Хип-хоп культура, частью которой является ненавистный многим рэп, пришла на земли русские около 20 лет назад. Хип-хоп – музыкальный жанр. Его истоки лежат в фанке, который является главным «прародителем» жанра. Рэп – одно из основных направлений хип-хопа, это ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Исполнитель рэпа называется рэ́пером, или более общим термином – «эм-си» (англ. MC – «Master of Ceremonies») .
Рэп – словесная форма самовыражения. Рэп – это протест. Рэп – это борьба. Рэп – это искусство. Взращённый на почве уличной музыки промышленного Бронкса в 70-е, он прочно укоренился по всей Америке, Европе, а в нулевые внедрился и в России-матушке.
Однако если бы кто-то сказал мне год назад, что русский рэп до такой степени заинтересует меня, я бы искренне повеселилась! Потому как всегда была поклонницей рока, джаза и нетленной классики. Но ранний русский рэп эксплуатировал «пацанскую» тематику и всегда казался мне примитивным до одури, неизменно считала его уделом школяров, недорослей и маргиналов. Впрочем, у всего есть своя предыстория...
Диво дивное, но мне удалось пропустить одно из главных культовых событий прошлого года – баттл эмси Оксимирона и Гнойного (о чём чуть позже). Но всего знать невозможно! Об Оксимироне (Oxxxymiron – настоящее имя Мирон Фёдоров) я услышала совершенно случайно от одного авторитетного для меня медийного человека. Пришло время узнать, что за легендарная личность стоит за любопытным псевдонимом. Гугл в помощь, и первым клипом, бьющим рекорды просмотрами, оказался «Город под подошвой», за ним – «Где нас нет». И понеслась...
Кадр из клипа "Город под подошвой"
Яркие поэтические образы, серьёзная социальная проблематика, энергетически заряженные тексты, агрессия и напор – вот что такое Оксимирон. И даже псевдоним, отсылающий тремя «Х» к хардкору в прямом смысле, являет собой изысканную лингвистическую игру с термином «оксюморон» и собственным именем. Оно и неудивительно! Мирон Янович – выпускник Оксфордского университета по специальности(!) «Английская средневековая литература»! Вот это финт, подумала я, изрядно ошалев от такой информации. Оксфордский выпускник-филолог пишет и читает рэп?! Это нечто совершенно из ряда вон! Стереотипы рухнули в один момент...
Но немного биографии «отца-императора» русского рэпа. Мирон Янович Фёдоров родился в Ленинграде 31 января 1985 года в интеллигентной еврейской семье. Отец, физик-теоретик, получил работу в Германии и переехал туда с семьёй, когда Мирону было 9 лет. По его словам, у него были напряжённые отношения с немецкими одноклассниками, эта тема позже нашла отражение в его ранней песне «Последний звонок». Первые попытки читать рэп Мирон предпринял в возрасте 13 лет под псевдонимом Миф (сокращение от МИрон Фёдоров). Подросток был совершенно уверен, что в России рэп не существует, но это мнение изменилось после одной из поездок на родину. (Но, хех, идея-то поднять жанр в России на мировой уровень, заметьте, осталась!)
В 15-летнем возрасте с родителями парень переезжает в Англию, усиленно хватается за учёбу (тут одноклассники хорошо приняли Мирона), а в 2004 году поступает в Оксфорд на факультет английского языка и литературы. Преодолев перипетии с учёбой, вызванные слишком бунтарским характером и подвижной психикой неординарной личности, он заканчивает-таки университет в 2008 году. Но из-за «чрезмерной квалификации» Мирон не смог найти работу по профессии. Как утверждает рэпер, он «работал кассиром, переводчиком, грузчиком, гидом, ларёчником, репетитором, конферансье и офисным планктоном». Новый круг общения, состоявший из русскоязычных эмигрантов, подтолкнул Мирона вернуться к хип-хопу. В результате длительной и неровной работы над релизами, выпуска альбомов, многочисленных коллабораций Мирон Янович вернулся в Россию «поднимать русский рэп». Ведь эта идея не давала ему покоя с подросткового возраста! И яростно начинает «баттлить» на питерской рэперской баттл-площадке «Версус», отстаивая свои идеи качества жанра. Вот тут-то мы и подходим к теме культовой схватки: «Оксимирон против Гнойного»!
Батл Оксимирона и Гнойного
Необходимо пояснить для непосвящённых, что баттл МС – это словесная дуэль заранее подготовленных чтецов рэпа. Цель баттла – максимально деморализовать соперника, метко выстрелив панчем (англ. «удар») в его болевые точки. Этакий гладиаторский бой, в котором все средства хороши для победы, включая и ненормативную лексику тоже! Побеждает, как правило, наиболее убедительный и аргументирующий МС. Важную роль играет также яркая подача текста, «флоу». Надо заметить, что на счету Окси (так его любовно называют фаны) на тот момент было уже несколько безоговорочных побед над влиятельными рэперами, поэтому схватку с Гнойным ждали все апологеты субкультуры. И вот в августе минувшего года она состоялась.
Час в ютубе для меня пролетел, как один миг! Хотя из-за специального сленга и англицизмов в терминологии было сложновато. Тем не менее это оказалось похлеще любого триллера по накалу страстей! Сразило эмоциональное, идеологическое, но, самое главное, интеллектуально-поэтическое наполнение «битвы». При этом нецензурные выражения, используемые Гнойным (очень сильным баттлом МС, настоящее имя Вячеслав Машнов) придавали особую парадоксальность в сочетании с двойными рифмами и цитатами из поэтов Серебряного века. А гений, как известно, – «парадоксов друг»! В результате трёх раундов единогласно победил Гнойный, чей посыл был более мощным и агрессивным на фоне невероятно интеллигентных панчей Мирона Яновича. Впрочем, надо отметить, что и Слава – очень талантливая индивидуальность нигилистических убеждений, кредо которого «антихайп». После баттла, пардон за тавтологию, интернет взорвался баталиями. Зрители в большинстве не желали признавать победу Гнойного. Люди самых разных возрастов, статусов и профессий отстаивали свои убеждения в безжалостных дискуссиях. Все средства СМИ буквально взорвались репортажами о легендарном баттле, а блогеры «хайповали» на теме на своих каналах! Даже программа «Время» выделила более 10 минут обзору и анализу события...
В течение нескольких дней баттл просмотрели более 20 млн раз! Рекордное число!
Несмотря на формальное поражение, Оксимирон через короткое время одерживает победу над американским МС Дизастером, очень серьёзным именитым противником. И где бы вы думали? На родной баттл-площадке американца в Лос-Анджелесе на английском языке! Фраза рэпера: «Я роняю запад!» – становится культовой в течение дня! Твиттер Окси переполняется поздравлениями от министров, олигархов, представителей культуры, не говоря о многомиллионной аудитории фанов! А в ноябре 2017-го Мирон Янович даёт концерт в «Олимпийском», где собирает около 22000 человек. Уфф! Блистательная карьера великолепного артиста, поэта и идеолога рэпа.
Оксимирон и Дизастер
И всё же должна заметить, что если вам категорически претит мат, хотя он и является «жемчужиной великого русского языка», не слушайте Оксимирона!
На этом, казалось бы, можно было закончить оду русскому рэпу в лице одного человека. Но! Меня бесконечно радует, что люди соскучились по настоящему искусству. Они расширяют лексикон, сидя в Википедии и словарях, чтобы понять мудрёные треки Яновича. Талантливая личность приподнялась над жанром, подняв и его до новых поэтических высот. Литературоведы пишут научные статьи, в которых анализируют тексты Оксимирона и читают на эту тему лекции в университетах. Моя аналитическая натура потянулась к русскому рэпу и хип-хопу как к предмету исследования. Я узнала несколько очень достойных имён в жанре, например открытием для меня стал Нойз МС. Радует разнообразие стилей. Хип-хоп становится одним из влиятельнейших направлений, выходящим из андеграунда благодаря интернету. Теперь с ним приходится считаться! Впрочем, возможно, мы ещё вернёмся к этой теме. Когда-нибудь... Более подробно!
На концерте в "Олимпийском"
Светлана Воронина
Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK