Как она дается и каким образом формируется? Учителя оперных певцов утверждают, что техника – основа виртуозного пения, а природные данные — лишь его предпосылка.
Николай Прошин – заслуженный солист Иркутской филармонии. Он выпустил на мировую оперную сцену таких учеников как Мария Космарева, выступающая в Израильском оперном театре, Жанна Зильберберг, лауреат Нью-Йоркской оперы, и иркутянка Майрам Соколова, выступающая последние два года в Большом театре столицы нашей Родины.
– Хорошее пение – премия за правильно проведенные приемы. А учить детей пению надо начинать лет с девяти, чтобы сформировать вокальные данные в нужном направлении, – говорит Николай Александрович Прошин. – Ныне в музыкальных школах полностью уничтожены вокальные отделения – процесс унификации и профанации образования, выдаваемый за реформы, коснулся не только школ и вузов, но и дисциплин профтехучилищ. То, что теряется, никогда уж не вернётся.
Не так давно мне пришло письмо из Америки. Так вот, в городе Денвере есть Русский культурный Центр – очаг лучшего, взятого из советской педагогики. Там мне надо было расшифровать запись о баскетбольном тренере. Редактор пояснил мне, что в американских школах отсутствуют уроки физкультуры. А это чревато тем, что спортсмены не формируются в общей среде, а вынуждены осваивать спортивные дисциплины сразу в карьер, не будучи подготовленными начальной школой. То же самое пытаются насадить сейчас и в России, клепая стандарты по западническим лекалам. В ущерб здравому смыслу, экономике, культуре, традиции человеческих отношений.
Биография самого Николая Александровича Прошина уникальна. Он родился в ГУЛАГе в 47-м… В спецпоселении под Воркутой. Отца репрессировали как немецкого шпиона, взяв с последнего курса Военно-Медицинской академии. «Пришили» недоносительство – на соседа по его комнате в общежитии. Угар шпиономании придумал дьявольские формулировки, по которым следователи сажали каждого, кто соприкасался с вероятным шпионом. Тогда ради «профилактической беседы» работник НКВД заманил Александра Прошина с прогулки по улице и закрыл в Крестах.
Нечего и говорить, что сейчас закон о гостайне может быть применен к любому о нем ничего даже не слышавшему на всю катушку. Были бы потенциальные угрозы существующему политрежиму.
– Я учился у ровесника ХХ века Пантелеймона Марковича Норцова в Москве. Он был носителем уникальных певческих традиций. Они были из крестьянской семьи родом с Украины. В детстве пел в хоре при церкви. Монах – в прошлом оперный певец – опробовал на детском голосе Нарцова взрослые приемы. Результат был исключительным. Голосом смог виртуозно овладеть и ребенок. Норцов был солистом в оперных театрах страны. В 1925—1954 годах – солист Большого театра. В 1951—1962 годах преподавал в Московском педагогическом институте имен Гнесиных, с 1962 года — в МГК имени П. И. Чайковского. С 1973 года —профессор. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Николай Прошин считает Пантелеймона Норцова своим духовным учителем.
То, как держится и общается сам Николай Александрович, – это целиком и полностью русская классика. Только среди героев И. Бунина таких людей можно распознать. Для беседы с ним нам был дан древний купеческий дом на набережной Ангары. И, вдохновленный простором и уютом русской купеческой избы, Прошин исполнил в просторном помещении несколько романсов. Мы были потрясены. Все долго молчали. Одно жгучее ощущение ностальгии по уходящей в небытие культурной и самобытной России. За окном мчались машины, кипел шумом злачный ночной клуб…
Знак голоса
Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. От природы каждому дан сильный и красивый голос. Достаточно послушать, как своим голосом пользуются младенцы. Приятный голос – это голос, в тембре которого присутствуют все частоты – от низких до высоких. Чаще всего голос лишают красоты напряжения, не дающие голосу звучать свободно, обедняющие тембр, лишающие его как низких сочных красок, так и высоких звонких. Часто в голосе отражаются все привычки и особенности характера, которые могут делать голос неприятным. По голосу можно судить о характере человека, уровне его здоровья, о его настроении. По голосу можно понять, стоит иметь дело с этим человеком или лучше держаться от него подальше. В голосе слышен уровень развития человека. По голосу можно понять истинные намерения нашего собеседника. Также узнать уровень душевной организации и свойства личности. Лишь по голосу.
Тонкие связи
На уникального Николая Прошина я вышел через певицу французской оперы юную иркутянку Веру Сеньковскую. С ней мы возвращались поездом из Москвы. Я ехал с Кавказа, она – из Франции. Оба устали летать самолетами. И вот, оказывается, русская манера оперного пения признана одной из лучших в мире. Петь можно на разных языках и в разных странах. Но знатоки ценят прежде всего нашу, русскую традицию певческого искусства. И французская, и итальянская оперы ждут наши голоса. Здесь они не то что никому не нужны – о них не принято говорить в царстве микрофона. А оперное пение подразумевает камерное пение – с минимумом усилителей и с лирическим тоном.
– Голос – это сырьё для инструмента, – говорит Николай Прошин. И поясняет, что диафрагма – это своеобразные органные меха, благодаря которым голос должен в идеале стать полетным, ровным по всему диапазону, подчиняться певцу. – Хорошее пение – это премия за правильно проведенный прием.
Про свою ученицу Веру Сеньковскую Николай Прошин говорит, что у неё сопрано очень красивого тембра. Вере было около десяти лет, когда её привели к Николаю Прошину. Потом она уехала и отучилась в Москве в Государственном институте музыки имени Шнитке у Натальи Пустовой.
– У Веры очень красивый и чистый голос. Она мне напоминает итальянскую оперную певицу Миреллу Френи, тоже обладательницу редкого сопрано. И, так же как и Мирелла, Вера очень трудолюбива. Но при этом крайне волнуется за результат. Важно, чтобы предконцертное волнение шло не на парализацию, а на мобилизацию редких певческих возможностей. У Веры камерный лирический голос с безупречными интонациями. Ей идеально подходят партии Виолетты и Джильды (Риголетто), Мими (Пучини). Лирическое сопрано в чистом виде весьма редко. Я бы сравнил ее голос с родником.
Так завершает рассказ об оперном пении Николай Прошин. Кто познал музыку Баха и акапельное звучание голоса – тому другая музыка не нужна. В этом смысле я счастливый человек. Потому что когда-то наша соседка дала мне пластинки с классической музыкой. До того мне было не до прослушивания чего бы то ни было. А тут, ночами, включая пластинку и отъезжая в мир небесной гармонии под них, я узнал, что такое искусство.
Приходите почаще в филармонию и органный зал, где есть канал выхода к гармонии высших сфер. А Николай Прошин пока еще не записал ни одного своего певческого диска… Зато подготовил учеников. Когда сталкиваешься с такой странной и яркой судьбой, невольно цепенеешь и мудреешь.
Михаил Юровский
Cheap Air Jordan 1 Mid Smoke Grey Black Shoes 554724-092
- Без лести вам говорю: "Иркутские кулуары" придают нашему городу дополнительную уникальность.
Виктор Кузеванов, кандидат биологических наук, советник мэра г. Иркутска, председатель Общественной палаты третьего созыва
Комментарии
Простое пение само по себе прекрасно. А хорошее, завораживающее пение - божественный дар. Музыка же, её благотворные вибрации - основа природы, её гармония. И это потрясающе, встречать людей, как Николай Прошин, служащих этому ремеслу.
Благодарю Михаила Юровского за содержательную, интересную статью.
Через пару недель выйдет солный диск Николая Прошина. Это будет в середине ноября. Сейчас в данный момент занимаюсь сведением записи. Романсы и песни. Среди них даже поппури на военные песни. Ожидайте выхода диска.
Майрам Соколова выступает в Большом,официал ьно числясь в Мариинском.