Пришло письмо от садоводов. Помощь просят. Иркутская область – огромная необжитая территория. Населения – с «гулькин нос». Инфраструктура изношена, посёлки закрываются, жилья недостаточно. Вот и идут наши люди к теплу, то бишь к большим городам. Примыкают к их тёплым улицам и землям. Ищут местечко под солнцем. И нет в этом ничего плохого. Граждане своей страны должны жить достойно. Только никто не подумал, как это – достойно? Богато – или бедно? По совести – или без совести? За счёт других – или честно, на свои? К чему я это всё…
Жили-были люди в Иркутске и решили объединиться в товарищество. Садоводческое товарищество – чтобы землю обрабатывать и себя продуктами сельскими баловать. А люди были, скажем так, в непростой жизненной ситуации – многодетные семьи. Не отказало им государство и наделило бесплатно земельными участками. Был на дворе 1991 год, товарищество создало на свои «кровные» инфраструктуру, дороги, электричество провело, воду подтянуло. Худо-бедно обустраиваться начали. На рынке приторговывать, домишки возводить. Небольшие, неказистые. Да летом, да за городом. Это как в Сочи съездить! Детишкам раздолье. Товарищество объединяет! Все друг дружке помощники и миряне. Но попутал бес первого председателя – лес первой категории срубил на территории и продал. Денежку себе в карман положил. Узнали об этом в правлении товарищеском и строго председателя наказали – мол, давай делись! Поделился.
А жадность – она всегда жадность. Расти стала. Выросла до размеров невероятных. Стал председатель лес рубить возле садоводства. Застукали его контролёры из лесхоза и оштрафовали садоводство на миллион рублей. Так раза три штрафовали. Исправно из кассы садоводства штрафы оплачивали. Сняли председателя, другой «самоназначился». Запрет установили – земля государева, ни-ни.…А тут ещё один желающий объявился, снова лес порушил. Снова садоводство оштрафовали… Сняли председателя. «Подмастрячили» протоколы общего собрания и нового председателя «избрали». Через полгода отчитаться не смог, и канули большие садоводческие деньги в Лету… А он дом себе построил, пару участков на своих родственников распределил, богато стал жить.
Один член правления говорит: так и так, сколько можно – воруют, сволочи! Меня назначай! Я не хапуга – не «уворую»! Всё для людей. Стал вроде бы хорошо работать… но беда одна у него была. Забывчивость. То отчитаться забудет, то денежки из кассы возьмет и назад не отдаст, а то и с людьми стал лаяться. Царём зверей себя осознал. Земельку «прихватил» на территории лесхоза. Оштрафовали и его. Опять погрозили: земли не трогай! Его заместитель, до пенсии на государевой службе был – ушлый такой, говорит: снимать его надо! Нарушитель он социалистической морали, и нашего доверия не стоит. Сняли!
Стал его заместитель новым царьком в товариществе. Законы стал читать, а закон-то о садоводах недоделанный какой-то, недоработанный, огрехов много… начал лазейки он в нём искать. И нашёл! Подделал пару членских книжек, договорился в лесхозе, что земельку-то из лесхоза уведёт… спишем всё на пожары, вымирание леса… деляны под бытовой лес. А те говорят: конечно, мы глаза прикроем, а вот нам восемь участков отдай. Сели за стол, хлопнули, договорились. Денежки в карманчики разложили. Всё шито-крыто. Но выявилась недостача в кассе. Доблестные правоохранительные органы долго всё проверяли. Председатель да казначей за полгода документики сподобили, расходы все на пальцах показали – всё шито да крыто оказалось. А садоводы говорят: а чё мне, больше всех надо? Знаю про всё, а не скажу. Не посадили – пожурили председателя и бухгалтера, сняли с ответственных постов. Назначили нового председателя. Ждут, когда следующий будет воровать.
И продолжалось это до момента возникновения «дачной амнистии», которая руки всем развязала. Надо сказать, что сменилось за эти годы уже шесть председателей. А тут такие возможности открылись! И понаехало со всех сторон полчище кадастровых инженеров. Все свои услуги предлагают, все денежки хотят заработать. Народ от предложений не отказывается. Окучивают землю, продавать начинают. А как же иначе? Многодетных семей уже давно здесь не осталось – все выросли, старичкам участки уже в тягость. Приватизируют и продают. Приватизируют и продают. Все в бизнес ударились! Друг на друге наживаются. Споры смертоубийственные пошли. За полсотки земли настоящие баталии ведут. Не друзья больше. Зависть проснулась, жлоба давит. А в мутной воде, как правило, и рыбка водится, да и ловить рыбку тоже легче. А участки элитные, да и рядом с городом – в цене вверх лезут. Как от такого богатства отвернуться?
Компании риелторские объявились. Торговля идёт полным ходом. Деньги появляются, коттеджи возводятся. Постоянно жить в этих коттеджах начинают. А электричества не хватает, воды зимой нет… Тут в товариществе появляется пришлый человек и заявляет: я вам всё сделаю цивильно! Мы для вас, постоянно проживающих, посёлок создадим! С городскими электросетями, с зимним водоснабжением, дороги в асфальт укатаем! Уж очень «нахрапом» брал. Никому не объяснял, за чей счёт рай к ним приедет. А кто-то вообще не задумывался. Однако в налоговую инспекцию сдаются этим человечком документы, подтверждающие его назначение на ответственный пост председателя правления, да еще и новый устав садоводства, им же написанный, прилагается. И налоговая регистрирует его – мол, наше дело документы принять! Печать есть и подпись его – что ещё надо для счастливой жизни? Даже вопроса не поставили о достоверности этих данных. Ведь никто его не выдвигал, даже в правление не избирали. И начинает новоиспеченный царёк постепенно «наводить порядок». Недовольных с садоводства выживать, заборы многолетние рушить, границами пренебрегать, к уплате неоправданных денежных средств принуждать – «беспредельничать», значит.
Уходят все жалобы в никуда. Участковый покрывает его, доказательств явных в упор не видит. Садоводы ранее уже провели электролинии на свои деньги, а он их и «облапошил». Предложил, чтобы сеть надежной была – специальный кабель проложить. Смету рассчитал, денежки собрал огромные. Сам шарашкину контору создал, которая линию и провела. Да и не объяснял он садоводам, что дважды они за всё платят. И что бетонные столбы, купленные ранее, не предназначены для веса такой линии. Рухнуть могут. И что экономии никакой для садоводства в целом не будет, поскольку эта линия была сделана для тех, кто постоянно живёт на территории садоводства. Их около ста человек, а остальные шестьсот страдать будут. Что вскоре и произошло. Увеличилась плата за потребление электроэнергии, а средства перестали поступать в кассу товарищества, что привело к возникновению задолжности в тысячи рублей. Приехали представители Ростехнадзора, увидели построенную линию и… ахнули, предложили срочно исправить недостатки и председателя оштрафовали. А тому-то что – взял, сколько надо, из кассы садоводства и оплатил. Не из своих же…
Дальше история развивалась так. «Покумекал» председатель, и вдруг… стали в общественных трансформаторах счётчики тормозить. Ну ясно: не пойман – не вор. Однако ребят с Иркутсэнерго не проведешь – устроили засаду. И обнаружили, что под счётчиками прикреплены китайские приборчики, нарушающие работу таковых! И влепили садоводству по-полной. Шестьсот тысяч рублей штрафа! Откуда их взять-то? А председатель всех подальше посылает да ещё одну аферу начал. Объяснил всем, что с водой проблема, и не будет её в следующем году. Значит, надо зимний водовод вести! Всех из правления от дел освободил, сам лично в свои руки власть взял, фирму определил, работы начал. Ведут траншеи, трубы бросают в ямы и землишкой присыпают. Только вот разрешения на работы в зоне лесхоза и муниципальных земель, а тем более на территории товарищества, никто не давал! А садоводы живут в неведении, молятся на него. Скоро вода будет! Только сроки идут, а вода лишь у… председателя и появилась. Как же так – ведь линию никто не принимал! Легли счета на стол правления – 4 000 000 рублей. Не «хило»! Заказа нет, акта сдачи работ нет – а счета к оплате предъявили!
