На шаг вперед
В принципе, можно было догадаться и раньше. Меткий термин «хохлосрач» как описание любой дискуссии, посвященной Украине, появился едва ли не одновременно с массовым распространением Интернета на территории бывшего СССР. И ничего более точного для описания процесса представителей двух родственных народов – русского и украинского, как, впрочем, и для внутренних разборок западных украинцев с восточными и южными, так и не придумали: срач – он и есть срач.
Внутренние проблемы Украины примерно с ноября 2004 года перестали быть внутренними. «Оранжевая революция» на Украине, как считали сами украинцы, всего лишь заложила традицию «раз в десять лет менять шило на мыло», а в России с этого момента началась такая борьба с «цветными революциями», что от того общественно-политического пейзажа буквально камня на камне не осталось. Ушли в небытие олигархи и медиамагнаты, прекратили существование многие партии и телеканалы, практически полностью утратили влияние общественные организации. На поверхность всплыли специальные антимайданные организации типа «Наши», МГЕР, «Местные» и т.д. Всплыли, побулькали – и опять ушли в тину… но дело свое сделали, и никаких намеков на «майдан» не случилось.
Но сейчас не про нас, а все-таки про Украину. Ничего еще не кончилось, а один из «проклятых русских вопросов» – «Кто виноват?» – уже стоит перед соседями в полный рост. И дураки они будут, если не найдется кто-нибудь, кто скажет честно и откровенно: виноваты все граждане Украины, от первого до последнего. Так, скажете, не бывает: кто-то не участвует в политике, но честно трудится и пополняет бюджет; кто-то слишком молод; кто-то, в конце концов, должен быть прав среди неправых и хотя бы время от времени возвышать свой голос в пророчествах – как, например, академик Сахаров и писатель Солженицын.
Украинцам виднее, с нашей же дистанции таких не видно совсем. Если и был пророк, предсказавший войну, кровь и распад, то это, скорее всего, писатель Глеб Бобров, автор романа «Эпоха мертворожденных». Вы не поверите, но еще в 2007 году он предсказал отделение восьми областей Украины по так называемой «линии Субтельного» (условно отделяет области с преобладанием русского языка от остальной Украины), создание республики Новороссия и прочие коллизии, наблюдаемые сегодня в режиме онлайн. Увы, Бобров далеко не Солженицын, его таланта хватило на очередной боевик, каких в последние 10 лет печатают целые полки в книжных магазинах, и пророчество пропало без пользы.
Калика перехожий на распутье
Итак, имеем страну, пораженную региональными эгоизмами так глубоко, что в итоге ее порвало на части при первой же заминке в высших эшелонах власти. В самом простом варианте, оставив за скобками действительно важные интересы олигархов и влияние иностранных государств, объяснить поведение рядовых граждан можно так. Условным «западенцам» нужно в Евросоюз, потому что на западе страны население плохо образованное, промышленности нет, зарплаты очень низкие (см., например, спецпроект «Коммерсанта» «Украина в цифрах» http://kommersant.ru/doc/2437193). Рядовому жителю Львовской или Тернопольской области до зарезу нужен статус жителя Евросоюза, чтоб в этом самом Евросоюзе работать. Востоку, наоборот, нужны как минимум хорошие отношения с Россией, потому что продукция – в основном металлургическая и машиностроения – идет как раз на российский рынок, а на запад (как очень точно объяснил 23 мая на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин) не попадет никогда.
И самое смешное, именно рядовые граждане все это четко понимают. Найти баланс интересов, выработать соответствующую этому балансу политику и объяснить эту политику народу – задача крайне непростая. Решить ее должен был высокоинтеллектуальный Киев, средоточие политической и культурной жизни, собственных интересов как бы и не имеющий. Киеву, так уж сложилось, было бы хорошо при любом раскладе, потому что столица – тем более такая древняя и с такими революционными традициями – не может жить бедно просто по определению.
Что мы видим вместо этого? Опять же оставим за скобками тот факт, что все телеканалы на Украине так или иначе контролируются конкретными финансово-промышленными группами, лицом каждой из которых выступает тот или иной олигарх. Что мы, не в России живем, не знаем, что такое «кукиш в кармане»? Есть, на худой конец, Интернет, аудитория у некоторых блогеров такая, что многие СМИ просто слюной захлебываются от зависти. Были варианты обратиться к публике с речами примирения, с «устаканивающими» обращениями.
Но ими никто не воспользовался. Нестабильная ситуация, выносящая каждый день на поверхность все новые лица; глубокий конфликт примерно равных друг другу по силе политических группировок; косноязычные лидеры, пришедшие из другой эпохи и плохо понимающие перспективу – это же прелесть что за время. Особенно для профессиональных остроумцев из числа журналистов (см. Савик Шустер) и просто юмористов – смотри случай с «95 кварталом». В России сейчас этих бывших КВНщиков из Запорожья не очень помнят, все-таки дело давнее, но на Украине это, видимо, мега-звезды. На их концертах можно было видеть и премьер-министра времен Януковича Николая Азарова, и нынешнего и.о. премьера Арсения Яценюка, и экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, и многих других, рангом пониже. Их концертами не гнушаются и российские звезды эстрады: Максим Галкин, Леонид Агутин, Михаил Боярский. Некоторые выступали даже после присоединения Крыма – ничего, кстати, зал не освистал.
Одним словом, по степени влиятельности в России среди юмористов и аналога не подобрать, потому что визит президента РФ на КВН прибавляет рейтинг передаче, а визит того же Яценюка на концерт «Квартала» прибавлял рейтинг Яценюку. Удовольствие при этом получала исключительно публика, наблюдавшая (камера регулярно возвращалась к политикам), как те слушают весьма и весьма малоприятные шуточки о себе. Разумеется, если бы политики не становились регулярно героями скандальных новостей, они бы не стали и персонажами в политическом кабаре. С другой стороны, можно же было представить, к чему все эти песни и пляски могут привести.
«…какой ни есть, а он родня»
Президент Янукович – если, конечно, худрук Владимир Зеленский не преувеличивает – несколько раз звонил и просил быть помягче. Правильно просил. Нельзя воспринимать всерьез политика, если вчера ты до слез смеялся над пародией на него – да он и в жизни выглядит, как пародия на себя самого. Азаров не умеет говорить по-украински, Яценюку показал средний палец сотрудник ГАИ, Луценко подрался с полицией в Германии и был дважды судим (правда, тут же амнистирован) – в общем, кого ни ткни, не политик, а недоразумение.
За восемь лет таких трудов не осталось практически ни одного публичного политика, который не был бы осмеян. Нет, пожалуй, тут нужно другое слово… не осталось ни одного политика, который не был бы втоптан в грязь, унижен и уничтожен. О, конечно, были и закрытые темы. Нельзя, например, было шутить о Дмитрии Яроше. Кому охота после концерта встретить за дверями гримёрки «веселых» хлопцев из «Правого сектора»? Да никому, конечно, поэтому можно шутить про даже Путина – благо он в другой стране и на юмористов не реагирует, но про нацистов – ни-ни. В итоге сейчас нужно сесть за круглый стол, начать о чем-то договариваться – а не с кем. Не осталось людей, к которым все в стране относились бы с равным уважением.
Да, Янукович был, вероятно, не лучшим президентом, но и не худшим же. Уровень доходов повышался, от коррупционеров избавлялись (не в последнюю очередь благодаря общественному мнению), преступных милиционеров даже сажали. А теперь пришли такие кадры, что шутить над ними себе дороже: пуля в лоб, «коктейль Молотова» в окно – и все разговоры закончены. Теперь уже зрителю не до концертов, на повестке дня покупка огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. Дошутились.
Параллельно с политиками шутили и над рядовыми гражданами. Если из Западной Украины – значит, тупая деревенщина, если на что и способная, так это только плитку класть или стены штукатурить. И то в России, на западе таких не возьмут. Если с Востока, то каждое появление «донецких» сопровождается одной и той же дежурной шуткой: «Ось, интэллихенция…» – произнесенной с таким неописуемым выражением, что казалось, больших идиотов быть не может. А Донецкая область, между прочим, как и вся Восточная Украина, уступала по уровню образования разве что Киеву – и никак не западной части.
От шуток по телевизору до кличек «майдауны», «колорады» и «бандерлоги» – один шаг. Конечно, противоречия были раньше, но телевизионные штампы воздействуют даже на тех, кто в принципе не склонен к крайним решениям. Шутки по поводу того или другого человека размывают норму, развращают тот самый средний класс, который в любом обществе должен быть фактором стабилизации, гасящим чрезмерные колебания. Нельзя вести переговоры с «майдауном» – он все равно ничего не поймет, зато можно стрелять в «колорада» – это же не человек, это насекомое-вредитель. Вот и дошутились.
Урок Украины в России нужно изучать, не брезгуя никакими мелочами. Мы все-таки родственники, и проблемы у нас схожие. Мы одними болезнями болеем. Пример? Да пожалуйста. Чиновник городской администрации Иркутска, уходя в армию, провел в военкомате каких-то пару часов, и из него, что называется, полезло: соседи по призывной очереди – «полупьяные полугопники», сотрудники военкомата – «мрази»… С таким настроением в строевые части нельзя, от расстройства нежных чувств может и расстрел караула случиться.
А оно нам надо?
Константин Дынин
"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.
Сергей Шмидт, кандидат исторических наук
Комментарии