Не валяй дурака, Америка,
Не обидим, кому говорят.
Отдавай-ка землицу Алясочку,
Отдавай-ка, родимую, взад.
Что ж это за землица такая, которую наши менестрели так «Любэ»зно у очень не нашей и далеко не любезной Америки просят «отдать взад»?
Gifts for Runners
Дебилейная дата
Увы, ровно 150 лет назад – в 1867 году Россия уступила свои североамериканские колонии – Аляску – Соединенным Штатам, оценив гектар земли… в 5 копеек! «На круг» ценник потянул на 7 млн. 200 тыс. долларов золотом, или около 11 млн тех еще рублей.
Вообще-то, в XIX веке государства торговали землями – но только под угрозой военного нападения или в результате войн. США так и «покупали» землицу у Франции, Испании, Мексики – бряцая оружием, нападая на заведомо слабейшего даже без благовидного предлога.
Аляска уже почти полтора века была русским владением, и ни одно государство на нее не нападало, да и не думало нападать. На Русскую Америку казна отпускала по 200 тыс. рублей в год, что при 400-миллионном бюджете России той поры не было непосильной ношей. А добыча одного лишь морского зверя Аляски приносила доход казне до 150 млн рублей ежегодно.
Впервые предложение уступить Аляску американцы сделали Российскому правительству весной 1854 года, в разгар Крымской войны, когда Россия несла тяжелейшие потери. Несмотря на весь трагизм положения, Петербург жестко и категорично отказал американцам: никогда, ни при каких обстоятельствах Россия не торговала своей землей. Для государя Николая I продажа российских земель была немыслимой.
Неизвестно, что же в действительности заставило его сына Александра II отказаться от своих американских владений, составлявших 6% российской территории. Доводы, которые тогда использовались, – несерьезны и легковесны: «Управляющая компания не приносит существенной пользы акционерам»; «Сохранение этих владений принесет вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам»; «В случае войны колонию нет возможности защищать…».
Мнение российских исследователей о необходимости сохранения этих территорий императорским правительством было проигнорировано.
Кстати, и в Америке известие о продаже Аляски было такой же неожиданностью, как и России.
Жизнь показала, что США заключили самое дальновидное в их истории внешнеполитическое соглашение, а Россия – самую опрометчивую сделку. Всё то, что русские землепроходцы, промышленники, моряки и православные миссионеры на протяжении почти полутора столетий создавали в Новом Свете для России, даром досталось янки и было ими эффективно использовано. Аляска теперь – это четверть всех подземных и морских богатств США. Занимая выгодное военно-стратегическое положение, Аляска вместе с Алеутскими островами и Гавайями (в своё время Россия и от них отказалась) обеспечивают преобладающее влияние Вашингтона на севере континента и на пути к азиатскому рынку, являясь оплотом его доминирования в Тихом океане. Чистый доход (даже по сильно преуменьшенным подсчетам), полученный США с территории Аляски только за первые 50 лет с момента ее покупки, превысил 750 млн долларов.
Итак, что же выгадала Россия от этой торговой сделки? «Дружба с США» закончилась сразу же, как только договор об уступке был ратифицирован, и больше никогда не восстанавливалась. Деньги от продажи Аляски вообще не дошли до государственной казны России, что нас, современников российских миллиардеров, будто грибными спорами размножающимися при вечно тощей госказне, нисколько не удивляет.
…А как хотелось бы удивиться, узнав вдруг, что обитатели Форбса скинулись и… нет, не землицу для Отчизны – это нынче не в тренде, зачем-то Луну вон всю по кусочкам уже раскупили. Но вот взяли бы они и в складчину выкупили памятники нашим геройским воинам, а то забугорные наши бывшие друзья и некоторые даже братья, как только заНАТОвели, так и натопрофзаболевание подхватили – паранойя называется. Говорят, иных аж на месте крутит при виде памятников советским героям: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!..»
Но сохрани мы свои владения в Америке – как знать, быть может, история не только Дальнего Востока, а и всемирная даже, – шла бы по иным, гораздо более благоприятным для России сценариям?
«Русский флаг не захотел спуститься»
Как писали «Санкт-Петербургские ведомости» в 1868 году, «американские и русские войска 11 ноября 1867 года выстроились в Ситхе у флагштока. По данному русским комиссаром сигналу два унтер-офицера начали спускать флаг. Публика и офицеры сняли фуражки, солдаты стали на караул. Барабан русских пробил поход, с кораблей было сделано 42 выстрела.
Но русский флаг не захотел спуститься; он запутался за веревки на самом верху флагштока, и фалинь, за который его стягивали вниз, оборвался. По распоряжению русского комиссара несколько наших матросов бросились лезть наверх, чтобы распутать флаг, который висел на мачте в лохмотьях. Не успели снизу крикнуть матросу, который первый долез до него, чтоб он не бросал флаг вниз, а слезал бы вместе с ним, как тот бросил его сверху: флаг и угодил упасть прямо на русские штыки».
Сразу после передачи Аляски США в Ситху вошли американские войска, которые разграбили Собор Архангела Михаила, частные дома и лавки, а генерал Джефферсон Дэвис приказал всем русским оставить свои дома американцам.
В силу договора, все русские подданные, жившие на территории Аляски, могли по своему выбору либо остаться в русском подданстве, либо принять присягу США.
История свидетельствует, что корабли, уходившие в скором времени в Россию, были до отказа забиты русскими. Видимо, далеко не всех прельщала перспектива изменить гражданство.
Есть версия, что Аляска никогда не была продана, а Россия сдала её в аренду на 90 лет, но по истечении срока аренды, в 1957 году, Никита Сергеевич Хрущев фактически подарил эти земли США. Как бы то ни было, Аляска и сегодня овеяна ореолом тайн.
«То ли еще будет, ой-ё-ё»?
Прав был Владимир Владимирович Маяковский, еще почти столетие назад написав, что «Я б Америку закрыл, слегка почистил, а потом опять открыл – вторично…».
А Америка, верная своим принципам своей же демократии, всё «валяет и валяет…».
Доваляла «его» до того, что скоро уж год, как заблокировала доступ к двум российским дипломатическим загородным комплексам…
«Валяльщицы мы…» Помните фразу из фильма перестроечной поры? «Стопицот», название того фильма – точно в тему.
Галина КостинаХорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK
Комментарии
Так-то оно всё бы ничего, но уж не изобрели ль они, не нюхают ли те "валяльщицы" что-то сугубо «only for USA» - такое, чтобы они там только ноздрями по «дорожкам» юзнули – а мы б здесь уже все в соплях?
Говорят, есть у наших спецов в разработках от таких «соплей» некий «кагоцел» системы бумеранг, тоже сугубо «only for USA».