Тут ещё один казус вышел: в лесной зоне рубка деревьев началась, приезжают с проверкой, а рубщики показывают распоряжение председателя о том, что они – новые члены садоводства. И часть участков уже приватизировали. Кто распорядился, кто участки продал? – председатель, говорят. Тут уж члены правления не выдержали! Как так, почему, иди на отчёт, председатель ты наш. А тот говорит: вы никто и звать вас никак, я единственное солнышко в окошке правления. Я царь и бог над вами! Меня просто «пожурят», а с вами я ещё поквитаюсь!
Вот скажите, кому хочется за чужие грехи в тюрьму шагать? Деток малых бросать? Отстранили от работы наглеца. И обратились члены правления в полицию. Вовремя обратились. Оказалось, что почти тридцать гектаров земли незаконно присовокупил председатель к садоводству. И помощь от кадастрового инженера исходила. Смудрили, значит. Часть участков реализовали, денежки неизвестно куда утекли, документы поддельные в администрацию подали. Членские книжки поддельные повыписывал, да ещё и годами ранними, когда он вообще в садоводстве не был. А подпись свою поставил. «Прокололся», значит. Дело уголовное возбудили. И тут ещё одно – а кто потерпевший? Земли-то чьи? Мало ли что лесхоз штрафовал садоводство за рубку леса и самозахват, на новых картах лесхоза ничего не понятно. Лесхоз кричит: наши земли, мы за ними наблюдали! В нашем ведении – значит земля государственная, федеральная! Садоводство заявляет: мы эти земли не испрашивали, в наши планы эти земли никогда не включались, и разговора о них не было. Район говорит: вроде наши земли. Те, кто успел «прихватизировать», – кричат, что их законные с 2013 года. Председатель в молчанку играет. Не «колется»… Наконец Госимущество заявляет: земли района, так как не прошли кадастровый учёт. А почему тогда район эти земли с 1991 года на баланс не брал, отпихивал всегда в лесхоз?
И получается, други, что в России всё просто: мошенники запросто регулируют все отношения, в том числе и земельные. Только вопрос остаётся – почему правоохранительные органы не предпринимали ничего, получая жалобы от членов товарищества? Почему на протяжении стольких лет тянется «волынка» с оформлением земель, что так подогревает ажиотаж вокруг лакомых земельных участков? Чем занимается огромный аппарат власти? Почему не приняли меры к незаконной рубке леса, почему «узаконили» захваченные участки? Почему пропустили мимо своего косого взгляда открытые строительные работы на своей территории?
Сейчас спохватились… Конечно, лучше поздно, чем никогда.
Да, уже есть и ещё одно уголовное дело в отношении другого председателя садоводства.
P.S.
В ходе проверки коллективной жалобы, поступившей от членов правления одного из садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), полицейские выявили факт мошеннических действий, совершённых председателем этого садоводства.
Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции отдела МВД по Иркутскому району установили, что председатель товарищества с помощью фиктивных документов незаконно завладел муниципальной собственностью, а именно – земельными участками в Иркутском районе. Их общая площадь превысила 30 гектаров.
Впоследствии участки были реализованы сторонним покупателям, не знавшим о незаконности сделки. Ущерб, нанесённый действиями подозреваемого, сейчас устанавливается. По результатам проверки следователем следственного отдела МВД по Иркутскому району возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество). Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет с выплатой денежного штрафа до миллиона рублей.
Пресс-служба ГУ МВД России по Иркутской области
Вячеслав Шляхов
"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."
Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра
Комментарии