6 мая исполняется 275 лет со дня коронования Елизаветы Петровны, императрицы рода Романовых и самодержицы Всероссийской. Правление её продолжалось без малого 20 лет.
6 мая по новому стилю (25 апреля – по старому) 1742 года Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I, была коронована на царствование в Успенском соборе Кремля. Программа императрицы была выложена в словесном Указе 2 декабря 1741 года «Государство должно быть возобновлено на том же фундаменте, как оное было при жизни Петра».
Императрица Елизавета Петровна родилась 18 (29) декабря в Коломенском дворце в победном для русского оружия 1709 году. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая тотчас отпраздновать в столице свою победу над Карлом XII – Полтавскую победу. Но при вступлении в город его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.
С лёгкой руки поэта и писателя графа Алексея Толстого русская императрица Елизавета Петровна предстаёт пред нами как большая любительница танцев и развлечений. Что было – то было: например, торжества по поводу коронации Елизаветы I длились в течение 2 месяцев и отличались беспрецедентной роскошью. За это время императрица, питавшая слабость к нарядам, успела надеть костюмы практически всех стран мира. Впоследствии два раза в неделю при дворе происходили маскарады. Кстати сказать, в гардеробе Елизаветы I было порядка 15 тысяч платьев, которые в настоящее время составляют основу текстильной коллекции Государственного исторического музея в Москве.
Императоръ Всероссійскій Пётр I
Елизавета Петровна родилась за два года до заключения официального брака между её родителями – Петром I и его второй женой Екатериной. Но счастливый отец этим обстоятельством не смущался. Он от души баловал дочурку и намеревался сделать из неё настоящую принцессу. Воспитанием девочки занимались сестра отца – царевна Наталья Алексеевна и семья Меньшикова. Живая и бойкая цесаревна училась танцам, музыке, говорила по-французски, по-итальянски и немного по-немецки. Отец и его наследники видели в ней важное средство для заключения союза и поддержания политического равновесия в Европе. Вплоть до вступления на престол Елизавета выступала чьей-то возможной невестой – французского короля Людовика XV, принцев Морица Саксонского, Георга Английского, Карла Бранденбургского, Мануэла Португальского и пр. Но замуж она так и не вышла: слишком быстро менялась внешнеполитическая конъюнктура, да и происхождение девушки смущало претендентов.
Императрица Екатерина I (Марта Скавронская, по одним сведениям – дочь латышского крестьянина, по другим – шведского квартирмейстера)
Сама же она политикой не интересовалась, хотя читала неграмотной матери государственные бумаги и даже подписывала вместо неё указы.
После смерти отца Елизавета блистала при дворе. Но вскоре мальчик-император Пётр II обиделся на красавицу из-за её откровенных любовных похождений. Цесаревна удалилась от двора в Александрову Слободу и проводила время на охоте в компании нового фаворита гвардейца Алексея Шубина. После смерти Петра II Елизавета по завещанию матери оказалась наследницей трона. Её сестра Анна, выходя замуж за герцога Голштинского, отреклась от прав на российскую корону. Однако Верховный Тайный Совет признал Елизавету незаконнорожденной и отказал ей в правах на престол. Новая императрица Анна Иоанновна двоюродную сестру не любила и видела в ней опасность для своей власти. Цесаревна не имела права являться к императрице без предварительной просьбы или специального приглашения. Ей сократили содержание втрое – до 30 тысяч рублей, запретили устраивать у себя ассамблеи, а Шубина сослали в Сибирь.
Цесаревна искала утешения в религии и ежедневно посещала богослужения в Успенском девичьем монастыре, занималась чтением духовных книг. Только после смерти императрицы и воцарения Ивана Антоновича Елизавета обнаружила желание царствовать. Она надеялась на скорую смерть младенца-императора – и не напрасно, а пока министры матери императора Анны Леопольдовны ссорились, сложился заговор солдат Преображенского полка.
Цесаревна Елизавета у Преображенских казарм, 1741 г.
В ночь на 25 октября 1741 года 32-летняя Елизавета явилась в Преображенские казармы. Будучи красавицей, она казалась рядом с Анной Иоанновной ангелом доброты, солдаты гренадёрской роты подняли её на руки – и стремительным броском захватили дворец с императорской семьёй. Елизавета провозгласила себя государыней и взошла на российский трон в результате дворцового переворота, осуществлённого не без помощи королевских домов Пруссии и Франции.
Анну Леопольдовну с мужем, 2-месячным Иваном VI и его сестёр взяли в крепость, а потом отправили в ссылку в Холмогоры, следом тем же «путем» – министров и вельмож прежнего правления. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. В 1742-1744 годах в «раздачу» пошли почти 78 тысяч душ, включая и прежде конфискованные вотчины, и их владельцев. Гвардейцы, участники переворота, получили 14 тысяч душ, стали дворянами, привилегированным корпусом личных телохранителей. Много лет благодарная императрица прощала им пьяные куражи и прочие нарушения дисциплины.
Церковные златоусты убеждали паству в законности власти Елизаветы как преемницы дел отца и защитницы веры от иноземцев, которые отстранили её, законную наследницу, от трона. На Проповеди на день рождения Елизаветы 18 декабря 1741 года Владыка Амвросий оправдывал действия дочери Петра в борьбе с врагами России: это были Миних, Остерман и «другие эмисарии вражеские».
Елизавета была набожна без лицемерия, утверждали её современники, всего более она уважала публичные богослужения. В ее царствование продолжилась работа по изданию исправленной по греческому тексту славянской Библии. Первый экземпляр был преподнесен императрице 18 декабря 1751 года.
Она строго соблюдала посты, строго исполняла церковные обряды, заботилась о строительстве церквей и монастырей. По её инициативе был создан Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь. Совершая паломничества, Елизавета тратила недели, а иногда и месяцы на это, проходя путь пешком, – правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2–3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом путь был не очень утомительным, но и растягивался на месяцы. В 1748 году, например, богомолье заняло почти всё лето.
Набожная императрица усилила контроль за повседневной жизнью подданных, «духовные консистории» вели борьбу с ересью и расколом, а также вершили суд над духовными лицами и мирянами. Указы Синода запрещали устраивать кабаки вблизи церквей и монастырей. В Петербурге и Москве было запрещено проводить кулачные бои, содержать на больших улицах питейные дома, заводить домашних медведей, мчаться вскачь по улицам, произносить в общественных местах бранные слова.
Вкусы и увлечения Елизаветы в немалой степени способствовали развитию отечественной культуры и просвещения. Среди столичного дворянства распространение получает домашнее образование под руководством иностранных преподавателей. С этого времени французский язык и этикет завоёвывают прочное место в обиходе петербуржского общества, а двор императрицы становится одним из самых блестящих в Европе.
Алексей Разумовский и Елизавета I
Елизавета I венчалась тайно
Увидев однажды в придворном хоре малороссийского певчего Алексея Разумовского, великая княжна упросила, чтобы его отпустили к малому двору. Розумовский (Разумовский – с 30-х годов) не имел склонности к делам государственным, он любил Елизавету и пышные праздники. Любящая императрица оказывала ему нежные знаки внимания, осыпала дорогими подарками. По легенде, в 1742 году в Перовской церкви состоялось тайное венчание Елизаветы I и Алексея Разумовского, кавалера главного ордена России – Святого апостола Андрея Первозванного.
Сменивший на посту фаворита Разумовского камергер Иван Шувалов при Елизавете являлся чем-то вроде министра культуры России. При его поддержке появились Московский университет с гимназией и Академия художеств. При Елизавете Петровне были реорганизованы и военно-учебные заведения.
Эрмитаж в Царском Селе
Вторая половина царствования Елизаветы – это время гения Ломоносова, стала выходить газета «Московские ведомости», строительство Зимнего Дворца, Смольного монастыря и других ансамблей Растрелли. Гуманизация общественной жизни в годы её правления выразилась в приостановлении исполнения смертных приговоров, указов о строительстве инвалидных домов и богаделен. Столицу украсили новые здания, помимо традиционных постоялых дворов и кабаков появились более современные и комфортные трактиры. Лучшие улицы украшались красивыми вывесками, отражавшими культурные связи России и победы её оружия.
С потоком товаров и людей в Россию проникали не только кофе и вина, но и другие плоды цивилизации, в том числе бордельный промысел. Так что императрица развернула первую кампанию по борьбе с «непотребством».
Во дворце же каждую неделю проходили балы и любимые государыней маскарады, на которых она любила являться в мужском костюме, одетая то французским мушкетёром, то голландским матросом. Будущая Екатерина II, жена наследника престола, отмечала: «Мужской костюм шёл только одной императрице. При своём высоком росте и некоторой дюжести она чудно хороша в мужском наряде». Кавалерам, в свою очередь, без особого удовольствия, доводилось переодеваться в дамские платья.
«Мужской костюм шёл только одной императрице»
Благодаря любви императрицы к театру русский зритель познакомился с пьесами Шекспира и Мольера. В 1755 году в придворном театре впервые были поставлены оперы «Цефал и Прокрис» и «Альцеста» на русском языке и в исполнении русских певцов. Автором текстов был поэт Сумароков.
Елизавета ввела за правило штрафовать придворных на 50 рублей за «нехождение в театр», но не прошло и двадцати лет, как дворяне пристрастились к театральным искусствам. Кроме итальянской оперы, французского театра и балетной труппы императрица в 1756 году пригласила в Петербург из Ярославля Фёдора Волкова – основателя русского национального театра. Она была главным распорядителем празднеств и ревнивым судьёй.
Чувство власти при всей любви к развлечениям никогда не покидало Елизавету. Она могла быть жёсткой, даже жестокой, умела использовать в своей политике если не дух, то, по крайней мере, букву замыслов своего отца. Самое главное – она была способна оценивать своих советников, выбирать среди них наиболее компетентных и лавировать среди придворных группировок, не давая никому преимущества. Елизавета принимала ответственные решения только после тщательного обдумывания и обсуждения мнений своих советников. Алексея Бестужева-Рюмина она сделала канцлером, и хотя не любила его «как человека неискреннего и пьяницу», но ценила его опыт и знания. Канцлер был прирождённым дипломатом – он хорошо разбирался в отношениях европейских держав, владел латинским, французским и немецким языками. Был хладнокровным и расчётливым политиком, организовал систематическую перлюстрацию почты иностранных послов и расшифровку их депеш.
Елизавета уважала Сенат, но в то же время периодически созывала Конференции и Советы из авторитетных лиц для обсуждения ответственных решений. Умение лавировать в политике обеспечило Елизавете двадцать лет спокойного царствования. Она быстро уладила вопрос о престолонаследии. 5 февраля 1742 года в Россию привезли её племянника Голштинского принца Карла – Петра Ульриха, который после принятия православия был объявлен наследником престола.
Тайная канцелярия при Елизавете работала не менее активно, но вместо повторения процессов времён Бирона вводились ротации кадров в системе местного и центрального управления, при этом кадровые перемены не сопровождались опалами.
За двадцатилетнее царствование Елизаветы репрессии в адрес руководителей учреждений применялись почти в два раза реже, чем при Анне Иоанновне кнут. Казнь и конфискация имущества, распространённые при Петре I, кары за казнокрадство и взяточничество Елизавета, продолжив курс отца на укрепление регулярного государства, заменила понижениями в чинах, переводом на другую службу и изредка – отставкой.
Елизавете пришлось вести свою войну со Швецией, желавшей взять реванш за поражение при Петре I. В 1742 году русские войска захватили большую часть Финляндии и вынудили шведскую армию капитулировать под Гельсингфорсом. Шведы продержались ещё год, но после поражения своего гребного флота в мае 1743 года пошли на заключение Абоского мира, уступив юго-восточную Финляндию. В дальнейшем внешнюю политику определяли союзы с Саксонским курфюрстом и польским королём Августом Сильным и Австрией, направленными против агрессивной политики Пруссии, с морскими державами Англией и Голландией – во имя торговых выгод.
Война со Швецией 1741–1743 гг.
Последние годы царствования императрицы выдались тяжёлыми. В 1756 году началась Семилетняя война Австрии, России и Франции, Саксонии, Швеции и Испании против Пруссии и Англии. Её главной причиной стала борьба между Англией и Францией за раздел владений в Ост- и Вест-Индии и Северной Америки. На континенте с помощью английских денег Фридрих II начал войну с Австрией и Францией. Россия выступила на помощь Австрии.
Русская армия во главе с фельдмаршалом Апраксиным нанесла поражение прусакам при Гросс-Егерсдорфе в 1757 году и Кунерсдорфе в 1759 году. В начале 1758 года русские войска заняли Восточную Пруссию, а в 1760 году на короткое время захватили Берлин. Однако у противников Фридриха II единство интересов и действий отсутствовало. И Франция, и Австрия не считали Россию самостоятельной участницей войны и возражали против территориальных приращений своей союзницы. Отправленная в Силезию русская армия в 1760–1761 годах из-за разногласий с австрийцами и прусских манёвров не смогла разгромить прусаков. В декабре 1761 года генерал-лейтенант Пётр Румянцев взял крепость и порт на побережье Балтийского моря Кельберг, нынешний польский Колобжег.
Стартовавшие в конце сороковых реформы были свёрнуты из-за войны и начавшейся борьбы за власть. Нужно признать, что Елизавета была очень больна: помимо астмы и, скорей всего, диабета у неё ещё были сильные приступы эпилепсии, после которых она несколько дней не могла прийти в себя. Тем не менее, императрица была полна решимости продолжать войну. В 1761 году был даже принят указ о кампании 1762 года, однако этому не было суждено осуществиться – 12 декабря 1761 года с императрицей случился очередной приступ. 25 декабря 1761 года императрица скончалась.
Подготовила Галина Костина
- Почему вы себя никак не рекламируете? Я не видел ни одного ролика, ни одного баннера или щита с вашей рекламой… Я от вашего журнала просто в восторге, но мне часто приходится объяснять разным людям, что такое «Иркутские кулуары» и почему это круто, реально круто…
Игорь Дрейкин, предприниматель
Комментарии