- Признаюсь, не узнал многих из тех, с кем раньше был хорошо знаком и даже дружил. Это уже какие-то другие люди... другой город. Они растеряны, что получилось совсем не то, чего ожидали, а большая их часть – зомби чистой воды. А ведь образованные люди, и еще недавно они утверждали, что на Майдане одни бездельники, лузеры или те, кого оторвали от кормушки так называемые макеевские, донбассовские. И всем было понятно, что это майданутые неудачники. Но потом, уже ближе к лету начали происходить следующие вещи…
Пишет в Фейсбуке молодая, успешная дочь моего друга: «Вот я вчера сходила на Майдан и у меня все в голове перевернулось: какая я была дура, как я многого не знала. Я думала, что там одни уроды стоят, а на самом деле я впервые ощутила, что украинка, и этим горжусь, и что мы должны быть в Европе!». И пошло и поехало. Даже с моим одногруппником, нормальным, адекватным человеком, причем русским, то же самое начало происходить.
Им пишешь в ответ: «Вы же понимаете, что любую революцию задумывают идеалисты, а к власти приходят мерзавцы, что чудес не бывает, и дракон «совка» и коррупции сидит внутри каждого из нас – убьёшь одного и появляется другой. И сначала всё разрушить, а потом… - мы же все это проходили 100 лет назад!». А они мне опять: иди нафиг со своими устаревшими аналогиями, мы сами пишем новую историю. Я пытаюсь сказать, мол, ребята, как могут устареть законы общественного развития? Но дальше диалог заканчивается. Ругаться бессмысленно, это разговор слепого с глухим. У меня складывается такое ощущение, что ребят втянули в какую-то большую фирму, занимающуюся сетевым маркетингом. Или секту, промывающую мозги методами НЛП. Не иначе. Иначе просто ничем не объяснить этого!
- А вообще это противостояние макеевских (донбассовских) с киевскими – это реальность?
- Да, это старая реальность, но раскрученная недавно и искусственно. Янукович ведь в период своего правления ввел во все слои власти много некомпетентных людей оттуда, начался в некотором смысле беспредел.
- И есть некая укоренившаяся столичная элита, которой на дух не нужна рабоче-крестьянская элита родом с востока Украины?
- Там ситуация намного глубже. Причем все это идет еще с 80-х годов. Украина ведь – это действительно не нация. Это был проект, который придумал Владимир Ильич Ленин. Основная территория Украины тогда была под петлюровщиной, затем пришла махновщина. Ее советская власть не контролировала, но де-факто нужно было где-то провозгласить Украинскую советскую социалистическую республику. В Харькове, который был всегда русским городом и третьим по величине на Юге России, были сосредоточены промышленность, производственные технологии и т.д. Это было единственное место, которое контролировали большевики. Там они и провозгласили УССР, а Киев стал столицей Украины уже в 1934 г. Естественно, присоединили Новороссию. Получается, что там объединились три типа людей с совершенно разной системой ценностей, мышлением и даже укладом жизни. Это, во-первых, галичане и буковинцы, которые 500 лет находились под властью Речи Посполитой и Австро-Венгрии. Часть из них католики, часть униаты. Во-вторых – это православная Малороссия, включающая Киевскую область, Житомирскую и до Полтавы и Днепропетровска. Все остальное Новороссия, и это уже большей частью русские. Или украинцы, которые переселились с западных украинских земель и обрусели. А также евреи.
- Они тоже в Новороссии обосновались?
- В основном. В Киеве их особо не жаловали. Многие даже поступить в киевские вузы не могли. Киев – это особый разговор. Даже в 80-е годы коренные киевляне выделялись как внутри Киева, так и за его пределами. Помню, когда я был студентом, ко мне всегда было такое высокомерное отношение коренных киевлян. Они всех остальных называли быками и быдлом, даже жителей Киевской области.
- Ну, это же как москвичи! Они тоже свысока относятся ко всем, включая тех, кто проживает в Московской области…
- Да. Внутри самой киевской элиты тоже было разделение. Уже тогда были среди них так называемые свидомые. Они принципиально говорили на украинском языке, и со стороны это выглядело смешно, когда ты обращаешься к ним по-русски, а они отвечают тебе на украинском. Но когда началась самостийность, этих киевлян тоже начало бесить, что к ним приехали свидомые из провинции. Провинциальные свидомые были, по их мнению, неправильными свидомыми. В 1988-м году под площадью Майдан появились торговые ряды с надписями на украинском, нарисовались дедульки в бандеровской форме, слепые кобзари с гуслями. Я тогда уже понял, что какие-то нехорошие движения начались. Русские киевляне тогда очень фыркать начали, что все эти люди со своего Львова приехали их учить. А львовские и галичане, наоборот, считали, что в Киеве все не украинцы, а москали. Киевский андеграунд в то время крутился вокруг того, что модно было быть вдребезги свидомым и по-другому трактовать историю. А писали эту другую историю не карамзины, а бывшие работники кафедр научного коммунизма и такого там понаписали, что «глобус Украины» казался просто банальщиной. Нормальному, образованному человеку находиться в такой информационной атмосфере просто психически опасно!
- Какие настроения сейчас в Киеве?
- Патриотические! Мы смеемся над идиотскими высказываниями Яценюка, сделанными германскому ТВ, а по украинскому ТВ и в сети их вообще не было! Зато у них истерика была по Мариуполю, где 36 человек погибло. Понятно, что идет война и здесь трудно разобраться, кто это сделал. Но как бывший военный, я реально понимаю, что система залпового огня – это оружие, которое бьет по площадям. Если снаряд некондиционный – разница в траектории составляет 500-600 метров. Вполне может быть, что это метились и ополченцы по какой-нибудь автобазе на которой стояли ВСУ, но недолет или перелет – попали по улице. А украинская трактовка такая: с территории России, из Ростовской области, заехала батарея из трех комплексов, выставила позиции и сделали наводку специально по людям. Потом они сделали залп, переместились на какое-то другое место, потом по команде наводчиков еще залп, еще раз переместились и сделали залп. И – дружной колонной после этого переместились обратно в Ростовскую область. Причем, как бы наводчиков поймали буквально на второй день, и они, понятное дело, оказались гражданами России. И, конечно, тут же в прямом эфире признались, что вот они мы и мы это сделали.
- Представляю, какая истерика ждёт киевлян, когда ополченцы ликвидируют котел в Дебальцево…
- А про Дебальцево до сих пор не было вообще ни слова в Киеве. Вот только-только начали что-то тихонько говорить. Я сейчас залажу в интернет и пишу им, что, ребята, вам тут больше, чем второй Иловайск светит: 8-10 тысяч человек в окружение попали, - а они мне про то, что это московская брехня. И про Иловайск, кстати, то же самое говорили. А так всё тип-топ. Местные СМИ водят их за нос, как детей малых.
- Ну, хорошее настроение – залог здоровья, как известно!
- Чем мне всегда был приятен и близок Киев, так это тем, что он отличался от Москвы, Петербурга, Иркутска обилием доброжелательности. И ещё чистотой, конечно. Если ты идешь в Иркутске и улыбаешься незнакомцам, то на тебя в лучшем случае могут посмотреть, как на странного человека. А могут и сказать: «Ты чего лыбишься?» И какое-нибудь крепкое слово добавить. А в Киеве люди все время друг другу улыбаются. И все вежливы. В метро, помню, студентом никогда не садился, зачем садиться, если придется вставать? Заходит женщина с ребенком, мужчина или женщина лет 50-ти – всегда было принято уступать место. Сейчас всё иначе: народ уже другой, с озабоченными лицами. Каждый гоняет своё в голове. И это очевидно.
- Твои знакомые спрашивали о том, как русские относятся к происходящему?
- Мои соседи спрашивали меня: «Дима, что же там ваши матери? Ведь говорят, что уже 10 тысяч русских солдат у нас погибло…» Я, говорю, в России не слышал об этих потерях: если бы они были – услышал бы, наверное. Знаю, что один парень из Иркутской области погиб, так он добровольцем поехал. Но соседей не остановишь: «Ну неужели вашему Путину все мало, он же самый богатый человек в мире, зачем он лезет, зачем он нас убивает, зачем он посылает войска?». И так далее. По количеству использования желтой и голубой краски – они обогнали всю планету за год. Успешно создали и культивируют образ некого дьявола в одном лице – «Путлера». Не будь его – сразу наступит «вселенское счастье».
- То есть они на полном серьезе считают, что мы с ними воюем?
- Когда я уезжал, вышел весь подъезд прощаться, потому что все дружные и знают, что мы квартиру продали и уезжаем навсегда, и они попросили, мол, вы там передайте, что никакие мы не бандеровцы, мы просто украинцы, нам не треба, чтоб ви российские войска в нас вбивалы. За шо?
- Донецким тоже достается?
- Во всем, в принципе, изначально виноваты донецкие, так считается. В Киеве это уже устоялось. Если тебе что-то долго втюхивают по телевизору, это становится аксиомой. Там сейчас думают, что в Донецке живут одни криминальные авторитеты, сплошные бандиты, там коррупция, торговля наркотой, а все ополченцы это бывшие менты, которые вместе с цыганами торговали наркотиками через границу с Россией. Они все это замутили и хотят завоевать Украину. А всех нормальных украинцев, которые хотят быть в Украине убивают.
- О как!
- Причем тут же начинают жаловаться на донецких беженцев. Мол, понаехали, пособие по три раза получают, машины воруют, стекла бьют и вообще они все быдло. А потом еще в сознании совершенно четко засело, что не Донбасс кормил Украину, а наоборот. Все шахты по новой версии были убыточными, а дотировало их украинское государство. Начинаю задавать вопросы своей близкой знакомой, которая 20 лет проработала в Министерстве финансов: «Ты мне скажи тогда, почему в свое время смеялась над указами Тимошенко, которые невозможно было выполнить, потому что они раз в неделю менялись? Ты сама мне раньше говорила, что в той части Украины, где свидомые живут, нет и не было никакого производства – они все здесь, в Киеве, работают на стройке или в Польше на клубнике. За счет чего они могли финансировать Донбасс?» Ответа на такие вопросы никто не дает. Уходят от ответов…
Сегодня весь Киев стоит, завод Антонова «пилят-приватизируют», «Большевик», «Арсенал» уже стоят. Харьков – практически на грани, туда пока бояться лезть. И если сейчас окончательно перекроют связи с Россией, то Украина будет банкротом.
- Так мы же реально поддерживали одно время их экономику?
- Конечно! За счет чего возникли все эти олигархи? За счет дешевых российских энергоносителей. Чтобы просто раскочегарить мартеновские печи помимо коксующегося угля, должен был быть дешёвый газ и электроэнергия. У нас со времен Кучмы шел торг за это. Постоянно шел шантаж. Мол, мы будем российские интересы отстаивать, а вы нам за это помогайте. Но если б это шло в интересах развития украинской экономики, тогда ладно. Но все эти деньги разворовывались. Коксующийся уголь, металл в огромных количествах шел на экспорт: в Россию и на Запад, – а доходы оседали в карманах отдельно взятых людей.
- А как твои соседи объясняют, что за время незалэжности, они стали жить значительно хуже, чем в России? Хотя им не нужно было тратить на оборонку деньги, а все долги Советского Союза взяла на себя Россия? Ведь у них появился редкий шанс – начать с чистого листа…
- Здесь все очень просто. Если разделить по категориям людей, то есть люди способные мыслить независимо и самокритично, а есть люди, которые при любых обстоятельствах не увидят вины в себе, своем государстве и т.д. Такие люди всегда будут искать какую-то стороннюю причину. Стороннюю причину называют одну – мы все время находились под давлением и влиянием Москвы. Когда доходит вопрос до конкретики: в чем это выражалось? – то ответов нет. Я говорю, что, ребята, у вас была одна из самых мощнейших армейских группировок Советского Союза. А когда вы начали воевать, у вас ни один танк не заводился, ни одного бронежилета не было. Ваши вояки, начиная от прапорщика и до генерала, куда все это дели? Пропили? Тишина в ответ. Та же реакция, когда заводишь разговор насчет остального…
- Ну хоть кто-то есть трезвомыслящий?
- Есть. Кто-то видит корень бед в том, что на Украине нет элиты как большой и устойчивой прослойки населения, ориентированной на служение государству и обществу. Вот Россия, несмотря на тот период, который был после революции, в том или ином виде сохранила элиту. Как бы я плохо ни относился к Сталину, но он выкосил весь революционный – крикливый и бездельный – люд и поставил у власти технарей-исполнителей, которые делали реальную работу. И к 50-м годам не просто появилась, а уже устойчиво воспроизводилась новая российская элита – как, скажем, управленческая, так и научная, техническая, культурная. Эта элита имела ментальные и образовательные корни в дореволюционной России и поддерживала даже какие-то дореволюционные традиции. Это и называется преемственность поколений. В дипломатии к 91-му году мы имели квалифицированных дипломатов-державников, которым было плевать, насколько либерален или нет Ельцин, Путин или другие первые лица государства. Для них основными, путеводительными, жизнеопределяющими были интересы России, и эти интересы были, если хотите, постоянными, вечными, они не зависели от конкретных правителей.
А на Украине этого не было! Лучшие представители элиты, которая взрастала на Украине, всегда перебирались в советское время в Россию (а до 18 века в Речь Посполитую). Оставались по преимуществу те, кому в России не светило. Ну, кто был такой Кравчук – первый президент Украины? Бывший первый секретарь тернопольского обкома партии. Тернопольского! Ну, как страной может руководить человек с менталитетом председателя колхоза? А откуда олигархи взялись? Да те же местечковые торгаши по масштабу чувств и интеллекта. Такие могут только наворовать, а вот что дальше – понять не могут и не хотят.
- А с военными?
- Знаю несколько случаев, когда квалифицированным военным из числа служивших в бывшем Западном военном округе СССР, Украина предлагала и работу, и связанные с этим привилегии, но они отказались. Наотрез. Русские офицеры присягу два раза не принимают!
- А что на Украине по поводу Крыма говорят?
- Крым – особая тема. Когда он был в составе Советского Союза, я постоянно ездил туда на соревнования по скалолазанию. Крым тогда вообще считался украинским чисто формально – де-юре. Де-факто – нет… Украинцы не ощущали его своим, а крымчане не ощущали себя в составе Украины. И тут получилось, как в той фразе: занимаешь чужие деньги, а отдаешь-то потом свои. Тем более, когда эти чужие упали тебе на халяву. Тогда отдавать вдвойне обидно как-то! Вот и украинцам стало очень обидно, когда Крым ушел к России. Это зацепило даже тех, кто был против Майдана. И если бы не Крым, Украина раскололась бы реально на две части и раскололась сразу же. Ситуация с Крымом загнала в антироссийский лагерь даже тех, кто симпатизировал России и имел российскую ориентацию. Это единственное, что сплачивает нацию.
- Сейчас на твой взгляд, чем все может закончиться? Что может этих людей вернуть в сознание?
- Вернуть в сознание, когда человек находится в шоковом, зомбированном состоянии, когда у тебя кто-то погиб на этой войне – может только сильнейший нокаут. Скажется полный крах государственного управления, голодуха – только тогда они начнут немножко понимать, что к чему и почему. Очевидной станет та некомпетентность и вороватость власти, которую пока скрывает революционная накипь.
- Они же хвалятся, что тоже «академиев кончали»? Какая же некомпетентность?
- Ну конечно! Именно некомпетентность! Когда министром обороны работает тот, кто начинал охранником на зонах, во внутренних войсках – это о многом говорит. Что он может смыслить в тактике и стратегии боевых действий? Ничего.
- А сейчас они насколько живут хуже? Повлияло как-то, что они газа меньше получают или выручает погода?
- В этом году пока выручает погода – морозов реально не было. Насколько я помню, середина и конец января в Киеве всегда было до минус 15, а это как в Сибири минус 30. Вот при такой обычной погоде было бы реально очень холодно – везде. А пока терпимо. Я спал у себя в теплом халате, майке и под двумя одеялами. В кафешках тоже прохладненько – в рубашке не посидишь.
- Значит, до возвращения сознания еще далеко…
- В целом да, но лимит доверия не бесконечен же, он исчерпывается. Взять ту же прессу… Да, у них есть куча невменяемых каналов, но есть каналы, где, да, Россия враг по определению для всех, потому что она как бы страна-агрессор, но когда идут разговоры о компетентности власти, то понимают, что Порошенко уже год у власти, а денег ему так никто не дает – только обещают. А если и дадут все-таки, то не бесплатно, как говорится – проценты за них нужно будет выплачивать уже сейчас. И для этого затягивать пояса по полной программе! Окончательно отрезвит экономический коллапс и холод. Бесконечно врать в таких условиях ведь невозможно.
- А воевать народ все-таки идет?
- Сейчас у них объявили третью волну мобилизации до 60 лет. Причем всех молодых, кто до 23-х и не служил в армии, будут забирать в учебки, а сейчас шерстят тех, кто имеет конкретную военную специальность и служил в советской армии (украинская не катит – там спали да жрали и техники не было) и постарше. Хоть врубились, что 20-летнего необученного патриота только довезут до позиции, а завтра – «грузом 200» надо будет обратно доставлять.
Вот моему соседу сейчас 52 года. И он говорит, что пойдет воевать. А что, считает, мне терять? Детей я вырастил, работы у меня нет, сидеть на шее у жены мне уже надоело, а тут пойду за Родину воевать. Так тебе там, говорю, башку прострелят, да и все. Да мне плевать, отвечает: что у меня здесь жизнь что ли? Действительно, в чистом виде бандеровцев, массово там нет, но в общественном сознании и в СМИ – сколько угодно.
Когда мы уже садились в самолет, идем с дочкой к трапу и видим, что идут какие-то хлопчики лет 28-30. Одеты не «на один раз» и балакают на западенском диалекте. 5 или 6 человек впереди нас и сзади еще человек 10 таких же. Валят в Россию! Не хотят спасать незалэжную! А ведь западенцы всю эту бучу и заварили. Они стреляли и закидывали «Беркут» бутылками с горючей смесью. Орали: «Бандера - наш герой!» Вот они в первую очередь и валят! И то, что у нас показывают: все пограничные переходы забиты молодыми украинцами, – это я сам видел в аэропорту Борисполя 27 января.
Вспоминается Михаил Булгаков: «Этой жизни уже не будет, не будет и этих людей... Это будет другой чужой город, и жить в нем будут совсем другие, незнакомые нам люди. А Город? Он останется»…
Беседовала Оксана Богданова
- Слушайте, то, что вы несете, это полная ахинея! Так нельзя! Создается ощущение, что вы против всего, что составляет естественный порядок вещей. Вам доставляет удовольствие издеваться над людьми. Вы анархисты и даже террористы!
Ольга Сырцова, госслужащая
Комментарии