В Тяньцзине такое можно проделать лишь когда сильный ветер с моря сдует весь смог. В другое время ты выходишь на улицу – и попадаешь в «молоко» из этого самого смога. В Иркутске подобное можно наблюдать только когда горят леса поблизости. Здесь же эта картина почти каждый день. Запаха смог не имеет, но в очень загрязненные дни чувствуешь, как щиплет горло и язык.
Китайцы говорят, что основная проблема – количество автотранспорта на улицах города. Тяньцзинь входит в четверку крупных городов Китая, и народу здесь живет – как думаете, сколько? По данным Википедии, на 2009-й год здесь проживало почти 15 миллионов человек. Ааааа! Какая-то нереальная цифра! Сейчас уже наверняка больше.
Когда я отправила родителям фото задымленного города, они мне ответили, что ничего удивительного, мол, так и выглядят плоды индустриализации.
Просто когда я была маленькой, мы жили в Новокузнецке Кемеровской области. Городе, где добывался и до сих пор добывается уголь и где работали раньше всевозможные заводы. Сейчас действующих осталось мало. Очень хорошо помню, когда мы ехали в электричке к родственникам в соседний город Мыски, пейзажем за окном были заводы, бесконечные кучи угля или чего-то очень на него похожего, дымящиеся трубы и изредка лес. Так вот, родители вспоминают, что, уходя на работу, необходимо было закрывать все форточки, иначе к вечеру квартира покрывалась тонким слоем сажи. И картинка в далекие семидесятые–восьмидесятые в Новокузнецке была ровно такая же, как сегодня в Тяньцзине и Пекине. И когда доктор сказал, что у вашего ребенка, у меня то есть, из-за плохой экологии может развиться астма, родители собрались и уехали в Иркутскую область, в самую дремучую тайгу Жигаловского района.
Теперь я точно могу сказать, что все познается в сравнении. И пока большинство иркутян пыжатся и придумывают, что бы еще такого поганенького про город написать, я с нетерпением жду возвращения домой, где мне не нужно заглядывать каждое утро в Интернет, чтобы посмотреть уровень загрязнения воздуха.
PS: Кстати, среди студентов-иностранцев в столице Китая и ее окрестностях самая распространенная отмазка от учебы – «сегодня плохой воздух»!
PM10 и PM2.5 составляют обычно 40-70% от общего числа взвешенных частиц. Особенно опасно сочетание высоких концентраций взвешенных частиц и диоксида серы.
Люди с хроническими нарушениями в легких, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, астмой, частыми простудными заболеваниями, пожилые и дети особенно чувствительны к влиянию мелких взвешенных частиц диаметром менее 10 микрон (РМ10), менее 2,5 микрон (РМ2.5). Наиболее опасными загрязнителями признаны мелкодисперсные взвешенные частицы PM2.5, поскольку они из-за своего небольшого размера могут попадать глубоко в легкие человека, оседать внутри альвеол. Основные источники PM2.5 — сжигание ископаемого топлива (уголь) и биомассы (например, лесные пожары), а также выбросы автомобильного транспорта.
По стандартам Агентства по защите окружающей среды США и по российским нормам, среднее за сутки содержание PM2.5 в воздухе не должно превышать 35 мкг/м3. Для частиц большего диаметра, PM10, также опасных для здоровья человека, среднее за сутки содержание в воздухе не должно превышать 60 мкг/м3. Максимальный разовый уровень ПДК по российским нормам по PM2,5 составляет 160 мкг/м3 (по PM10 — 300 мкг/м3).
Оксана Богданова
- Для меня «Иркутские кулуары» не такие уж иркутские. Некоторые статьи журнала посвящены вопросам, которые подчас трудно отнести к городской или, скажем, областной тематике. Однако это позволяет расширять сознание. И, если в других изданиях я какие-то статьи могу просто пролистнуть, в вашем журнале я читаю всё от конца до начала.
Елизавета Осипова, кандидат технических наук, преподаватель.
Комментарии