Молодцы «Молодежка ОНФ». Вспомнили про 76-ую годовщину победы в Сталинградской битве. И форму выбрали красивую: танцевальный флешмоб.
Вот только песню выбрали странную, которая весьма условно относится к Сталинграду вообще и Сталинградской битве в частности, – «Случайный вальс».
Как объясняют сами организаторы, выбор именно этого произведения вовсе не случаен.
«Важно помнить, что песня была написана военкором Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным по дороге из Сталинграда на Курскую Дугу на основе реальных событий» – говорится в пресс-релизе ОНФ.
Впрочем, на этом совпадения заканчиваются. И «реальные события» взяты не из-под Сталинграда, и само лирическое настроение песни, пожалуй, больше соответствует моменту окончанию войны, когда главные битвы уже отгремели.
Но самое интересное в том, что, будучи поставленной в контекст одного из величайших, а может быть – самого величайшего, сражения Великой Отечественной войны эта песня, в которой «после тревог спит городок», может быть воспринята теми же ветеранами даже как насмешка. Хотя, наверное, организаторы акции об этом даже не думали.
Какая нужда заставила брать «Случайный вальс», когда, казалось бы, есть довольно известное произведение «Сталинградский вальс», – вопрос риторический. Имя Сталина табуировано для деятелей, находящихся в политическом мейнстриме либеральной России. Вот и приходится искать варианты. И «Случайный вальс», как известно, запрещенный в свое время Сталиным, – просто «идеальный» для такого случая вариант.
Известны воспоминания на тему отношения вождя к этой песне, которые вроде как должны были бы свидетельствовать о самодурстве «отца народов». В частности, вспоминают такой эпизод, когда Сталин якобы сказал после прослушивания песни: «Как может хрупкая девушка достать до погона боевого офицера? Он же гигант. Вы хотите унизить нашу армию? И почему вы назвали вальс «Офицерский»? Офицер должен воевать, а не танцевать!». И после этого вроде как вместо «погона» появилась «ладонь», а вальс стал «Случайным» – но его все-равно запретили.
Лично я подобным воспоминаниям некоей Людмилы Штерн, эмигрировавшей из СССР в США в 1976 году, не очень бы доверял.
По-моему, мотив, по которому могли запретить эту песню, в общем-то, понятен без карикатурных картинок. Скорее всего, песня был запрещена, чтобы не волновать лишний раз жен, ждущих своих мужей. Они-то уж точно были бы не в восторге от «случайных вальсов» своих мужей. И на том историческом этапе эту скользкую тему, наверное, действительно не надо было сильно афишировать.
Так что на поверку «самодурство» оказывается самой настоящей заботой о людях, об их чувствах.
А вот чем может обернуться сегодняшняя забота современных политиков о патриотических чувствах россиян – пока не очень ясно. Ясно только, что излишняя политкорректность в истории со Сталинградской битвой, и не только с ней, оборачивается в лучшем случае выхолащиванием содержания. Когда залогом Победы вдруг объявляются несовместимые между собой «стремление жить и приближать мирное будущее» и какие-то непонятные «лучшие человеческие качества».
Между тем, понимание феномена Победы и сути сделанного нашими героическими предками выбора, действительно, нужно всем нам сегодня как воздух.
И именно в песне «Сталинградский вальс», мой взгляд, такое понимание присутствует. Кроме того, она и звучит очень современно:
«От стен сталинградских до сопок маньчжурских пусть русская слава гремит!»
Пусть так и будет.
Артём Световостоков
"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.
Сергей Шмидт, кандидат исторических наук