
Мы с женой недавно взяли для нее в кредит телефон. И черт нас дернул сделать это именно в кредит – мы могли спокойно взять его сразу! Но мы купились и купились на то, что кредит, как указывалось в объявлении и подтверждалось продавцом, беспроцентный. И почему бы тогда, подумали мы, не растянуть выплату на пару-тройку-четверку месяцев? Помню, мы даже похвалили банковскую систему страны и собственно страну за то, что вот: все меняется, все идет к лучшему, дожили и мы до светлых дней…
Впоследствии выяснилось, что переплатили мы за телефон почти вдвое. Процентов по кредиту и правда официально не было, но обнаружились какие-то дикие банковские проценты «за обслуживание». Нас, что называется, тупо развели, нагрели, обманули – по факту.
Осуществил это с нами банк Хоум Кредит, но какая в принципе разница? Полагаю, что многие-многие-многие банки применяют подобные финты. Моя знакомая в Иркутске похожим образом влипла в историю с Восточным «как-то там еще» банком. Мой приятель в Шелехове примерно из-за этого же судился (не помню, с каким банком, но и помнить-то, наверное, необязательно). Таких банков сейчас вагон и маленькая тележка.
И ладно бы они были этакие… внезапные, непонятные, появившиеся «из ниоткуда». Но ведь и Сбербанк чем всерьез лучше? По большому, по гамбургскому счету?
Мой друг получил наследство и положил деньги туда – под 5% годовых. И – тут же, через несколько дней, получил уведомление о том, что банк готов предоставить ему кредит до полутора миллионов, но под годовые в несколько раз больше. Это что такое? Это, как минимум, констатация: банк готов ссудить моему другу его же, друговы, деньги, пользуясь тем, что для рядового гражданина в нашей стране не существует каких-то иных более-менее надежных механизмов сохранения (или преумножения) денег, чем банки.
И банки все это понимают. Осознают. И поэтому мошен… Нет, не мошенничают, конечно, а лукавят. Чувствуют себя абсолютными хозяевами положения и – ведут себя так, как им вздумается. Без особых правил, принятых в «цивилизованном мире» и не заморачиваясь этическими нормами, да и просто нормами поведения. Это так!
Однако с другой стороны я понимаю, что без помощи банков мне порой не обойтись. ТАК мне помогли купить квартиру. И ТАК мне помогли купить машину. Как-то иначе приобрести квартиру или машину я не смог бы нипочем. Где журналист – даже сравнительно известный и потому имеющий в определенном смысле стабильный доход – может сразу, одномоментно, найти миллион рублей? Да нигде. Чего тут еще спрашивать?
А значит, мы вынуждены будем по-прежнему либо «копить деньги в чулках», либо идти в банк на полусогнутых в надежде, что, быть может, на этот-то раз не обманут. А если и обманут, то не сильно. Ну, так, чтобы жить-то все равно можно было бы.
В одном из самых солидных иркутских банков кассирша как-то, глядя на тысячные ассигнации, которые я достал из кармана для того, чтобы оплатить взнос за кредит, выразила крайнее недовольство: «Я вам что – разглаживать их теперь должна?». При этом на лице ее было такое презрение ко мне, какому-то там паршивому рядовому клиенту, такое торжество превосходства… Не хочу называть этот банк, потому что с его помощью я и взял машину, и ни по одному из каких-то еще аспектов взаимодействия у меня нет к нему претензий, но поведение обычной сотрудницы этого банка показательно. Я бы даже сказал – концептуально: банки – всё! Мы – ничто!
Нам остается пока лишь утираться. Утремся. Нам не впервой. В супермаркетах вон как вообще обманывают, но ведь никто еще не умер! Кажется.
Андрей Фомин
Источник: http://sia.ru
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер