вверх
Сегодня: 27.07.24
4.png

Такая вот ретроспекция

Ох уж этот нам город невест и загадочная душа русская! И так-то во веки веков не разгадать её иноземцам, все еще порой думающим, что бабы русские на избах горящих скачут в погоне за принцами на конях белых. Да тут еще в праздник свой женский удивила мир красна девица Юлия из града Иванова – руку и сердце предложила аж самому Верховному главнокомандующему. И в/о у неё имеется, и б/м, и б/д в наличии.

 

Одно не учла та красна девица, примериваясь в мечтах к месту первой леди российской: женат наш Верховный, женат на самой России. И брак даже, скорее всего, венчаный. Начиналось, правда, с брака гражданского (вот когда подсуетиться бы, да девица ивановская в ту пору тока-тока в школу ходить начала). Брак же его с Россией-матушкой вскоре оформлен был по всем конституционным законам и правилам – вполне себе по душе и ей претендент пришелся, да и электорату державному.  


И много прославил президент в том браке, Богом благословлённым, государство наше – державу старинную. Но приходит время передать бразды преемникам – таковы законы не только Российские, кои он свято чтит, – таковы и постулаты Конституции. 


Конституция… Вот если позволить себе продолжить тон иронический, то Конституция – она вроде как теща для всех правителей: хочется подчинять – но приходится подчиняться. А уж как хотелось бы, наверное, многим верховным, что правят в дружественных нам и не очень царствах-государствах, подмять под себя эту «родственницу»!


Совсем не так в нашем государстве: обновление потребовалось – и вот на суд-решение народа выносятся поправки (а словцо-то двусмысленное) к Конституции, в свое время в спешке принятой. «Порядка трёхсот девяноста поправок» – с трибуны Госдумы озвучили их количество. Дума, конечно, все обдумала – решение уже принято пакетом и в третьем чтении. 


А что ж народ? Безмолвствует пока. Нет, в столице – там сотня несогласных, в пикет сбившихся, по привычке уже плакатами помахивают, дают понять, что попьют еще кровушки – до 22 апреля время есть. Да в сетях «нетиных» клинками словесными кто колется, а кто и прикалывается по теме актуальной. Хотя время сейчас непростое (а когда оно в России простым было-то?), проблемы огромные – тут тебе и обвал финансовый, и НАТО обложило, и надёжа наша нефть подводит, да еще и сущность микроскопическая неуловимая, но свехгубительная объявилась – резвится, с планетой нахально себя ведет, расправляется. 

 

 
А те, кому 45+, вспоминают референдум еще 1993-го по Закону основному. Тоже все очень непросто было. И расстрел Ельциным парламента, и молчаливое одобрение этого, мягко говоря, политического вандализма забугорными демократическими институтами – ни тебе парламенты, ни правители, всенародно избранные, публично не осудили той бойни. И не успели отгреметь залпы танковых пушек, задумались «победители» о демократическом подходе к решению вопросов о власти и закреплении её за собой. Власть нужно было твердо брать в свои руки – иначе ж никак. Понадобился новый парламент, более покладистый, а для его явления народу – новая Конституция. Сколько можно было старую поправками латать? Времени на обсуждение самого Закона основного было настолько в обрез, что, считай, его и не было. Если обсуждать всенародно. А так-то да – «полторашка» месяцев была. «Зомбоящик» раскалялся от речей жгучих – что за, что против. Голосовать же надо было и по проекту Конституции, и одновременно по выборам в новый парламент – Государственную думу. И ведь какая случилась коллизия: если народ паче чаяний баллотирующихся проголосует против проекта Конституции – тогда и Дума вне Основного закона окажется. Законный же парламент российский – Верховный Совет, напомним, танками упразднен уже был в самой грубой форме,  уцелевшие же при расстреле и избежавшие тюремного заключения парламентарии в большинстве своем вынуждены были стать нелегалами.

 


Вот в такое время смутное суждено было стране определяться со своим будущим. Самыми страстными речами-выступлениями жег сердца электоральные конечно же Жириновский. До декабря 1993 года был он просто руководителем своей юной партии. Но пришло и его время – решил баллотироваться в 1-ую Госдуму. За правду-матку, за счастье народное бороться. Речи его зажигательные обнажали то, о чем электорат если и молчал, но как раз очень живо именно на то душой откликался. В смятении великом пребывал народ наш, привыкший, что «наверху» всё решат правильно. А тут, как ни крути, в начале 90-х речи одни – обнадеживающие и перспективы радужные рисующие, а дела – обратные. «Фишечка» та еще для агитации. И Жириновский с такой страстью и напором буквально умолял с телеэкранов голосовать за проект Конституции, говоря, что она, конечно, оставляет желать и желать, и не только далека от совершенства, но и почти неприемлема, но если её не принять, тогда и Госдума не будет избрана. Потому клятвенно заверял, что как только Основной закон будет принят, а он сам – избран в Думу, тут же станет бороться за отмену ельцинской – за новую конституцию, настоящую народную. За перспективы радужные.

 


Похоже, на благодатную почву тогда падали слова пламенного агитатора за Конституцию и свое депутатство. Все свершилось, как он и просил. Конституцию приняли 58% голосов. А в Госдуму прошла далеко впереди всех «традиционно-демократических» партий ЛДПР – с набранными ею 22% голосов избирателей. На следующий день после подведения итогов и подсчета голосов один из общественных деятелей, писатель и публицист Юрий Карякин, выкрикнул в народ: «Россия, одумайся, – ты одурела!» – и подытожил: «Наступать на грабли — наш национальный спорт». С этими словами он в сердцах навсегда покинул поле политической российской нивы. «Фиаско социального знания», то есть понимания, назвал такой результат выборов 1993 года в Госдуму философ и социолог, член-корреспондент Российской академии образования Борис Грушин. Говоря языком современным, – то был полный облом. Для нарождающейся «демократии».

 


Конституцию приняли, но за занятостью решением вала проблем, что накатывали и накатывали во все ельцинские годы, о ней не вспоминали. За прошедшие десятилетия она незаметно забронзовела, потом и вовсе перешла в разряд некоторой «священности и неприкасаемости». Забронзовели с годами многие старожилы думские, да и сам Владимир Вольфович (хоть и метаморфозил от Думы к Думе) – тоже. Однако в чем себе не изменял, так это в том, что никогда не отдал свой голос и партии («а партия – это…») против власти. Всегда только за. А за правду-матку покричать? – Ну отчего ж не покричать. Всей Думы впереди и фаворит всех телепрограмм.
Но ничто не вечно под Луной. Пришли другие времена – пришло время обновления и Конституции. Власть – она дама такая, которая для себя много чего требует. Законов, например, соответствующих. Потому держать её надо надежно и желательно не пускать на самотек судьбу её дальнейшую. Перспективу. Потому собрали группу рабочую по поправкам в обновляемый Основной закон. Что даже подвигло иных членов этой группы прочитать(!) уже «увядающий» оригинал далекого 1993-го года, чем и похвастали, как своим достижением.


Когда 10 марта 2020-го Дума обсуждала поправки к Конституции, «вишенкой на торте» стало выступление депутата – первой женщины-космонавта: «…все варианты возможных изменений — это разговоры о Владимире Владимировиче Путине! И нечего здесь лукавить и мудрить! Людей волнует, что будет после 2024 года!..».


А вот что будет – решится уже 22 апреля. Как сказал президент с думской трибуны: «Как вы решите – так и будет!», где «вы» – это мы, народ. Сделает ли Россия предложение Владимиру Владимировичу, как ивановская «невеста», – скоро узнаем. Несколько смущает, что от принятия Думой 11.03.2020 г. пакета(?) поправок  к Основному закону державы до сакраментального 22 апреля – опять все те же «полторашка» месяцев. Что же до озвучивания чаяния Жириновского баллотироваться на пост президента в 2036-м году… Ну, кергуду такая. Однако она не удивляет, и в это почему-то даже верится. А диагнозы Карякина и Грушина? Отменило ли их время – время же и покажет.


PS. Интересующимся «Как изменится Конституция России»:

https://www.kommersant.ru/doc/4225908?from=doc_vrez

 

Галина Костина

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Без лести вам говорю: "Иркутские кулуары" придают нашему городу дополнительную уникальность.

 

Виктор Кузеванов, кандидат биологических наук, советник мэра г. Иркутска, председатель Общественной палаты третьего созыва