вверх
Сегодня: 07.12.24
3.png

Открытое письмо Владимира Ходия

 


Оказывается, бывший генеральный прокурор России Алексей Казанник окончил Иркутский госуниверситет. Владимир Ходий, известный иркутский журналист, написал по этому поводу Открытое письмо ректору ИГУ Александру Шмидту и заметил, что, цитирую: «в опубликованном к 100-летию Иркутского государственного университета списке «Знаменитые выпускники» из 48 лиц имя члена Президентского совета Российской Федерации, Генерального прокурора РФ, Государственного советника юстиции 1 класса отсутствует. Также нет открытых свидетельств того, что о нем помнят в юридическом институте университета».
Мы публикуем полностью это Открытое письмо и понимаем, что Владимир Васильевич не собирается кого-то в чём-то обвинять. Просто для него такой формат, инструмент общения видится единственно возможным для того, чтобы мнение услышали (увидели, заметили). Ходий подчеркнул в письме, что учился с Казанником одновременно в ИГУ и считает, что это его гражданский и товарищеский долг – напомнить об Алексее Ивановиче. Итак…
----------------------------------------------------------------------

Уважаемый Александр Федорович!

В 1968 году юридический факультет университета окончил Алексей Иванович Казанник - в 1989-1991годах народный депутат СССР, с 1993 года - член Президентского совета Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Государственный советник юстиции 1 класса.
Мы учились с Алексеем одновременно, только на разных факультетах. Поэтому мой гражданский и товарищеский долг напомнить о нем.
Дело в том, что в опубликованном к 100-летию Иркутского государственного университета списке «Знаменитые выпускники» из 48 лиц имя члена Президентского совета Российской Федерации, Генерального прокурора РФ, Государственного советника юстиции 1 класса отсутствует. Также нет открытых свидетельств того, что о нем помнят в юридическом институте университета.

 


Между тем Казанник А.И. родился в 1941 году в Черниговской области Украинской ССР. Отец и двое старших братьев погибли, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить немецкую оккупацию. В 1959 году после окончания школы он уехал по комсомольской путевке на строительство «Магнитки» в Казахстан. Там работал столяром в строительном управлении, плотником на строительстве металлургического комбината.
Уволившись со срочной службы в армии в 1963 году, Алексей поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета. После окончания набирался знаний в аспирантуре, работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных Советов, защитил кандидатскую диссертацию, издал в Иркутске книгу объемом 12,5 печатных листов «Административно-правовая охрана природы бассейна озера Байкал».
Позже перешел на преподавательскую работу в Омский государственный университет имени Ф.Достоевского, защитил докторскую диссертацию, стал профессором.
В 1994 году, уйдя в добровольную отставку с поста Генерального прокурора РФ, работал заместителем губернатора Омской области. Затем вернулся к преподавательской и научной деятельности.
А.И.Казанник умер пять лет назад. На его похороны приезжал заместитель Генерального прокурора РФ Ю.А.Гулягин. В память о нем в Омске назван сквер в центре города.
Повторяю: в Иркутске он забыт.


                                                                                                             Владимир Ходий,
                                                                                            журналист, дважды лауреат
                                                                        премии губернатора Иркутской области

------------------------------------------------------------------------

Мы позвонили Владимиру Васильевичу, и он пообещал, что подробнее напишет о Казаннике и… Написал. Цитируем:

1989 год. Разгар горбачевской перестройки. Объявлены первые в Советском Союзе альтернативные выборы. В Омске народным депутатом СССР избирают, именно избирают, а не назначают, как при Сталине, Хрущеве, Брежневе, профессора местного университета, доктора юридических наук Алексея Ивановича Казанника.
В мае в Москве созывается первый съезд народных депутатов. На его стартовом заседании проходят выборы в двухпалатный Верховный Совет СССР и в его состав не избирают находящегося в конфликте с руководством страны Бориса Ельцина. И вот на трибуну поднимается депутат Казанник и заявляет, что уступает ему свое место в Совете Национальностей Верховного Совета. Его речь была краткой: «Я набрал полтора миллиона голосов избирателей, а Борис Николаевич - больше пяти миллионов. Значит, его политический рейтинг почти в три раза выше. И было бы справедливо, чтобы в Верховном Совете был именно он».
- Это был совершенно осознанный поступок, - вспоминал этот эпизод в своей жизни Алексей и добавил, что когда Ельцин занял его место в Верховном Совете, то он подошел к нему и по-мужски пожал руку.
- Потом мне позвонили перед встречей Нового года, пригласили к Ельциным, прислали машину, - рассказывал он в одном из интервью. - Они тогда жили в обычной квартире, чуть ли не голые стены и стеллажи, заставленные книгами. Ельцин был очень демократичным. И это была не показная простота, а совершенно естественное поведение. Борис Николаевич вначале где-то задерживался, а когда подъехал, говорит: «Давай-ка мы с тобой, пока они там готовят, для начала закусим». Открыл банку сельди в масле, порезал редиску, огурчики, сало».
С Алексеем мы виделись в последний раз в декабре 1990 года. Тогда я был аккредитован на четвертом съезде народных депутатов СССР. Узнали друг друга, вспомнили, что во время учебы в университете оба присматривались к одной и той же девушке. Он спросил: - Как Лиля?
Я ответил:
- Нормально.
Спустя три года услышал: президент РФ Борис Ельцин назначил Казанника Генеральным прокурором. И еще через год удивился, что он рано ушел с этого поста, но узнав, что ушел сам, подумал: это в его стиле.
Оказывается, когда Государственная дума приняла постановление об амнистии участников событий 1991 и 1993 годов, то он как Генеральный прокурор не наложил на него вето, хотя испытывал сильное давление Кремля и лично Ельцина. Таким образом предпочел уйти в отставку и уехать в Омск, чем поступиться своими принципами.
И в логике сознания и поведения Алексея явилось и то, что после ухода из жизни первого президента России он сказал:
- Это была выдающаяся личность. Я искренне соболезную его родным и близким. Борис Николаевич сам добровольно отказался от власти. И так искренне покаялся перед всей страной. Меня сильнее всего в его телеобращении к народу потрясла фраза: «Простите меня! Я не сделал всего, что обещал».
А о самом Казаннике хорошо отозвался известный политик, выпускник юридического факультета Омского университета Сергей Бабурин: «Алексей Иванович стал во многом символом надежд на перемены и мечты нашего народа о демократии, порядке, законности. Многие из нас помнят то время, когда он у нас преподавал основы конституционного права. Он учил нас юридическим деталям, беречь природу. А самое главное – давал уроки честности, борьбы против конъюнктуры, неприспособленчества, а нонконформизма, проверяя это своей жизнью. Именно поэтому, когда пришла эпоха перемен, мы выдвинули его в народные депутаты СССР. И для нас было честью, когда Алексей Казанник во имя общих перемен в стране уступил место в Верховном Совете Борису Ельцину. Так что для всех нас он остался примером высокой нравственной чистоты».


Фото ТАСС



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…

 

Александр Ахмедов, студент