Ну и неделька выдалась, скажу я вам! Три зрелища подряд. Не могу не поделиться! Началось всё с «Мельницы», с концерта «Хелависа. Акустика». Слова из названия завораживали, и мы пошли. Зал был полон, поклонники у «Мельницы» в Иркутске есть, есть. Подпевали даже, правда, не очень уверенно.
«Интеллигентно», - отметила солистка. Видимо, она знает, что Иркутск – интеллигентный город. Сама же пела нечисто, может, приболела. Зато гитарист был хорош! Иногда очень хорош! Сценического оформления никакого, хотя Музыкальный театр вроде же располагает возможностями? Наряды у артистов тоже не были нарядными. Наверное, главное крылось всё же в текстах? Типа, любите нас ушами? Но арфа-то, арфа, за что с ней так? Мне хотелось мелодичных арфовых (или арфяных?) переборов, красоты этой всей неземной, хрустальной… но арфа взялась соревноваться с гитарой, играла отрывисто, резко. Хотя, впрочем, не мне судить, я-то кто? Так, просто слушатель. И просто зритель! Антракта не дождались…
В Органном зале, куда мы отправились вкусить игры итальянского органиста Адриано Фальчони, фотографировать и снимать во время концерта было запрещено! Ну почемуууу? Конечно, можно было купить три разных диска исполнителя и наслаждаться, правда, я не увидела, чтобы кто-нибудь ими заинтересовался. Хотя играл маэстро местами просто виртуозно. В смысле экспрессии. Не в смысле техники. Но и это уже хорошо, ведь Бах наверняка подразумевал исполнительскую экспрессию? И Букстехуде, возможно, тоже подразумевал. За счёт чего-то же им надо было выныривать из унылых хоральных ходов? И вообще, вся эта музыка средневековья пронизана такой тоской! Я вот думаю: а что пели, что слушали наши предки в эти времена? Какие у них были инструменты и мелодические находки? Почему эта информация так и не откроется для нас никак? И, да, в Органном зале сильно душно!!! До антракта досидели…
А вот кто порадовал, так это тётушки-девушки из ансамбля женского горлового пения «Тыва Кызы» - по сравнению с ними все предыдущие выступления кажутся искусственными и надуманными! А эти – живые, искристые, такие природные. У меня от горлового их пения аж что-то вибрировало в груди!
И уши, утомлённые нескончаемыми звуками города, прямо впитывали и пили – если уши могут пить! – все эти скрипы, трели, кряки, топот копыт, песни, посвящённые родным местам, любимым людям, тайны сердца, выраженные голосом и переданные посредством загадочных инструментов. У струнных деки, например, сделаны не из дерева, как может показаться, а из кожи козы, а струны – из самой тонкой лески, которой пользуются рыбаки, № 17. Поэтому инструменты чрезвычайно чувствительны и нуждаются в постоянной настройке. А от древней колыбельной меня потянуло в сон. Реально! У детишек за прошедшую тысячу лет, что её поют тувинские мамы, точно не было шансов в «сончас» оставаться бодрствующими! С Иркутска коллектив начал свой гастрольный тур по миру, посвящённый 20-летию «Тыва Кызы».
А как прошла ваша неделя? Поделитесь?!
Светлана Фомина, фото и видео автора, заглавное фото Николая Тарханова
«СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ» – ВОТ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА ДЕРЖИШЬ В РУКАХ ЖУРНАЛ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ». ИНОГДА ДАЖЕ МОГУТ ПРОБЕЖАТЬ МУРАШКИ ПО КОЖЕ ИЛИ ВСТАТЬ ДЫБОМ ВОЛОСЫ, КОГДА ЧИТАЕШЬ СТАТЬИ ИЛИ ИНТЕРВЬЮ. ПРИЯТНО ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ ЛИЦА ДРУЗЕЙ, ИНОГДА УЗНАЕШЬ О НИХ МНОГО НОВОГО И НЕОЖИДАННО ИНТЕРЕСНОГО.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер,
директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK