Все началось с Медведева, с Дмитрия Анатольевича. В 2011 году я подписалась на новости его странички в социальной сети Facebook. Для чего? Из любопытства. Интересно было понять, каково это, когда новости получаешь от самого президента. Тогда он ещё был президентом. Потом наткнулась ВКонтакте на страничку нашего мэра Виктора Кондрашова – и не просто подписалась, а напросилась к нему в друзья. К моему удивлению, в список своих друзей он меня добавил! Я, конечно, предварительно свою страничку «причесала»: фотки некоторые удалила, хронику подчистила – как-никак, к самому мэру в друзья набивалась! А перед тем как написать эту статью, попросилась к мэру в друзья уже в Facebook. И снова он меня добавил. Ура!
В последнее время особенно часто стали возникать дискуссии о том, кто ведёт странички наших лидеров: сами они пишут или специально нанятые для этого люди стараются? Блогеры говорят, что работу пресс-службы всегда видно. Насколько бы талантливым ни был исполнитель, ведущий аккаунт политика, всегда по прямым и косвенным признакам можно определить подделку. В качестве таких «примет» называются отсутствие ответов на комментарии пользователей и излишняя «вылизанность» странички. Пожалуй, аккаунт Дмитрия Анатольевича в Facebook все эти признаки имеет, как, собственно, и аккаунты в других соцсетях. Наверное, пресс-служба тут «рулит»… Хотя, например, ВКонтакте у Дмитрия Анатольевича всего 14 друзей, и один из них – Том Круз! Нет, сам себе друзей назначает Медведев. Ведь по какой-то же причине актёр оказался в числе 14 избранных, тогда как многие и многие довольствуются лишь званием «подписчик», то есть получают только часть той информации, которой владеют друзья? Подписчиков у Дмитрия Медведева больше полутора миллионов. Нет, пресс-служба – сам не справится! Хотя 26 марта 2013-го Дмитрий Анатольевич разместил у себя фото заснеженной Москвы со словами «Когда весна придет не знаю…». Именно так, без знаков препинания. Может, всё-таки сам?
Ну если уж не ведёт, то, по крайней мере, читает – это точно! Недавно пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова в эфире радиостанции «Голос России» заявила о том, что премьера «иногда расстраивает» «некорректное» поведение пользователей Сети: «Я не понимаю людей, которые, условно, в Facebook пишут: «Ну, Димон, ты молодец, зажёг». Он вам не «Димон». Он председатель правительства. Не обязательно называть его Дмитрием Анатольевичем, но можно хотя бы «Дмитрий» и на «вы»? Это правило хорошего тона», – объяснила Тимакова. На что подписчики премьера незамедлительно отреагировали следующими комментариями под сообщением о весне:
valenting #Димон молодцом!
acmanz Димон! Нам сказали, что мы тебя расстраиваем. Димон, не грузись, все ништяк.
@ne_tviggy @MedvedevRussia Дима снова на метадоне, понятно.
@MedvedevRussia запятые за тебя дядя расставлять будет?
monstr33 Димон, прорвемся!!!
zaichatnick Димон, ты #жалкий, ой простите, Дмитрий, вы #жалкий
Совсем недавно, кстати, Дмитрий Анатольевич отметил, что вовсе не обижается на «Димона»: «Я думаю, что Наталья Александровна просто меня защищала как пресс-секретарь. Если совсем откровенно, меня вообще это не задевает. Есть вещи, которые мне не нравятся. Это понятно. Но когда меня в Интернете называют Димоном, это нормально абсолютно, по-человечески. Там же среда такая... «Ну что, Димон?» Меня так и в детстве называли. Да ну, ерунда это», – сказал Дмитрий Медведев в интервью «Комсомолке». «У нас, конечно, свои традиции в обращении – Дмитрий Анатольевич, Владимир Владимирович. Это ещё с давних времен. Считалось, что если ты к кому-то обращаешься по отчеству, это означает, что ты очень уважаешь человека. Но во многих странах принято вообще обращаться к министрам, к премьерам, к президентам по имени. И это часть политической культуры. Может быть, на протокольных мероприятиях как-то иначе, но, в принципе, почти любой человек может обратиться к ним по имени. Ну а у нас в России свои традиции», – добавил Дмитрий Анатольевич.
Между прочим, активно осваивать интернет-пространство один из первых начал именно Дмитрий Медведев. В Twitter президент прописался в 2010 году, в Facebook и ВКонтакте – в 2011-м. Именно благодаря Медведеву среди политических деятелей разных уровней стало модным вести микроблоги или выкладывать фото с рабочих поездок.
Хотя у Владимира Путина до сих пор нет личных аккаунтов ни в одной соцсети. А вот безличных – сколько угодно. Так, например, если вы введёте в строку поиска в Facebook или Twitter имя нашего президента, то увидите огромное количество страниц под его именем, но... В Twitter есть официальный аккаунт под его именем, но с оговоркой: «Официальный аккаунт поддержки Президента Российской Федерации Владимира Путина. Личные сообщения отмечены #ВП». Честно, искала личные сообщения – не нашла.
Есть официальный аккаунт в Twitter у нашего губернатора Сергея Ерощенко. Из-за коротких и безэмоциональных комментариев и новостей он, аккаунт, выглядит слишком официальным, я бы даже сказала – безличным. Ну, например, из последнего:
– В сёла Преображенка и Петропавловское доставили продукты и воду, развернули мобильный медицинский пункт.
– Провели внеочередное заседание облправительства по ликвидации последствий паводков в поселках на севере региона.
– В Бохане провели Совет по делам Усть-Ордынского Бурятского округа. Необходимы точки роста, поддержим реальные проекты.
Только реплики о проделанной работе. Без комментариев, без реакции на высказывания читателей. Хотя в ноябре губернатор позволил себе ответить на одну реплику. Он выложил в Twitter сообщение: Конец формы«Поддержка массового спорта должна быть системной. С 1 января следующего года начнут работать специализированные ДЮСШ по видам спорта». На это спортсменка Альбина Хомич ему предложила: «Заниматься проблемами спорта должны профессионалы! Предлагаю собрать за круглый стол спортсменов и наметить стратегию развития». «Альбина, обязательно соберёмся в ближайшее время», – сухо ответил ей на это Сергей Владимирович. И всё.
Но вот по итогам апреля 2013 года губернатор Иркутской области стал вторым среди глав регионов России по информационной открытости в медиарейтинге, подготовленном компанией «Национальная служба мониторинга». Думаю, что, скорее всего, открытость эта создаётся силами пресс-службы и журналистов.
У иркутского мэра с общением в соцсетях как-то поживее будет. Особенно заметно это в Twitter, где читатели задают Виктору Ивановичу вопросы и дискутируют с ним. Он не стесняется, высказывает своё мнение. А иногда и совета спрашивает. Так, например, про ремонт дорог спросил: « Людиииии, кто знает, как ремонтировать дороги под снегом и при низких температурах – так, чтобы осенью и весной одинаково было? Беру на работу». Или это шутка была?
Про отпуск: «Два года не был в отпуске, собираюсь с 26 на неделю, кто подскажет, где лучше отдохнуть, только так, чтобы без мобильного».
Или вот – про уборку: «Всю зиму выбрасывали бычки и банки в форточку, а теперь выложили фото и ждут, что кто-то уберет. Любите кататься.... Официантов нет». «Да... в Японии я мусора не увидел, да и с урнами там напряжёнка – они просто не бросают, а уносят с собой в пакетах даже «бычки». Воспитание».
Про работу: «Отчёты закончились – теперь можно и хозяйственной работой заняться. Снега больше не будет (надеюсь), поеду ямы считать с подопечными».
Я, если честно, когда Twitter его читала, хохотала до слёз. С юмором у нашего мэра всё в порядке, и это здорово, что он такой открытый для людей.
Между прочим, блогерское сообщество считает, что присутствие политика в социальных сетях должно носить именно бытовой, обыденный характер, и уж точно быть «без галстука». И цель таких аккаунтов – не политическую позицию донести, а презентовать себя неформального. Показать свой внутренний мир, свои увлечения, а если и говорить о политике, то на обывательском уровне. Официальные тексты оставить официальным сайтам, публицистику – блогам.
А вот администрация президента, правда, мягко – не в приказном порядке, но попросила представителей исполнительной власти всё-таки отказаться от личного ведения блогов и страничек в социальных сетях. «Было сказано министрам, главам ведомств, особенно силовикам, что все соцсети должны вести пресс-службы», – рассказал некий источник в Кремле газете «Известия». По его словам, неформальная просьба не касается губернаторов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. «Но они должны сами отвечать за свои слова», – добавил источник газеты.
Кстати, у Дмитрия Мезенцева как у губернатора Иркутской области была своя страничка в Twitter. Там он сообщал о проведённых встречах и мероприятиях. Записи остановились 19 мая 2012 года сообщением: «Ухожу в отставку с поста губернатора Иркутской обл. Спасибо всем за работу! Вместе мы смогли сделать немало для области». На Facebook эта же информация, но в гораздо более развёрнутом варианте, появилась 18 мая. И тоже оказалась последней. Больше аккаунтов на имя нашего бывшего губернатора, пусть уже и в новой должности, я не нашла.
Внештатный советник нынешнего губернатора Сергея Ерощенко и экс-лидер иркутских единороссов Александр Битаров в Интернете присутствует активно. У него есть и сайт свой, и в соцсетях страницы. На сайте он пишет развернутые комментарии по разным актуальным вопросам, отчитывается о работе и кидает ссылки на статьи в соцсети. Только вот почему-то большинство ссылок ведут на пустые страницы.
Проверить на доступность представителей наших депутатских корпусов, областного и городского – иркутского, оказалось делом не из лёгких. Депутатов-то много, а я одна. Шучу! Попробовала найти аккаунты председателя Законодательного Собрания Иркутской области Людмилы Берлиной. Нашла. В Twitter есть аккаунт её имени, но ведёт его явно не она. Там выкладываются ссылки на все новости, где фигурировала спикер регионального парламента – и только: ни ответов, ни приветов там нет.
Андрей Лабыгин, председатель Думы города Иркутска, аккаунты себе завел и в Facebook, и в Одноклассниках, но на этом, похоже, и успокоился – страницы совершенно безжизненны. Хотя личную переписку ведь никто не отменял, и вполне может случиться так, что для этого Андрей Николаевич в соцсетях и поселился.
Что касается депутатов иркутской Думы, то из 20 депутатов удалось обнаружить двух человек в Facebook: Юрия Коренева и Олега Геевского, двух – в Одноклассниках: Александра Зуева и Владимира Комарова, в ВКонтакте – Алексея Красноштанова и во всех этих сетях – Алексея Колмакова.
Депутаты Законодательного Собрания тоже не ярые поклонники соцсетей, но точно вам скажу, что Юрий Фалейчик, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве, сидит в Одноклассниках. Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев предпочитает иметь аккаунты везде – в Одноклассниках, Facebook, Twitter и ВКонтакте. Наталья Деньгина, заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, – в Twitter, Facebook и Одноклассниках. Татьяна Семейкина, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите, – в Facebook, Одноклассниках и ВКонтакте.
Ну вот я и убедилась, что лидеры наши вполне доступны, и, наверное, до каждого из них мы в состоянии достучаться – было бы желание. По крайней мере, выяснить, как они выглядят, можно легко – фотографии имеются в свободном доступе! А лидерам хочу пожелать больше креатива, больше драйва, больше жизни в своих аккаунтах. Социальная сеть – это не политическая площадка, а место для неформального общения. Поэтому долой политические маски, унылые комменты и официальные фото! Будьте ближе к народу! Улыбайтесь нам человеческим лицом!
Ксения Людвиг
Журнал "Иркутские кулуары" № 26-27
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер
Комментарии