Увидеться с Ламой Итигэловым, нетленное тело коего выставляется как факт попрания смерти, в Иволгинском дацане до восьми раз в год съезжаются многие сотни тысяч ищущих смысла жизни.
Миф становится фактом: Тело его излучает тепло, внешним видом скорее всего напоминая гриб. Ленин – гриб: опус, старанием Курехина и К*, ставший просто метафорой того, что есть на самом деле наши нетленные вожди. Мавзолей уж ныне не на слуху – но пробудился у масс населения колоссальный интерес к загадкам явного отсутствия смерти, ярких перерождений, бессмертия и пребывания сознания одновременно в разных мирах. Всё это ныне становится уже реальностью… Реальность ума – то, во что верят люди. А люди на протяжении веков верили так истово, что любой верующий становился плотью, кровью: оживал, как Будда, жил, как Иисус, оживлял, как Кришна.
Стихийный отъезд
Поехать на маленькой скоростной «Истане» всю долгую зимнюю ночь в соседнюю Бурятию не каждый решится. Паломники собрались в этот раз со всей Иркутской области. У одной семейной пары ребенок лет 7 решил больше не разговаривать. У кого-то просто проблемы со здоровьем, кто-то собирает паранормальные встречи, а многие просто по зову сердца поехали к Итигэлову. Ехать от центра Иркутска до Иволгинского дацана, что за Улан-Удэ, ночью лишь семь часов. Возвращаться по дню и вечеру на забитой трассе М55 обычно гораздо дольше. Но вот в этот раз случилось чудо – мы и обратно уложились в семь часов по обледенелой, местами таявшей трассе.
Другое дело, ночь без пледа в скрюченном состоянии на тесном сиденье обдуваемого ветрами и сибирскими морозами автобуса. Выход из маршрутки в ранний час в Бурятии при -25, после тех иркутских +5, – шок, сравнимый с внезапной глубокой вакуумной заморозкой. До боли в мышцах. Дацан начинает жить лишь в 9 утра, раньше все тут открывали в 8. Мы приехали лишь в 7 утра… Оно всё как-то так до жути знакомо – как состояние депортации в грузовых вагонах, как ледяное отрезвление после внезапной аварии или проваливание под лёд – то пазл «жесткая перезагрузка».
Солнце – вот смысл
И вот, помаявшись, как потерпевшие кораблекрушение в Арктике, поискав туалет, обойдя для согрева по молитвенным тропам с вращением барабанов с мантрами, под бодрый голос и все неутомимые истории яркой Любови Николаевны, гида фирмы «Маруся-тур», мы просто делаем все бессознательно и послушно – иначе ступор, кажется, побежишь в окрестные горы, как тот отец Федор. Доедать свою прихваченную колбасу. Что ещё может любой смертный в таком случае?.. Наконец рассвет – ещё холоднее! Но зато оттенки бирюзового за всеми горами радуют ум, привыкший к теплу и свету, как комнатное растение. Появляются торговцы. Мы заходим в ряд дацанов, выросших здесь как грибы после дождя. Помнится, более 20 лет назад я был тут. Очень все было просто – не вычурно, минимум 10 домиков, никаких толп этнотуристов, никаких лотков. Тогда мне довелось просто переночевать в Иволгинском дацане. Было теплое и сухое лето, в отличие от дождливой тогда Иркутской области, где дожди шли неделю. Солнечная Бурятия была раем с травой-муравой, милыми уху и глазу Гусиным Озером и Гусиноозерском. Тогда мы общались с братом монаха – суровым братком-перегонщиком и владельцем сервисов в Улан-Удэ «Эрдени». Вместо молитв мы просто ходили километров за десять в окрестные села в гости к его родным бурятам. Сначала он хотел, чтобы я остался в дацане жить. А потом вдруг в сердцах проговорился: может, мне лучше с тобой – к Тихому океану?.. Помнится, личная жизнь у него не складывалась, большие шальные деньги не успокаивали его душу – искал своего смысла жизни. В таких ситуациях человек готов слушать любого: и юного бродягу, того, кто очень разочаровал или даже обидел смертельно – сознание ищет новых «точек сборки» и готово идти на попятную, лишь бы ум успокоился, принял всё как есть. Потому что беспокойная душа в пока ещё здоровом теле – очень тревожное и подавленное состояние, требующее от нас новых, пусть неприятных, решений.
Всё ведь на вере
Чего только не творят встречи в пути! Например, с нами был бывший начальник ГУИН. Суровый уж дедушка с ликом Фантомаса при тусклом свете салона авто. Он ни с кем из нас слова не обронил. Женщины зато говорили каждая о своем – у кого дочь не может родить, у кого сын никак не хочет работать. Кто-то выпил водки и подремал на обратном пути, кто-то накупил омуля, а кто и молчал. Странное дело – неопознанное неумирание. На каждого оно воздействовало по-своему сильно. И не надо говорить – ну, мол, люди глупы. Люди очень мудры. Только часто они скрываются от всех. Потому что очень боятся насмешек, которых, как заметил Гоголь, боится тот, кто ничего не боится. Кто-то грустит, кто-то, полагаясь на суету сует, ненужное мельтешение машин, перепросматривает жизнь. У кого внезапно созревает и решение поменять свою жизнь, выйти из рамок ума, привычек «Быть правым», оставаясь при этом всё более отчужденным, не добрым и свирепым. Кто-то лыбится – странно это всё понаблюдать. Очень тонкие процессы. Люди так привыкли прятать свои чувства! В любом случае – все внезапно так оттаяли после подходов к Телу Итигэлова, что начали говорить о себе такое соседям в машине, что явно не предполагали рассказать. Интересоваться другими... Делать новые светлые выводы, не только о себе любимом, но ещё о самом вдруг близком чужом. Списать всё это на то, что вот мёрзли как собаки, а теперь едем домой, едим в кафе, тут тепло, – не сказать ничего. Другие лица, другие энергии, другое отношение к миру ныне пока живущих… Многое можно рассказать о каждом, просто смотря на него с сочувствием и думая с состраданием: мир меняется так сильно на тонком уровне, что наполняется смыслом – быть лишь здесь, сейчас. Такой опыт может дать пранаяма – интенсивное глубокое дыхание, когда ум не мечется в смутное будущее, не кидается в прошлое – внезапно останавливается. Как в детстве – становится ручным… Ты приходишь к миру в самом себе. Какая разница, какие бывают ситуации, кто что о тебе думает, – это они делаю лишь две минуты, не больше – в отличие от тебя, ведущего диалог внутри часами.
Немного буддобытия
Если описать размеренную жизнь монахов в самых общих чертах – это будет предвзято, сквозь призму моих ожиданий, и не вкусно. Но попытка к доброму отношению – это не морозная пытка. Попросив прощения у буддистов, которых я мало знал и не понял, все-таки с самым добрым ко всем ним и их учителем Буддой отношением всё же чуть-чуть попробую. Простится мой скепсис.
Даром что недавно Хомбо Лама Аюшев назвал всех жителей Иркутской области в печатной версии журнала «Русский репортер» коммунистами и шаманистами. Что ж – то да, мы в самом деле такие. Буддистами нам не стать. Поклонение вечному Огню, вечному Вождю, вечной Природы ярый зов – параллелей очень много. Это был вопрос – каверзный, конечно, провокация коллег стопроцентная, вроде того, что же вы, буряты и буддисты, все лишь тусуетесь в Бурятии да в Калмыкии, – чего же не будируете своих окрестных собратьев из соседних областей. В нэт-версии крик Ламы Аюшева отредактирили. Политкоррект. В полурелигиозном обществе дает о себе знать во всю ивановскую. Зайдя к тибетскому лекарю за пульсовой диагностикой, обнаружил на своем запястье очень тонкие пальцы с длинными подушечками пальцев, говорящими о большой воле и высоком интеллекте их обладателя, даже не взглянув в лицо молодого бурятского ламы, ведущего прием, был нисколько не удивлен его диагнозами. Дело не в них, а в том, что универсальность и точность диагностики и полного излечения в тибетской медицине – для меня никакой не секрет. Это лучшее, что дал буддизм большому миру, – колоссальный опыт предков в трактатах «Чжуд Ши» бесценен. Сам недавно проводил в самый последний путь чудо-лекаря тибетского врача Вадима Ахняфовича Асадулина. Если бы не его знания, воля и разум – залечила бы официозная машина до состояния овоща очень и очень быстро. Мало кто признает: тут лишь подавляют симптомы любой химией. Данный же молодой лама предложил мне снадобий от расстройства стихий. Я отказался, сказав, что ум мой – очень злая собака, которую лучше не дразнить, делая вид, что она хорошая и добрая. Он тонко улыбнулся в ответ и снисходительно кивнул, призывая следующего на пульсовую диагностику. После этого попил в его домике чай с его помощником из Владивостока Сергеем Алексенко. Он за свои 40 лет во многих фирмах по разному профилю проработал, и во многих избирательных кампаниях поучаствовал. Писал речи политикам и много занимался рекламой. Много и давно интересовался медициной, причем с детства. Отучился в медколледже, потом в сельхозакадемии проучился по несколько иному профилю. Осознал, что сначала надо излечить душу: менять представления человека о существующем порядке вещей. Только после этого – симптомы. Он убедился, что правильное сочетание Дош Энергий, правильное воздействие на ум пациента меняет его, и только после этого – приготовление лекарства из трав на глазах пациента, с его же, пациента, непосредственной вовлеченностью. Так что тут он потому, что решил от работ социальных и терапевтических заняться работой душевной – приняв на себя послушание. Но надо начинать работать ещё и со своим духом, считает Сергей. Упорядочить свои вибрации – только после этого возможно грамотно воздействовать на других.
Безусловно, города, где люди буквально рыщут в поисках поживы, делает их вскоре уж больными. Здесь, у села Иволга в горной просторной долине вне потока туристов, можно найти спокойствие. Уставшие лица, модели поведения по шаблону, вычурная вежливость – все крайне неестественно. Как может человек самоисцелиться в таком обществе, когда даже не его душа, а – Дух, высшая составляющая, тоже болеет, тоже мечется и не находит себе применения через этого человека?
Чуть основных истин
Проводник нашей группы по Иволгинскому дацану Доржо Бадмацыренов родом из села Верхняя Иволга. Он высок, статен, спокоен, с большой энергией и увлеченностью говорит о буддистских прописных истинах. Конечно, люди слушают, что и так и без того знают многое. Но само вдохновенное раскладывание бесконечных поучений интересно, как песня в устах певца. Неважно, знаете ли вы слова и вдумывались ли в смысл песен о главном, – важно ощущение всего.
– Чтобы стать буддистом – нужно очень много размышлять о пустоте всего, и прежде всего своего Я. Чтобы понять, что тебя в этом мире почти нет. Если этого не осознавать – буддистом с явным Эго быть практически невозможно. Ученикам сначала надо разобраться в том, что такое благое и не благое, что такое постоянство и непостоянство. Это всё ученики изучают уже после. Истина и смысл у людей появляются, только если они не будут отделять себя ото всего сущего. Потому ругань, ссоры, скандалы, как и одурманивающие средства, являются вещами одного порядка. Очищение получает лишь тот, кто со смирением принимает весь спектр своей среды. Разотождествление себя со своим телом – процесс бесконечно увлекательный. Имя ему Жизнь.
Как выглядят храмы и что собой представляют ритуалы буддистов – нет никакого смысла просто описывать. Лучше уж один раз просто мысленно поговорить и повидать Нетленного Вечного Ламу. Прожившего долгую плодотворную жизнь. Принявшего служение в 1917-м году, а в 1927-м велевшего ученикам его, после определенных практик, предать земле в специальном отсеке. После того, как его по его велению откопали, очень долго Далай-Лама не давал согласия на выставление его теплого Нетленного Тела народу. Только окончательное покорение Тибета коммунистическим шаманизмом Китая и изгнание самого Далай-Ламы в Индию дало добро. Ныне и присно и во веки веков живая неутомимая легенда – отшельник из этого мира и так и не вошедший окончательно в тот мир Итигэлов стал настоящим Лениным большой Сангхи в России.
Михаил Юровский
- Слушайте, то, что вы несете, это полная ахинея! Так нельзя! Создается ощущение, что вы против всего, что составляет естественный порядок вещей. Вам доставляет удовольствие издеваться над людьми. Вы анархисты и даже террористы!
Ольга Сырцова, госслужащая
Комментарии