Возможность обогатить свои познания в авангардной музыке и проверить гибкость восприятия музыкального языка представилась иркутянам в минувший вторник. С единственным концертом в Иркутске выступил Московский ансамбль современной музыки, или просто – МАСМ.
То, что мероприятие предстоит необычное, было понятно сразу. Хотя бы потому, что за два дня до концерта было продано всего три билета. И на всякий случай билеты не продавались. Немногочисленным желающим приобрести пропуск в мир прекрасного предлагалось подойти прямо к концерту, а там видно будет. На мой вопрос «А сколько планировали продать билетов?» скептически предусмотрительная билетерша ответила: «Ну, штук триста хотя бы». Рука моя рефлекторно потянулась к фейсбуку. Но голова, опередив её, истолковала это «постыдное» для столицы Восточной Сибири и города, в котором собираются открывать филиал Московской консерватории, обстоятельство как железобетонную уверенность целевой аудитории концерта в том, что мест хватит всем.
И, действительно, в назначенные день и час публика явилась. И мест хватило, правда, пришлось в экстренном порядке доставлять стулья так, что, сев изначально в самом последнем ряду, я через какое-то время оказался чуть ли не в центре зала. «Всё-таки быть в Иркутске консерватории», – подумал я с удовлетворением. И только об этом подумал, как в зал вошёл председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол с супругой – хорошая, между прочим, примета.
А между тем концерт начался. После краткой политинформации конферансье о том, как плохо жилось музыкантам при советской власти, грянул «Ноктюрн» Николая Рославца. Несмотря на небольшой состав – флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепьяно, музыкантам МАСМа удалось создать потрясающе плотный и насыщенный обертонами звук. Лично я просто закрыл глаза и оказался… Ну, там, где мы все обычно оказываемся, когда нам очень и очень хорошо. Просто удивительно, насколько духоподъемные вещи писал человек, проигравший в свое время в неравной схватке с пролетарскими композиторами за право по-своему любить советскую Родину, вычеркнутый безжалостной рукой из официальной культуры и влачивший жалкое существование.
После «Двух происшествий» Леонида Половинкина, в которых я, признаться, не очень уловил, где закончилось одно происшествие и началось второе и вообще, что это были за происшествия такие, последовали три пьесы Сергея Прокофьева из балета «Стальной скок» – «Разносчики товаров: ирисники и папиросники», «Матрос в браслете и работница» и «Фабрика». Конферансье не могла не отметить, что балет, написанный Прокофьевым для «Русских сезонов» Дягилева, «ни в коем случае не ставил перед собой пропаганду советской России». Впрочем, и антипропагандой балет тоже не стал. Иначе бы Прокофьеву вряд ли так просто позволили вернуться в СССР. Скорее всего, Дягилев, идя в ногу со временем, просто вместо лубочной России получил лубочный СССР.
Разобрать, где в музыке ирисники, а где папиросники я так и не смог. Просто потому, что надо лучше готовиться к таким концертам. А вот фабричные звуки я, как дитя рабочих окраин, смог оценить в полной мере. Причем не только их механистичность, но и то, что нельзя почувствовать ни в одной записи (во всяком случае, я никогда не чувствовал), – это всё заглушающий рёв машинного зала. Всё-таки здорово слушать концерты в Художественном музее имени В.П. Сукачёва с его потрясающей акустикой! Судя по тому, что некоторые слушатели по окончании этого номера чуть не повскакивали со своих мест, многие деятели искусств и служители муз в Иркутске тоже имеют пролетарское происхождение.
Ну а самым главным гвоздем программы, безусловно, стал «Нос» Шостаковича. Вот уж где пригодилось всё сопение, шмыганье, насвистывание и гудение духовой группы. Выходило настолько реалистично, что я ненароком стал проверять свой нос: не убежал ли он подсвистывать, подшмыгивать и подсапывать музыкантам на сцене. Обязательно послушаю эту оперу – мне кажется, я начинаю понимать, в чем там фишка.
Ни в коем случае не разочарование, а легкая грустинка вечера была только в том, что я так и не увидел, сколько баянов рвется по ходу исполнения «Посвящения Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу» Альфреда Шнитке. А так хочется! Послушайте как-нибудь на досуге это произведение в переложении для оркестра баянистов и вообще – включайте периодически в дни торжеств. Да, порвать флейту значительно сложнее…
Так меня и оставили с носом солисты Московского ансамбля современной музыки – и в прямом, и в переносном смысле.
Артём Световостоков
Как называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.
Сергей Якимов, юрист