вверх
Сегодня: 25.01.25
1.png

МАСМ оставил иркутян с «Носом»

Возможность обогатить свои познания в авангардной музыке и проверить гибкость восприятия музыкального языка представилась иркутянам в минувший вторник. С единственным концертом в Иркутске выступил Московский ансамбль современной музыки, или просто – МАСМ.


То, что мероприятие предстоит необычное, было понятно сразу. Хотя бы потому, что за два дня до концерта было продано всего три билета. И на всякий случай билеты не продавались. Немногочисленным желающим приобрести пропуск в мир прекрасного предлагалось подойти прямо к концерту, а там видно будет. На мой вопрос «А сколько планировали продать билетов?» скептически предусмотрительная билетерша ответила: «Ну, штук триста хотя бы». Рука моя рефлекторно потянулась к фейсбуку. Но голова, опередив её, истолковала это «постыдное» для столицы Восточной Сибири и города, в котором собираются открывать филиал Московской консерватории, обстоятельство как железобетонную уверенность целевой аудитории концерта в том, что мест хватит всем.


И, действительно, в назначенные день и час публика явилась. И мест хватило, правда, пришлось в экстренном порядке доставлять стулья так, что, сев изначально в самом последнем ряду, я через какое-то время оказался чуть ли не в центре зала. «Всё-таки быть в Иркутске консерватории», – подумал я с удовлетворением. И только об этом подумал, как в зал вошёл председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол с супругой – хорошая, между прочим, примета.


А между тем концерт начался. После краткой политинформации конферансье о том, как плохо жилось музыкантам при советской власти, грянул «Ноктюрн» Николая Рославца. Несмотря на небольшой состав – флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепьяно, музыкантам МАСМа удалось создать потрясающе плотный и насыщенный обертонами звук. Лично я просто закрыл глаза и оказался… Ну, там, где мы все обычно оказываемся, когда нам очень и очень хорошо. Просто удивительно, насколько духоподъемные вещи писал человек, проигравший в свое время в неравной схватке с пролетарскими композиторами за право по-своему любить советскую Родину, вычеркнутый безжалостной рукой из официальной культуры и влачивший жалкое существование.


После «Двух происшествий» Леонида Половинкина, в которых я, признаться, не очень уловил, где закончилось одно происшествие и началось второе и вообще, что это были за происшествия такие, последовали три пьесы Сергея Прокофьева из балета «Стальной скок» – «Разносчики товаров: ирисники и папиросники», «Матрос в браслете и работница» и «Фабрика». Конферансье не могла не отметить, что балет, написанный Прокофьевым для «Русских сезонов» Дягилева, «ни в коем случае не ставил перед собой пропаганду советской России». Впрочем, и антипропагандой балет тоже не стал. Иначе бы Прокофьеву вряд ли так просто позволили вернуться в СССР. Скорее всего, Дягилев, идя в ногу со временем, просто вместо лубочной России получил лубочный СССР.

 

Разобрать, где в музыке ирисники, а где папиросники я так и не смог. Просто потому, что надо лучше готовиться к таким концертам. А вот фабричные звуки я, как дитя рабочих окраин, смог оценить в полной мере. Причем не только их механистичность, но и то, что нельзя почувствовать ни в одной записи (во всяком случае, я никогда не чувствовал), – это всё заглушающий рёв машинного зала. Всё-таки здорово слушать концерты в Художественном музее имени В.П. Сукачёва с его потрясающей акустикой! Судя по тому, что некоторые слушатели по окончании этого номера чуть не повскакивали со своих мест, многие деятели искусств и служители муз в Иркутске тоже имеют пролетарское происхождение.


Ну а самым главным гвоздем программы, безусловно, стал «Нос» Шостаковича. Вот уж где пригодилось всё сопение, шмыганье, насвистывание и гудение духовой группы. Выходило настолько реалистично, что я ненароком стал проверять свой нос: не убежал ли он подсвистывать, подшмыгивать и подсапывать музыкантам на сцене. Обязательно послушаю эту оперу – мне кажется, я начинаю понимать, в чем там фишка.

 

Ни в коем случае не разочарование, а легкая грустинка вечера была только в том, что я так и не увидел, сколько баянов рвется по ходу исполнения «Посвящения Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу» Альфреда Шнитке. А так хочется! Послушайте как-нибудь на досуге это произведение в переложении для оркестра баянистов и вообще – включайте периодически в дни торжеств. Да, порвать флейту значительно сложнее…


Так меня и оставили с носом солисты Московского ансамбля современной музыки – и в прямом, и в переносном смысле.

 

Артём Световостоков

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС