вверх
Сегодня: 22.11.24
6.png

#ПРОАРТ. «Чёрный квадрат» как дверь в концептуальное искусство

Одно время по инету гуляла и была довольно популярной ироническая заметка «Как разговаривать с художником» (её и сейчас нетрудно найти). Семнадцатый пункт гласит: «Никогда не спрашивайте, что означает «Чёрный квадрат» Малевича. Просто не спрашивайте!». И, как известно, в каждой шутке есть доля шутки, настолько «навязшим в зубах» стал этот вопрос, волнующий умы непосвящённых зрителей.

 

Любому художнику, а тем паче искусствоведу совершенно очевидна разница между академическим (то есть традиционно реалистическим) и так называемым «концептуальным» искусством. Но человеку малоподготовленному в этой сфере необходимы хотя бы поверхностные пояснения.
Почему-то принято считать, что концептуализм (от лат. conceptus — мысль, представление), литературно-художественное направление постмодернизма, – это порождение конца 60-х – начала 70-х годов XX века в Америке и Европе. Однако совершенно неоспоримо, что это дитя революционных настроений начала XX века, и русский авангард (с франц. «передовой») – блестящее тому подтверждение. Живопись, архитектура, театр и даже поэзия стали сверкающей, залитой светом софитов ареной для новых форм, наполненных новым содержанием! Более того, содержание стало (о, небеса!) нередко вторичным. Впрочем, всей этой вакханалии инноваций цвета, пятен, строительных конструкций и даже ритма рифм предшествовала благодатная почва самых разных направлений культуры человечества.

 
Мировая революция с её неуёмным желанием смести старое «до основанья...» (здесь звучит фоном «Интернационал»), а затем «на обломках» возвести нечто доселе новое стала главной идеологией русского авангарда. И Казимир Малевич явился главным его рупором!

 


Казимир Северинович Малевич – русский и советский художник-авангардист (1879 – 1935 гг.) жил и творил в очень смутное время, и неудивительно, что именно тогда им было предложено совершенно новое направление в искусстве – супрематизм, предтеча современного авангарда.


 В 1910 – 1914 годах началась полоса признания творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в Мюнхенской галерее. Будучи ярым поборником новых форм изобразительного языка, Малевич написал и опубликовал в изданиях того времени массу статей, одной из которых стал знаменитый «Манифест супрематизма» (супрематизм – направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).

 

 

Супрематические композиции, 1910-е гг.


Вот яркие цитаты из «Манифеста»:


«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение»;

«Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства».


Впрочем, нет смысла пересказывать сие известное произведение, оно мирно покоится в Гугле! Задача «Манифеста» уже сквозит даже в первой цитате. В 1915 году Казимир создаёт свой «Чёрный квадрат», причём для написания его смешивает самые разнообразные краски, не используя лишь чёрную! Более того, это и не квадрат вовсе, а скорее фигура, не имеющая в действительности ни параллельных сторон, ни прямых углов! На выставке в Петербурге Малевич разместил картину, как икону, в красном углу. Собственно она и являлась такой иконой авангарда и стала одним из культовых произведений всех времён и народов. «Квадрат», – писал Малевич, – это творчество интуитивного разума. «Квадрат» живой, царственный младенец!». Первая мировая война, надвигающаяся революция, сингулярность общественного развития и стремительная смена парадигмы – вот какие смыслы несёт знаменитое полотно! А можно видеть в нем и бесконечную пустоту, которую автор как бы предлагает заполнить новым и доселе неизведанным!

 

 Чёрный супрематический квадрат.1915 г.


В общем, решайте сами, как относиться к явлениям современного искусства, а «Чёрный квадрат» – без сомнения – ворота в него! И, увещеваю, не стоит забывать, что это КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ произведение, наполненное определённой идеей!

 

Крестьяне. 1929 г.

 

Спортсмены.1930-1931 гг.


Впрочем, к концу жизни Казимир Северинович вновь отошёл к неопримитивизму – более понятному для обычного советского зрителя изобразительному языку. Но, как известно, эволюция культуры развивается по спирали. И в России явно возрождаются в переосмысленном виде традиции русского авангарда (яркий апологет – каллигрофутурист Покрас Лампас, о котором мы говорили), но это уже совсем другая история...

 

Светлана Воронина

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…

 

Александр Ахмедов, студент