Без Валерия Дмитриевича Кирюнина, автора идеи фестиваля, его «мотора», я не рискну судить и писать о куклах: свои впечатления я всегда проверяю по нему – крупному авторитету в этой области, мастеру, воспитавшему поколения профессионалов и любителей-кукольников. Так что жанр этих заметок будет такой: я спрашиваю, он поясняет, я записываю, уточняю у Кирюнина, и предлагаю в газету эти заметки.
Пётр Иваныч Уксусов, как станет хвастать своим происхождением, так гнусаво и нахально выкрикивает нечто несуразное: «Буратин!», «Пульчинелла!», «Кашпарек!», «Карагёз!», какие-то ещё заморские имена.
Но, оказывается, он не врёт: его предок из Италии был перчаточной куклой (голова на грубой перчатке из ткани «буратини»); в следующих поколениях это был Пульчинелла, который заимел себе жену-англичанку Джуди, и сам с нею стал зваться в Англии Панчем. Потом, после гастролей по разным странам, у Панча появились потомки и в Чехии (Кашпарек), и в России (Пётр), и много где ещё, даже в Турции (Карагёз).
Так вот, русского «буратину» уважительно назвали Петром Ивановичем – за его беззаветное заступничество за тех, кто беден и прав. Правда, фамилия ему – «Уксусов», по причине особой язвительности и драчливости.
…Вежливое именование на пользу не пошло, и «Пётр Иванович» превратился в Петрушку. Потом всех буратин, включая иноземных, прозвали петрушками. Все они – в любой стране – по виду, сути и поведению, - и впрямь Петрушки: длинноносые, горбатые, с пронзительным, наглым голосом, в шутовском колпаке, с дубинкой, которой нещадно дубасят всех, кто им не по нраву. Достаётся от Петрушки «хозяевам жизни», богатеям и начальникам – а хоть бы и боярам! – нещадно; хотя и вам к нему приближаться небезопасно: обзубоскалит так, что не сразу и найдёшься.
И что интересно: Петрушка вроде несимпатичный наглец - а стал королём ярмарочной площади, народным любимцем на все времена.
И ещё: Петрушка - самое громкое и точное олицетворение Театра Кукол.
В пятый раз за последние 8 лет Петрушка посетил Иркутск: на сцене «Аистёнка» – «Петрушкины каникулы», фестиваль любительских кукольных театров.
Перчаточный Петрушка Валерия Кирюнина – точная копия того, что обошёл в позапрошлом и прошлом веках всю Россию вместе с великим кукольником Петром Афиногеновичем Зайцевым, а сейчас живёт в Москве, в музее Сергея Образцова.
Петрущка, переходя из рук в руки, от одной труппы к другой, открывал, а потом и закрывал фестиваль (к тому же, он врывался со своими проказами на сцену между спектаклями и в сами спектакли, задирая и артистов, и публику).
Фестиваль проходит раз в два года: нужно время, чтобы, повстречавшись друг с другом, кукольники освоили новый опыт, новые кукольные «техники», новый стиль, новые театральные возможности.
Кукольным возможностям, системам работы с куклой нет числа предела. Бесконечный мастер-класс – от коллег на иркутских встречах, от Валерия Кирюнина, от артистов театра «Аистёнок» на выездах внутри межфестивальных двухлетий - даёт о себе знать. Одно торопливое перечисление художественных событий на мартовском празднике Петрушки – дух захватывает.
На этот раз приехали девятнадцать театров, где артистам – от 9 лет и больше. Девять театров – детских, шесть– взрослых, четыре – всевозрастных.
«Репка» из усольского Холмушина (3-й призёр фестиваля).
Сама Репка – с 5-этажный дом, вокруг неё – «ростовые» персонажи (в человеческий рост, люди-куклы). В спектакле – всё село, действо грандиозно-гиперболическое!
«Несгораемый рубль» - «перчаточные» куклы из заларинской Жизнёвки. Шумный и заслуженный успех 15-минутного спектакля про то, что на самом деле не сгорает – мечта о рубле или человеческое в тебе? В Жизнёвке жителей всего 80, в школе учеников – 5, а впечатление – настоящего духовного усилия.
Слово «духовный» сказалось вдруг – а не случайно: фестиваль заставил вспомнить и древнейшую, храмовую природу кукол. В программе - спектакль из Байкальска «Царевна Вреда», поставленный протоиереем Свято-Троицкого прихода о.Владиславом Емельяновым и – притча протоиерея Никона «Планета Земля» (клуб творческой молодёжи «Ковчег» из Усолья). Байкальск обещает доехать позже, а семейный театр из Усолья (режиссёр Л.Медведева) рассказал – через шары - холодные «планеты» - про судьбу человека и человечества. Кто нас примет? – Большие и знаменитые отказываются, а принимает нас маленькая, скромная Земля. Сердце щемит сыновнее чувство.
Открытием фестиваля стал эпический «Калейдоскоп времён» в кукольном театре «Улаалзай» из Осы. Сложная работа с тростевой, самой трудной по управлению куклой: одна рука артиста отвечает за «гапит» (голова и плечи куклы), вторая – за две руки куклы). Живой актёр в сочетании с тростевой и ростовой куклами создают самые разные фигуры в национальных костюмах, олицетворяющие смену лет: «Заяц», «Тигр»; а «Дракона» виртуозно ведут много актёров.
Популярная сказка «Зоки и Бада» сыграна в театре «Обыкновенное чудо» (18 школа, Иркутск) – в технике планшетных кукол. Это японская по происхождению традиция: не прячась, «вживую» несколько актёров управляют куклой (один – голова, другой – ноги, третий – руки; для сложных случаев артистов может быть больше, и слаженная работа в этом спектакле впечатляет).
В большом количестве работают планшетные и ростовые (человек внутри, как в скафандре) куклы в народном театре «Премьер» из братского Илира. Шоу-представление называется «Любовный каламбур». Забавно и трогательно выглядят разные проявления любви – через животных (1 приз фестиваля).
Вторая премия – у «Рождественского вертепа» (фольклорный театр «Кудеса», Ангарск). Вертеп – это та пещера, где родился Христос. Обычно в вертепном театре – Ирод, избиение младенцев, бегство в Египет. Бессмертная история и бессмертная кукольная традиция: Вертепщик – высокочтимая фигура, даже Петрушка дружит с Вертепщиком. У ангарчан в вертепе – штоковые куклы (маленькие куклы на стержне-штоке). Спектакль режиссёра Татьяны Каргаполовой точен по воспроизведению исторического театрального стиля. Хороший вертеп - гипнотизирует.
Алексей Пермяков - ученик недавно ушедшего незабвенного Леонида Владимировича Беспрозванного. У Пермякова в Ангарске - «Театр масок», ещё одна возможность в театре кукол. Убеждает работа юных ангарских актёров: их пластика адекватна тому, чего требует характер маски в сказке про «Дракошу в цветочном городе».
Студия пантомимы «Артграфика» в иркутском политехе – это ещё одна «система» на фестивале: театр рук в «чёрном кабинете». Руки живут отдельно от человека, и выразительные возможности этого направления очень велики – тем более, что через руководителя этого театра идёт прямая линия к выдающемуся русскому миму: Валерий Шевченко – учитель Елены Орловой.
Два броских минипредставления про бандитов современной эстрадной попсы – «На грани весны» и «Повар Кастрюлькин» - привёз театр «Чапля» из Шелехова. Здесь мимирующие (от слова «мимика») головы в мягких масках над зонтами в сочетании с планшетной куклой – ещё одна краска в палитре фестиваля.
Особая статья – просветительская миссия театра кукол при библиотеках. На фестивале – целых три библиотечных театра: один из Жигалово и два из Иркутска. Тут всё как будто ясно: чтобы ожили в руках юного артиста куклы из книжки – надо хорошо книжку прочитать; важнее дела и нету: читатель – синоним понятию «человек». Из Жигалова приехала сказка «Совесть потерялась»; кукольный театр из библиотеки семьи Полевых привёз «Чудеса в решете»; библиотека Марка Сергеева рассказала историю про трогательных Крокодила и Ёжика: «Обнимите меня, пожалуйста!».
Ещё одна древняя техника – марионетки – виртуозно работает в спектакле Частного (вот ведь какая экзотика!) театра из Иркутска «Арлекин, Пьеро и Луна». Действительно «Редкая птица» (так называется театр Игоря Титенко).
Кажется, мы вместе с театрами перебрали столько кукольных «техник» - неужели это ещё не всё? – А вот вам Театр глиняной игрушки из иркутской Пивоварихи с пронзительной классикой «Легенды о Лоэнгрине». Глиняная игрушка у ребят работает как планшетная кукла, то есть артист не прячется, - и в этом неторопливом «по-средневековому» спектакле мерцает нечто важное: в Пивоварихе новые куклы лепятся специально к спектаклю – и веришь, что, раз ожив, рыцарь Лоэнгрин будет жить здесь и дальше.
Гран-при, конечно, должен был отхватить на собственном фесчтивале сам нахал Петр Иванович Уксусов. Так и случилось – спектакль «Пора Петрушке в армию» в театре «Жёлтый чемоданчик» из Чуны стал кульминацией фестиваля. Лариса Козлова – виртуозный Петрушка, это их (её и Петра Иваныча) громкая победа в «Слушании по делу о попытке уклонения». Артисты – ровесники призывника Уксусова – признаются, что Петрушка помог им сказать о себе, открыть для себя новый мир.
Петрушка, как уже сказано, постоянно лез на сцену и между спектаклями, и в самих спектаклях: кроме «призывной» истории, это был ещё и классический Петрушка с ширмой бродячего кукольника у профессионала Андрея Дюкова (Иркутск); встретились мы с Петрушкой и в спектакле режиссёра Вадима Кантура (педколледж №1, Иркутск) «Петрушка и телевизор».
Назовём теперь по именам самых юных кукольников, кому ещё предстоит блистать на будущих петрушкиных фестивалях:Дорожкова Арина (г. Усолье-Сибирское), Захарчук Екатерина (п. Жигалово), Ковалева Катя (г. Ангарск), Козлова Лариса (п. Чунский), Кириллов Евгений (с. Илир Братского района), Лелялский Вячеслав (г. Икутск), Шишкин Николай (г. Иркутск), Томских Настя (с. Жизневка Заларинского района).
Невероятное кукольное изобилие фестиваля вышло из зала театра в фойе: здесь - выставка кукол, сделанных мастерами «Аистёнка». К фестивальным мастер-классам выставка добавляет ещё одно измерение, точно названное профессионалом: «Пиросмани».Здесь ещё одно открытие: невиданная кукла, родившаяся полвека назад недалеко от Иркутска, в деревне Ключи. Это Кондратий, который пляшет под балалайку, привязанный чуть заметным поводком к руке артиста, и выделывает колена, достойные самого Петрушки. Автор куклы – мастер-краснодеревщик Евстафий Дмитриевич Гелишев (1889-1974) сделал Кондрашку для зятя Иннокентия Серебренникова, как подарок балалаешнику. Сейчас Кондрашка живет у сына Александра Иннокентьевича в с. Комсомольском под Осой. Иногда появляется на свет, чтобы порадовать зрителей: до сих пор с Кондратием работают Иннокентий и Александр Серебренниковы.
Отдельное спасибо организаторам праздника Петрушки: иркутскому министерству культуры, Дому народного творчества, театру кукол «Аистёнок», Детскому фонду и журналу «Сибирячок»!
Сергей Захарян
Chaussures Homme J.M. Weston
ЖУРНАЛ КАК ЖУРНАЛ, ТОЛЬКО В КИОСКАХ НЕ ПРОДАЕТСЯ И ВЫХОДИТ РЕДКО. НУ, КТО-ТО ЧИТАЕТ. ШЕФ МОЙ, НАПРИМЕР... А БОЛЬШЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ЕГО ЧИТАЕТ.
Наталья Попова, секретарь