Дима Житов наш соотечественник, его родина – Кутулик. Но он давно уже в других землях творит, дышит, живет. Иногда приезжает домой, как это было недавно, с выставками своих фотографий, которые больше похожи на картины…
Дмитрий Житов живёт вне времени и стран, он создал богатейшую коллекцию лиц Индии, привезя в Иркутск 140 работ. Вывесили лишь 60. О том, как можно из Кутулика переехать в Майями, никак не скучать — ни дня без новых встреч в пути под названием жизнь, расскажет он сам.
Дима родился в 1981 году. В детстве посещал кружок кукольного театра. Играл на ложках и в драматическом кружке. Но самое главное — ему мама в детстве показала, как фотографировать аппаратом «Зенит». И вот уже с семи лет Дима стал фотографом, сам проявлял черно-белые снимки. Поскольку рос он на ферме, жизнь вокруг бурлила, и снимать всегда было кого. Но, повзрослев, он положил фотоаппарат на полку и отошел от этого.
– Но фотограф всё-таки остался во мне.
В 9-м классе выиграл в олимпиаде по английскому языку поездку в Англию, в 11-м классе уехал в США на год по программе «Акт в поддержку свободы». А когда окончил школу в США, поступил на юриста. Но страсть к познанию мира победила усидчивость. На третьем же курсе по программе обмена студентами уехал в Северную Ирландию. Но потом внезапно с четвёртого курса вновь сорвался в Америку, три года отработал на круизном лайнере. Работа на ресепшне – «фронт деске» – предполагала общение с огромным кругом людей. Влюбился в Майами, который ему понравился уютом климата, культурой, теплотой людей, и – переехал туда жить. Выучился на преподавателя йоги, но не видел себя в этом всего. Фотохудожник был в нем внутри, и когда по радио в машине он услышал объявление о наборе на курсы телеведущих, рванул туда. То, для чего вы созданы, само находит вас, главное – не сходить со своей тропы. Преподавателями оказались очень известные репортеры, телеведущие, журналисты из Майами.
– Мне очень понравилось говорить перед камерой. Потому что всегда любил рассказывать истории.
В 14 лет отправился в Англию. Многие люди не верят, что можно вот так просто взять и уехать в 15 в Англию, а в 16, как «по щучьему велению и своему хотению», жить уже в США.
– Всё в этом мире реально. Большинство просто не верят и боятся всего. Другой тип подвержен своим привычкам и старым инерциям, для них даже переезд в Штаты предполагает круг общения только со своими: работают в русских магазинах, ресторанах, так смакуют своё прошлое, что в итоге ностальгия их просто добивает, – они всё там бросают и уезжают обратно. Я же живу настоящим и наслаждаюсь каждым моментом и каждой встречей! Но не менее важно – я всегда смотрю с большой верой в будущее! То есть всегда наслаждаюсь происходящими переменами и смакую будущее.
Именно потому в Англии, к примеру, меня поразило разнообразие! Мне очень нравится поликультурность. При этом там всё очень традиционно: всё этакое маленькое, миниатюрное, компактное, даже завершенное, что ли. Они совершенно по-иному едят, говорят, общаются с тобой. Что касается ирландцев, то они очень открытые, откровенные – как русские, там я пожил в очень маленьком городке. Переехав в Майами, окунулся в субкультуру того латинского мира, потому что там, в Майами, большинство жителей латиносы. Это выходцы из Кубы, Аргентины, там все говорят в основном по-испански. Это накладывает определённый звуковой и цветовой колор – всё очень яркое, пёстрое, звучащее-переливающееся всеми цветами радуги, причём повсюду… Этот город очень сильно отличается от всех других городов США. И там очень много художников, артистов, театралов со всех концов света…
Если детализировать географию моих странствий, то вспомню, что в Англии дизайнеры одежды дали мне какой-то совсем другой вкус к жизни. Англия для меня, совсем тогда юного, была просто местом работы, ну и потом еще небольшого оттяга по вечерам. Но познакомившись с фэшн-дизайном, я окунулся в чехарду фэшн-шоу, поиск яркого вечного праздника. Там я познакомился с Клаудией Шифер, она просто жила в том же районе Лондона. Дизайнер Зиад Ганем – это мир творчества и талантов. В Америке я также окунулся в череду встреч с актерами, звёздами, даже с русской Кристиной Орбакайте. Дэвид Лашапель, Памела Андерсон. Всех не упомнить. Но даже этого мало – люблю спонтанность в жизни. Именно она подвигла меня поехать внезапно в Индию, никак не планируя это заранее. Ещё мне нравится делиться этим всем через выставки, фильмы, рассказы и бесконечный контакт культур.
Приехав в Иркутск в четвёртый раз, после того как 17 лет назад покинул его, я вдохновляюсь и делаю второй фильм о художниках. Уже есть у меня фильм об Асе Таволжанской, керамистке. Получился он очень лёгким, красивым, добрым. Его увозил в Лос-Анджелес, и он выиграл как лучший документальный фильм. Теперь же сделал новый документальный фильм о группе художников, которые разукрашивают улицы Иркутска, – «Арт-стрит 38». Этот фильм также свожу в Лос-Анджелес.
Для меня самое главное – не останавливаться на каком-то одном стиле, жанре и довольствоваться этим. Ведь даже с тем докфильмом о жизни богемы Майами: я мог остановиться на этом и делать серию фильмов в таком же духе – допустим, в других городах Америки. Но по этому пути я не пошёл. Даже взяв за основу другую сторону Майами – жизнь бездомного «Бегущий», не стал утрировать проект, ища либо блеск, либо нищету каждого мегаполиса.
Следующая выставка будет точно в Майами. Если в Иркутск привёз 140 работ, а из низ влезло в краеведческий музей лишь 60… Там же – в Майами есть галерея, в которой может выставиться до 100 работ. Жду, когда всё будет уже там: Индия же впервые у меня выставилась именно в родном Иркутске. Планирую вскоре открыть также сначала для себя, потом для иркутян Париж. После Парижа меня очень интересуют аборигены из джунглей Панамы. Но точно в Иркутск привезу Париж. Там я ещё не бывал ни разу. Мне он неизвестен, кроме, разве что, по фото и кино. Но при этом люблю первооткрывательский запал – чтобы никто, ничто не оказывало на тебя влияния, чтобы захлёстывала радость первооткрывателя! И очень жду встречи с новыми широтами, культурными оазисами и живыми людьми, запечатлевая их портреты... показывая не просто их фотографии, а передавая их энергию, чувства, мечты и надежды. Ведь для меня успешная фотография та, что заставляет зрителя задуматься и на мгновение переносит его туда, где был я во время съемки, где он становится не просто зрителем, а участником. С помощью своих мультисенсорных выставок, где фотографии и звуки: голоса, музыка, шум улиц, мелодии города – мне это удаётся.
Михаил Юровский
ЖУРНАЛ В СОСТОЯНИИ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ТАМ, ГДЕ ДРУГИЕ ДАЖЕ НЕ ИЩУТ
Сергей Вагаев, основатель проекта «100 друзей»