении своих богатств и создании своего, семейного клана.
Возьмите нашу область – и все будет понятно. Все видно давно: какая иркутская, братская, саянская семья занимается магазинами, какая строительством, какая транспортом, энергоснабжением, коммунальным хозяйством и многим другим. Против этих людей, опутавших область паутиной своих связей, трудно бороться. И в этом просчитались оппозиционные партии. Вместо того чтобы разработать четкие пути совместных действий, каждый «потянул одеяло» на себя.
И вот тут-то четко сработали «спойлерские» партии. Ничего не предпринимая в области, не вкладывая денежных средств, они просто отобрали голоса у возможно проходных партий. В Иркутске работали около 40 политтехнологов из центра, которые и продвигали несколько «партий без головы». Приехал М. Прохоров – ход был хороший, грамотный. И Владимир Матиенко «отпахал» по-полной. Народ простил ему смену партий. А вот лидеры других оппозиционных партий вообще не засветились на территории области, присылая лишь абсолютно неработающие, не расшифрованные для провинции, агитационные материалы. Видеоряд роликов, прокачанных через сито телевизионных программ, был пустым и ничего не говорящим народу.
На земле сибирской стали действовать «богдановские» партии – призраки. Взять партию «Коммунисты России», где московские политтехнологи сидели на своем хлебе жестко – даже забрали учредительные документы партии у А. Шевчука, дабы не было непредвиденных шагов секретаря регионального отделения партии. Его партия вошла в Координационный совет оппозиционных партий, но, однако, сделала все, чтобы «натянуть одеяло на себя». При этом используя приемы, ставшие известными им из общения с оппозиционными партиями. Потоком хлынули материалы из Москвы, в которых эта партия критиковала КПРФ. И это на фоне незначительной агитации самой КПРФ. Скорее всего, избиратели не поняли (уж не обессудьте – возрастное, наверное…), что имеют дело с двумя различными партиями – «Коммунисты России» и «КПСС». И в итоге у «Коммунистов России» при минимальном числе партийцев в регионе – 1,64%, а вот у московской КПСС, не имеющей ни одного иркутского кандидата, – 3,26%. «Коммунистическая партия социальной справедливости», фактически не участвуя в политической гонке, сняла голоса… не у КПРФ, как предполагается, а у партии «Патриоты России».
Левые партии, имея возможность консолидировать свои усилия, разодрались, в конце концов, на виду у всех. Наши наблюдатели на нескольких участках были свидетелями, когда пожилые жители областного центра голосовали лишь за так знакомую «КПСС» – для них это была последняя и решительная битва. Ностальгия! Но ведь они практически голосовали против КПРФ! Значит, разуверились в ней. «Российская партия пенсионеров за справедливость» завязла в ненужных судебных процессах, забыв о главном – участии в выборах! Партия «ПАРНАС» увязла в пучине согласований и просчетов, в мелких разборках.
Но что стоили заявления зампредседателя партии «Патриоты России» Н.А. Корнеевой о том, что она активно участвовала в продвижении В.В. Путина на выборах в президенты! А когда кандидаты от этой партии заявляют об участии в общественных приемных В.В. Путина… О какой оппозиционности может идти речь? Да еще при вхождении партии в Народный фронт Путина! Звонки шли со всей области – мы эту партию выбирать не будем! Избиратель был прав – стоит ли выбирать такую партию, если она идет в ногу с партией «Единая Россия».
В реалиях Иркутской области – явный стратегический просчет и, как следствие, потеря большого числа избирателей. Я бы сказал жестче – политическая недальновидность и предательство членов этой партии! Об этом неоднократно заявляли сами члены партии. Вместо реально действующей оппозиции – соглашательство и отсутствие каких-либо перспектив. Хотя программа партии была одной из достойнейших. Многие ее аргументы перекочевали в программы других партий. В том числе и о могуществе Сибири... И это очевидно, почему пришедший на выборы избиратель основную ставку сделал на «Единую Россию», а ряд партий, выступавших как партнеры власти, были фактически забыты. Все очень просто: там, где избиратель видел лишь активное заигрывание оппозиционной партии с существующей властью, голоса отдавались либо самой партии власти, либо явной, даже радикальной оппозиции.
