Где искать себя? Каждый из нас хотя бы раз в жизни был озадачен этим вопросом, ведь наверняка абсолютно всем важно найти в этом огромном мире свое место. Кто-то обретает свою тихую гавань на работе, кто-то всю жизнь посвящает семье – все мы идем по своему пути. Я вот, например, все еще нахожусь в поисках, которые зачастую отправляют меня на неизведанные маршруты и приводят к любопытным встречам.
А вот совсем недавно я познакомилась с Николаем Толстовым, студентом. И, помимо учебы, этот молодой человек увлечен интересным делом, которое занимает одно из важных мест в его жизни, – самопознанием. И он решил рассказать нам о своем необычном занятии, о его особенностях, трудностях и даже раскрыть несколько сокровенных тайн.
– Давно ли ты занимаешься поиском себя?
– В школе у нас был замечательный преподаватель литературы Анна Дмитриевна. На её уроках мы не просто занимались пересказами и чтением, а обсуждали и анализировали. Мне хорошо запомнился тот момент, как я однажды вышел с урока и вдруг осознал: «Мои мозги работают». Это была своего рода эврика, озарение. Я вдруг понял, что размышляю, хотя раньше этого не замечал. В то время меня, как и многих подростков, мучили вопросы: в чем смысл жизни, почему я живу, что такое мир и что такое жизнь. И я не мог успокоиться, не найдя ответы на них.
– А где ты их пытался искать?
– Сначала я пошел к самым близким и родным. Большой везунчик тот, кому родители смогут дать удовлетворяющий ответ на интересующий вопрос, но это, однако, шанс на миллион. Великие философы мира искали эти ответы на протяжении веков, но даже у них это редко получалось. А что может отыскать 11-летний мальчик? Такая безысходность приводит к депрессиям и волнениям. Потом на какое-то время успокаиваешься теми мыслями, что, мол, подрасту и всё пойму. Но с годами понимаешь, что взрослых всё равно мучают те же проблемы. Остаются два варианта: либо бороться до конца, либо забыть и перестать думать об этом. Почему человек ударяется в самопознание? Потому что он пытается найти ответы. У нас существует огромное количество различных философий, путей, где человек может постараться себя найти.
– А ты ко многим философиям обращался? С чего начался твой путь самопознания?
– В 15 лет я познакомился с шаманом на концерте Ольги Арефьевой в Иркутске. Он называл себя магом и рассказывал о том, что каждый день по 4 часа находится в астрале, что у них там свои тусовки, своя иерархия, флора и фауна. Он обещал меня познакомить со своим учителем на Ольхоне, но, к счастью, до этого дело так и не дошло. Очень сомнительным оказался этот астрал. И входил он в него не без бутылки пива.
Однажды летом я поехал на рок-фестиваль «Байкал-Шаман», хотя сам фестиваль с шаманизмом ничего общего не имеет. Но это был переворотный момент, там случилось несколько важных событий.
Я был в компании с подругой, Каролиной, она была вегетарианкой. Мне казалось смешным то, что она мясо не ест. Через пару дней мы оба заскучали по нормальной еде и пошли в соседнюю деревню. По пути обратно, когда уже смеркалось, потерялись в лесу, но всё-таки вышли на какой-то лагерь. Около 4-х утра туда же подошел парень лет 25–30 в оранжевом, с которым у нас завязалась очень интересная беседа. Он стал рассказывать про вегетарианство, суфийские танцы, про целибат. Он и смог меня заинтересовать. После встречи с ним, с этим монахом, взвесив все за и против, я стал сам вегетарианцем в один день. Своими аргументами он смог меня переубедить. Переход был несложным.
На следующий день я видел его на берегу, он пел мантру на знаменитый мотив «Нирваны». Но я к нему постеснялся подойти, он был странным. В ночь знакомства он дал мне диск, на котором было много кришнаитских книг, лекций и семинаров по ведической культуре. Через пару недель я уже и сам начал проповедовать их содержимое.
– А где ты нашел кришнаитов? У нас есть какая-то официальная организация в Иркутске?
– Да, есть два храма – в Первомайском и в районе аэропорта, на Ипподромной. Но с кришнаитами наши пути разошлись. На данный момент я понял, что мне этого не надо, хотя там есть много чего интересного. Философия у них обалденная. Кришна, например, это бог, который танцует и играет на флейте. Это не бог страданий и наказаний, это бог любви. Но все же я понял, что есть реальность, а есть философия. И не всегда она совпадает с действительностью.
– А что тебя оттолкнуло от кришнаизма?
– Там есть много средневековых предрассудков, которые принимаются как догмы и идут вразрез с современными открытиями. Например, до сих пор ортодоксальные кришнаиты должны считать, что земля плоская, – вот такое у них видение Вселенной. Я считаю, что человек эволюционирует, и религия должна эволюционировать вместе с ним. Нужно ещё понимать, что ортодоксальный «вайшнавизм» очень отличается от того, который нам предлагают на западе. Чтобы быть по-настоящему искренним «вайшнавом» (преданным богу), нужно, наверное, родиться в теле индуса, впитать это всё с молоком матери. Несмотря на высочайшую теологию, кришнаизм не лишен характерной черты религии – все лишения и страдания, вызванные верой, оправдывают счастьем в следующей жизни. У религии есть две функции. Первая, мирская, – это управление людьми (не в плохом смысле). Людям нужны основания и принципы для того, чтобы жить нравственно. Другая функция – это духовность. Помощь в поиске себя, самопознании, Богопознании. Конечно, кто-то может найти ответы, разобраться в себе и без религии – тут индивидуально. Но это, несомненно, сложней, так как приходится самому писать «учебник» с нуля.
– Как ты продолжил свой дальнейший путь?
– Следующий этап моего самопознания связан с Индией. Эта страна известна древнейшей культурой и является одной из самых духовных стран в мире. У нее огромное религиозное наследие, и это меня, конечно, привлекало. Я читал разную ведическую литературу, и мне захотелось познакомиться с практиками. Я слышал о настоящих йогах. Мне рассказывали, что они якобы умеют летать, некоторые даже попой плавят ледники на Гималаях :). И вот думаешь: правда это или нет?
В Индию первый раз я поехал с кришнаитами после 11 класса, летом 2012 года, и посетил несколько мест, в том числе и Вриндаван – один из духовных центров Индии. Он ещё известен как город пяти тысяч храмов. Это значит, что в каждом доме есть своя алтарная комната, установлены свои божества – каменные или деревянные изваяния бога. Как в христианстве есть иконы, изображающие святых, так же и тут. Только в 3D формате :).
Вриндаван – необычная деревня со всех точек зрения. Если простой человек туда попадет, то он, скорее всего, ничего там не увидит. Потому что духовность и внутренний мир людей скрыт за внешней бедностью и грязью. Если не знать их родного языка, философии и культуры, то всё, что остаётся, – это стайки свиней, досадливых обезьян, мусор и открытые канализации. Не зря же говорят, что Бог не дешёвка, его не купишь простым билетом в Индию. Чтобы его постичь, надо желать этого так же сильно, как желает глоток воздуха задыхающийся человек.
– Что дала тебе эта поездка?
– Я первый раз самостоятельно уехал из родной деревни, посмотрел на мир, набрался опыта, повзрослел. Кстати, очень необычное ощущение возникает после полетов на самолете. Земля уже не кажется чем-то большим и необъятным, она вдруг оказывается маленьким шариком, в любую точку которого можно прилететь за несколько часов.
Во Вриндаване люди встают в 5–6 часов утра, до восхода Солнца. В это время начинаются утренние службы, совершается традиционный обход вокруг деревни. Это место известно тем, что Кришна когда-то там родился и являл миру свои игры. Люди обходят Вриндаван босиком, а это около 10 километров, совершая своего рода динамическую медитацию, а это и для здоровья полезно.
В индуизме очень много разных богов, но это не всегда язычество. Ведь каждый считает, что его Бог – Всевышний, будь то Кришна, Рама или Шива. А все остальные формы Бога – аватары – вторичны. По сути дела – это такое своеобразное единобожие.
Ещё мы посетили Храм Джаганнатхи в Пури. Это знаменитое место паломничества. На праздник «колесниц» там каждый год собирается по нескольку миллионов человек. На этом закончилось первое путешествие.
– А что было дальше?
– Следующим летом я посетил столицу Непала – Катманду. Этот город расположен в долине Гималаев и со всех сторон окружён горами. Сам путь туда был очень ярким. Мы ехали на автобусе по узкому серпантину, где расстояние от колеса до обрыва могло быть 15–20 сантиметров. Это та ситуация, когда по-настоящему начинаешь искренне молиться :). В Гималаях необыкновенно красиво, дух захватывает. Там чувствуется сильная энергетика, которую можно сравнить с энергетикой у нас на Байкале. Гималаи известны тем, что с древности йоги уходили туда совершать аскезы ради достижения просветления. Помню, как мы приехали на вершину горы и перед нами открылся вид вечернего Катманду на фоне заходящего солнца. Незабываемое зрелище!
– Там тоже много святых мест?
– Да. В Непале родился Будда. Кроме того, там есть много уголков, связанных с индийским богом Шри Рамой.
В то время, когда я там был, проходила «Бхагаватсаптаха» – 7 дней чтений священных писаний. Это духовный праздник, когда люди могут устроить себе неофициальный выходной и послушать лекции. Там были в основном брахманы (ученые, священники), но встречались и другие люди самых высоких каст. Ведь только они могут позволить себе не ходить неделю на работу. Индийские общественные мероприятия отличаются от русских. Они, например, обязательно делают перерывы с музыкой и танцами. Почти как в фильмах. Мне, правда, было тяжело расслабиться и танцевать вместе со всеми. В Индии люди проще, не такие скованные, как мы.
– А получилось потом войти во вкус, расслабиться?
– Да, конечно, были моменты просветления :).
– Что дала тебе эта поездка?
– Зачем люди ездят туда? Все просто – чтобы глубже понять духовную философию. Я поехал ради живого общения. Книжек много, почитать их можно и в России. Но послушать духовных личностей – это нечто другое. Кроме индийских садху, святых, там можно было встретить людей со всего мира, которые также искали вдохновение для практики и духовной жизни.
– А они легко шли на контакт?
– Есть, например, великие гуру, у которых много последователей, и с ними пообщаться редко получается. У них просто на всех нет времени. Но, по крайней мере, с их «приближёнными» можно было общаться свободно. Ну и с иностранцами.
– Ты знаешь английский?
– Первая поездка вдохновила меня его выучить! Когда ты находишься в эпицентре событий, когда все, о чем-то оживленно говорят, или идёт интересная лекция, беседа, все слушают с навостренными ушами, а ты один сидишь и ничего не понимаешь, – это не очень-то радует! А единственное, что можешь сказать: where is a toilet. На этом знания английского заканчиваются :). После таких ситуаций начинаешь понимать, зачем тебе нужно знание английского. В школе не получалось выучить, потому что не было понимания надобности. Если человек не видит смысла в том, что он делает, то он не сможет достичь успеха. После поездки я буквально за полгода самостоятельно выучил английский. Была, конечно, какая-то база со школы, минимальное количество слов. Зная основы, я начал смотреть разные обучающие ролики, слушать Драгункина, смотреть «Полиглота», изучать книги. Через полгода я понимал лекции на английском и читал книги без переводчика. Занимался по 3–4 часа в день.
К следующей поездке я уже знал английский, поэтому смог больше общаться, появились новые друзья по всему миру. Правда, с разговорной практикой были проблемы. В результате я мог легко понимать, что мне говорят, но с тем, чтобы поняли меня, были некоторые сложности.
– А какая поездка была самой важной для тебя?
– Третья поездка была ключевой и самой интересной. Я поехал туда в июне, когда мне исполнилось 21. Мы путешествовали с группой из России. Когда приехали, в Навадвипуна был праздник – день рождения Вьясадевы, мудреца, который записал Веды. В этот день человек должен вспомнить своего духовного учителя и как-то выразить ему своё почтение.
Потом я решил посетить не столь заезженные места. Конечно, я хотел взять попутчиков, но никто не решился ехать со мной, потому что одно дело – путешествовать с группой в 30–40 человек, а другое – вдвоём.
Тем не менее, я решил съездить в ещё одно место, которое называется Ананда Нагар. Это один из центров движения йогов Ананда Марга. Ананда означает блаженство, а Марга – путь. Все вместе звучит как «Путь блаженства».
Я нашёл в Google Maps Ананда Нагара и думал, что доеду туда за несколько часов, так как он, если верить карте, находился как раз-таки между Навадвипой и Калькуттой. Я приехал в Калькутту и нашел ещё один Ананда Нагар в пределах самого города. Я посмотрел внимательнее в Google Maps и нашёл где-то 10 мест с таким названием. Это Индия :). В итоге я всё же обнаружил нужный, сделал восемь пересадок и за сутки доехал туда и, к счастью, не разочаровался. Это место поразило меня своей мистической красотой.
Если рассказывать вкратце, то философия этих йогов заключается в следующем: ты появляешься в этом мире, а потом уходишь из него, причем не важно, куда – в следующее рождение или, достигнув совершенства, возвращаешься назад, к Богу. Важен сам путь, этот путь и называется Ананда Марга. Мне понравилась эта философия, в её основе лежит здравый смысл.
Религии же как обычно говорят? Ты рождаешься в этом мире, чтобы страдать, а когда уйдешь к Богу, то там и будешь счастлив. Но мы вправе выбирать своё отношение к жизни, а мне отношение Ананда Марга нравится. Смысл жизни в том, чтобы быть счастливым!
– Индусы глубоко религиозны?
– В Дели, Калькутте и других больших городах за последние несколько десятилетий люди заменили традиционные ценности на западные. Большую роль в этом сыграла английская колонизация и, конечно, Болливуд. Как и всегда, пропаганда идёт через массмедиа, и люди сами не замечают того, как это происходит.
Стандартным сценарием фильмов стала традиционная история любви между юношей-мусульманином и девушкой-индуской, которым мешают быть вместе религия или злые родители, которые ничего не понимают. Или молодые могут быть из разных каст – так кастовая система и разрушилась в умах людей. А вот в деревнях и небольших городках всё ещё большая часть населения религиозны, не едят мясо. А есть места, где законом карается продажа говядины или убийство коровы.
– А как к тебе относились местные жители? Сложно найти с ними общий язык?
– В таких местах паломничества как Вриндаван уже привыкли к иностранцам. А в глубинках местные могли вообще первый раз видеть белого человека. Естественно, индусы окружали меня, удивлялись. Первый вопрос, который они задают: «Откуда ты?». Второй – «Как тебя зовут?». Я им говорил свое санскритское имя, духовное – Кришна Сакха, что означает «Друг Кришны». Оно даётся при посвящении.
Третий вопрос, который задают 90 процентов индусов моего возраста: «Есть ли у тебя девушка?». Они, кстати, считают, что белые девушки самые красивые, и некоторые индианки даже каким-то образом выбеливают себе кожу.
Четвертый вопрос, или даже просьба: «Можешь найти мне девушку в России?» :) Но это ещё скромно. При знакомстве в Интернете индусы не стесняются и говорят прямо: «Привет, как дела, есть сестра?» :).
Когда им говоришь, что тебе нравится Индия, у них тает сердце. И они готовы сделать всё что угодно. Индусы очень гостеприимны. Их религия говорит о том, что гость – это бог, который пришел проверить тебя и дать благословление. И поэтому к гостю относятся как к богу.
Мне говорили, что к русским у них очень тёплое отношение. У них даже лозунг есть «Хинди русиб хайбхай» – индийцы и русские братья. Россия оказывала Индии гуманитарную помощь. Кстати, станция Ранчи, где я проезжал, также возводилась русскими инженерами ещё в советское время.
– Чем закончилось твое третье путешествие, к чему привело?
– Доехал я до Ананда Нагара где-то в 3 часа ночи, там был жуткий ливень, ну и случайно я встретился с человеком в оранжевом шафране.
– Это был кришнаит?
– Нет, это был йог. Обычно все монахи носят оранжевое или красное. Его встретила машина, и мы благополучно доехали до храма, где я мог бы жить. Хотя любой индус может за небольшую плату предоставить комнату – где-то за 100 рублей в сутки.
Ананда Нагар – непопулярное место паломничества. Я даже не нашел его фотографий в Интернете. Несмотря на это, я удивился той красоте, которая там царила. Там нет традиционных мусорных свалок. А горы, реки и леса остались почти не тронутыми цивилизацией. В этой деревне нет ни одного магазина, там живут только монахи, что удивительно, – в одной половине женщины, в другой – мужчины. У этих йогов философия не такая, что просто медитируй и ничего не делай, у них она заключается в самореализации и служении человечеству. Помочь ближнему – святое, ведь мы все дети Бога.
У них большие благотворительные миссии по всему миру во время нужды, природных катаклизмов или несчастных случаев. Например, когда я был там, случилось наводнение, Ганга вышла из берегов, и их команда ездила и помогала близлежащим деревням. Человек средневековый и современный – два разных человека. То, что удовлетворяло умы людей в древности, может не быть актуально сейчас. Но, тем не менее, есть какие-то вневременные принципы, и их древняя традиция раджадхираджайоги основана на здравом смысле, без догм и фанатизма, и не идёт вразрез с наукой, а как раз поддерживает современные открытия. Это то, чего не хватает многим религиям.
Пять лет моего изучения философии и различных текстов Вед на сегодняшний день привели меня к этому пониманию. Вы можете спросить: почему я считаю так, а не иначе? Так вот, есть такой девиз: «практика – критерий истины». Одно дело, когда у тебя просто есть философия в теории, которая обещает рай после смерти. Другое, когда у тебя есть философия, которая применима на практике, которая действенна.
– Какие у тебя планы на будущее? Собираешься дальше развиваться в религиозном плане?
– Хочется побольше узнать, освоить йогу, буду проникать в тайны медитации. Наверное, я когда-нибудь найду своего наставника, который меня этому научит, который сможет меня вдохновить. Когда я принимал посвящение в кришнаизме, я был ещё молодым, зелёным, я делал это неосознанно, просто потому, что это было первое, что мне попалось в руки. Но сейчас что бы я ни выбрал, это уже будет зрелым, более осознанным.
– А религия не мешает учебе, например?
– Как говорил Махатма Ганди, религия, дружба, искусство и любовь – это такие вещи, которые не имеют практической ценности. Но именно они привносят ценность в нашу жизнь. Без них жизнь была бы бессмысленной!
nike air believe force low white with writing Юлия Котышева
"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.
Сергей Шмидт, кандидат исторических наук