вверх
Сегодня: 05.09.25
14.png

Лучший урок — это всегда дискуссия

 

 

Прошедший День Знаний наталкивает на воспоминания о школе, учителях и тех уроках, которые они нам преподносили. Уроках жизни, в том числе.


Первый выпуск
Мы были первым её выпуском. В школе № 30 Вера Александровна Фролова преподавала у нас историю и обществоведение.
- А сколько вам сейчас лет? — С вопроса начала наш разговор Вера Александровна. Голос у неё оказался звонкий и молодой— Где-то 35-37?
- Не хочу вас расстраивать, но… 54-55! — Рассмеялась я, — сейчас мы почти в два раза старше той вас, которая нас учила.
- Да? — Удивилась она, - я всегда не любила эти цифры, я их не запоминаю!
А когда начинаю считать, то вообще в шоке. В шоке от того, что вы у меня уже такие взросленькие! А тридцатую школу вспоминаю с удовольствием. Учительский коллектив там был очень хороший, простые люди, с которыми приятно общаться. И время другое, более спокойное.
   Спокойное? Да как же? Перестройка, суматоха. Билеты перед нашими экзаменами менялись буквально накануне, потому что старые вопросы были не актуальны.
- Я благодарна судьбе, ведь на наше поколение выпало четыре волны кардинальных изменений! И вот эта перестройка, вспомни, все сидели около телевизора, смотрели заседания Полютбюро ЦК КПСС, съезды, читали, чего там произошло. Много было интересного, о чём можно поговорить, что  предсказать. Но все предсказания не сбылись! Мы совершенно не ожидали того, что произошло дальше.
- А не страшно было в такое время жить, преподавать? Не страшно ошибиться было? Как вы себя чувствовали?
- Жить было очень интересно!
Бывшая ученица Наташа вспоминает:
- Вера Александровна была своеобразным преподавателем. Одевалась нестандартно, урок вела по-королевски, оживлялась, если видела проблески интеллекта у учеников. Время было такое, что мы начинали рассматривать тему революции под другим углом: убийство Романовых, красный террор, голод. Если в начальной школе: Ленин, комсомол и так далее, то тут очень аккуратно, со ссылкой на прессу она учила нас размышлять и казалась строгой.
  В образование Вера Фролова пришла из комсомола. На открытии школы № 29 в 15 микрорайоне она, как представитель горкома, познакомилась с Людмилой КУЗНЕЦОВОЙ, которая и пригласила её позже преподавать историю в новую школу № 30.
- Людмила Владиславовна умела руководить, и меня она как-то сразу зацепила. И потом, когда открылась 30-я, пригласила туда. Как раз закончилась моя «комсомольская юность», то есть исполнилось 28 лет, дальше по партийной линии продвигаться я не планировала, и пошла работать по специальности.
- Помню, как мы с вами на уроке спорили про интеллигентность и интеллигенцию. Я утверждала, что достаточно высшего образования, а вы мне пытались объяснить, что у интеллигенции должен быть намного шире спектр достоинств.
- Именно этого случая не помню, но я всегда старалась, чтоб на уроке была дискуссия. А когда чувствовала, что нечем зацепить, просто провоцировала ребятишек, и они начинали высказываться. Ведь интересно только тогда, когда ученикам приходится самим говорить, размышлять, искать доводы и обоснования своей точке зрения, а не просто слушать учителя. Или, бывает,  сами придёте, что-нибудь придумаете, чтобы поспорить и лишить меня возможности опроса, и думаете, я не понимаю! Мне же наоборот хорошо — я терпеть не могла выставлять оценки, а за четверть или за год — вообще мучение.
   Ирина, которая по всем предметам успевала прекрасно, рассказала свою историю, связанную с учёбой у Веры Александровны.
- Она мне поставила «кол» по истории за год! И я не помню, почему, видимо, иногда надо давать ученикам «волшебного пенделя», чтобы мозги заработали! Я исправляла эту оценку после уроков в школьной теплице — Вера Александровна поливала там цветы, а я ей рассказывала про Россию XIX века.


Где-где? В Караганде!
В жизни Веры Фроловой присказка «Где-где? В Караганде!» играет особую роль. Дело в том, что её родители познакомились, когда поехали поднимать целину. Отец, Александр Георгиевич был родом из Карелии, мама Мария Илларионовна из Омска, а встретились они на целинных землях Северного  Казахстана. Там, в Караганде, и родилась их дочь Вера.
- А потом судьба их занесла в молодой строящийся Ангарск, тут они и осели, - вспоминает Вера Александровна, - я училась в двадцать девятой школу, тогда она была в квартале. Когда закончили 10 класс моя подружка - она очень хороший математик, а я математику не люблю — уговорила меня поступать в торговый институт Новосибирска. За первый экзамен она получила двойку, а мне поставили четвёрку. И на следующий экзамен я вместе с ней не пошла. Мы вернулись в Ангарск, я стала пионервожатой в школе № 37, откуда меня позвали работать в горком комсомола. Потом снова поступала в вуз, в  пединститут попала совершенно случайно, и он, как ни странно, оказался моей судьбой.
- Мне вообще казалось, что вы какая-то не местная, не ангарская, может, потому что в Караганде родились, демократичная, какая-то смешливая, добрая...
- Просто вы общались, в основном, с возрастными учителями, которые имели определённый статус, держали, так скажем, марку. А я, во-первых, была их моложе. А, во-вторых, в комсомоле совсем другие правила. Мне даже делали иной раз замечания, что на приветствие ребёнка «Здравствуйте», я отвечала «Привет!». Ну разве статусный учитель скажет ребенку «Привет»? Да никогда!
На смену перестроечному времени пришло время культуры. Как классный руководитель Вера Александровна водила школьников, например, … в ресторан.
- Мы недавно собирались, и ребята вспомнили, как мы отправились на обед в «Баргузин», но договорились, что сначала нам объяснят логику сервировки, расскажут как правильно пользоваться столовыми приборами, держать вилку и нож, а потом мы применим это всё на практике. Получился такой урок этикета, совмещённый с обедом. Потом с удовольствием начали выезжать на экскурсии. Были  в Питере, в Совгавани.
А ещё одну выпускницу Ирину Вера Александровна просто влюбила в себя!
- После уроков она пригласила нас в помещение с чёрными шторами и горящими свечами, чтобы послушать рок-оперу «Юнону и Авось». Это было так таинственно и необычно, что запомнилось надолго!


Тяжёлая педагогическая рука
Сейчас Вера Александровна на пенсии, но тем, что происходит в стране и образовании, конечно, интересуется.
- Вот, например, в тестовом учебнике по истории, который курирует Мединский, к элите в первую очередь относят чиновников. А уже потом идут научные, культурные деятели. Разве это справедливо? — вопрошает Вера Александровна. И идёт копать грядки. В приоритетах у неё сейчас огород в садоводстве «Нива».
- Что там у вас растёт?- Спрашиваю, потому что не ожидала такого поворота  событий. Мне казалось, она совсем не дачный человек.
- Да что-то растёт, но не очень хорошо. Рука у меня тяжелая, педагогическая, - мягко смеётся Вера Александровна. — Но на природе мне нравится, всегда смена обстановки после зимы. Пока едешь на автобусе, с людьми поговоришь, потом с растениями повозишься, а как здесь спится! Просто отлично!
Вера Александровна вырастила дочку Катю, она ветеринар, внучка Яна пойдёт в 3 класс.
 — Мы с ней подружки, только дачу она не очень любит, тут детей мало, играть ей особо не с кем.
Ученица Алёна вспоминает:
- Для меня она какая-то особенная, чересчур интеллигентная, что ли. Вроде и дистанцию держала, а вроде и притягивала к себе, заинтересовывала в предмете. Помню, как она рассказывала, что посетила Японию, и ещё тогда у них была проблема: все погрязли в игровых автоматах. Это нас удивляло, казалось, что там-то точно нет никаких проблем! Вопросы у неё были неординарные, она умела держать свое достоинство при всей нашей детской жестокости. Мне она нравилась, и я до сих пор не знаю ответ на вопрос: почему Франция законодатель моды. (Хотя сейчас уже загуглила, конечно). Вера Александровна Фролова врезалась мне в память как глубокий человек и отличный собеседник.
С днём знаний, дорогие учителя! И пусть вашим ученикам всегда будет с вами интересно!

Светлана Фомина
Фото из архива Веры Фроловой



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТЯЖЕЛОВАТЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. МНОГО О ПОЛИТИКЕ ПИШЕТЕ И ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

Марина Попова, преподаватель русского языка и литературы