Итоги выборов показали, что в условиях общества с разделенным общественным сознанием приемы спойлерских технологий срабатывали там, где традиционно люди верят лишь в один источник информации – телевидение. К сожалению, телевидение в Иркутской области не является независимым, оно прямо зависимо от властей и финансируется властными структурами. Так что при кажущейся свободе в действиях на один 1% материалов оппозиции приходилось 40% информации об успехах власти. Основное медийное средство – газеты и журналы остаются пространством для мусорных бачков.
Перенос выборов на 8 сентября, именно перенос, абсолютно точно был направлен именно на снижение явки. Умышленно в СМИ создавалась картинка – «все как всегда», «ничего изменить нельзя», «все решено» и т.п. Интересные факты и инициативы оппозиционных партий умышленно замалчивались. Медийное бесплатное пространство для них до выборов было отключено. На всех полосах и каналах вертелись материалы о праймеризе «Единой России», в то же время знакомство с заслуженными людьми, поддерживающими оппозицию, полностью игнорировалось.
Чего стоила только операция по «бронированию» мест под баннеры! В Иркутске найти хорошее место под размещение баннеров было практически невозможно, подставные лица якобы уже заранее оплатили срок аренды конструкций – до ноября 2013 года. Партии начинали свое агитационное «таинство» в кажущихся равных условиях. Однако по стране уже давно шло «пристрелочное» голосование за кандидатов от партии «Единая России», «светились» КПРФ и ЛДПР. Но желание граждан не участвовать в выборах было уже очевидным. И было ясно, что партии власти, чтобы не проиграть, придется бросать в бой административно зависимые и материально настроенные группы избирателей, чтобы спасти сложившееся положение. В полиции, в армии, в бюджетных организациях, в больницах и школах, при возможном фактическом отказе от голосования, использовались методы «адекватного давления». Более образованные и обеспеченные избиратели сталкивались с прямыми намеками на финансовые трудности в будущем. В том числе и продвижение по карьерной лестнице или по защите диссертации. Так происходило в некоторых известных вузах Иркутска. В районах кандидатам от оппозиции предлагалось изменить свою точку зрения или отказаться от участия в выборах.
На прошедших выборах число проголосовавших дома… зашкалило! Если в Иркутске до 18:00 явка не менялась, то она резко возросла после 22 часов. (Справка: в Ивановской области это 22% от всех голосовавших, в Смоленской – 13,4%, во Владимирской – 12%, в Ростовской – 11,7% и т.д. При этом в Москве вызвавшее столько обсуждений голосование на дому – это 4,5% всех проголосовавших.) Судя по тому, что данные ГАС-Выборы с 18:00 часов в Иркутской области не обновлялись, напрашивается вывод. Либо что-то в регионах области «курировалось», либо технические сбои вынудили избирком данные не вводить. Но почему нельзя было об этом заявить прямо… так и так, мол, технический сбой.
Некоторые председатели территориальных комиссий в частных беседах допускают, что, возможно, на местах имело место «подтачивание» результатов в пользу партии власти. Сейчас многие явные и неявные нарушения трансформировались в реальные судебные иски. В Конституционном Суде РФ рассматривается иск ранее судимых граждан, пассивное избирательное право которых было грубо нарушено. Результат – он и есть результат. Партия власти явно находится в кризисе, и сделала все, чтобы защитить себя на еще один легитимный срок. Хотя это лишь кажущаяся защита. Ведь можно убрать эту власть и вне легитимного срока. Парламентские партии, в течение двадцати лет ничего существенного не сделавшие для страны, проиграли эти выборы качественно. И это стало еще одним признаком этого года.
Вячеслав Шляхов
"ИНТЕРЕСНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ, ЕСТЬ ЧТО ОБСУЖДАТЬ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, МОЖНО ТАКЖЕ И СЛОВО БОЖИЕ ДО ЛЮДЕЙ ДОНЕСТИ."
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв