Идея поэтического слэма родилась в 1986 году в Чикаго, читали всё: хип-хоп, речь, прозу, ставили мономиниатюры.
Правила почти не изменились: автором произведения должен быть сам участник, время выступления ограничено, музыкальное сопровождение не допускается
Судят авторов случайные зрители из зала двумя оценками от одного до пяти − за текст и за артистизм.
Поэты соревнуются между собой 11 месяцев, а в декабре устраивают суперфинал, где выбирают победителя, который получает право представить свой город на Всероссийском конкурсе, а оттуда, в случае победы, отправится на всемирный поэтический слэм.
В 2010 году поэт Игорь Дронов привёз слэм в Иркутск и успешно продвигал поэтическую культуру в городе и регионе,
сейчас состязание проводит его супруга Анна Асеева.
22 декабря в «Джонни Рокетс» баре на улице Тимирязева состоялся суперфинал Иркутского поэтического слэма 2022 года.
11 поэтов состязались за право поучаствовать во Всероссийском конкурсе, который состоится в 2023 году, предположительно в Москве.
Было спорно, ярко, волнительно! Предлагаю пообщаться с участниками, гостями и организаторами суперфинала, чтобы узнать, согласны ли они с решением судей и чем запомнился итоговый поэтический слэм-2022.
АЛЕКСАНДР ЖУРАВСКИЙ (Поэт, полиглот, член Союза российских писателей, участник суперфинала).
«Итоги слэма меня всегда устраивают, поскольку потеха эта, кроме вопиющих случаев бездарности, достаточно непредсказуемая. Тексты победителя и его оппонента с литературной точки зрения, конечно, могли бы быть и помастеровитее и посерьёзнее, но авторам есть куда расти, у лауреата до испытания ещё целый год и вся жизнь. Более внешне отделанные строки не прошли даже во второй тур и это не только моё личное мнение. Я бы от себя добавил один момент в формат слэма. Таймер где-нибудь на видном месте, если руки дойдут, сам спаяю».
(По последним данным наших источников, таймер уже в разработке)!
АНДРЕЙ ФОМИН (журналист, основатель журнала «Иркутские кулуары», гость суперфинала).
«Я видел много слэмов прошлых лет, когда живы были Хрусталёв, Гедзевич и Дронов. Они были сильнее и по стихосложению, и по эмоциям, и даже по манере, стильности. В этом слэме я могу выделить лишь парня, который победил в первом туре, и девушку, которая была, кажется, второй. Они интересны. Перспективны, на мой взгляд и вкус. Но я допускаю, что чего-то не понимаю в сегодняшней поэзии. Я, повторюсь, могу быть «не в теме»».
ЮРИЙ ЯКОБСОН (поэт, предприниматель, участник суперфинала).
«Мне показалось, что в массе у людей просто не было настроения, люди пришли «за компанию». Поэты читали лишь бы прочитать. Олег Петрович только порадовал! Было что-то новое!
Гриша Хенох − понравилось, что всё-таки вышел.
Мне больше всех понравился Егоров, но стихи у него не очень слэмовские, он выше уровня, жаль, что не вышел в финал.
Ярослав (победитель) − не скажу, что мне понравился, больше того, скажу, что на России у него шансов нет. Может, через пару лет.
К слэму нужно привлекать больше народу, но в виде, в котором он сейчас существует, мне кажется скучноватым.
Вот «БАРКИ»* формат мне нравился, просто тем, что он не был зашоренный, там можно было читать не только стихи. Это, по крайней мере, шоу.
Ну, может, это мое такое мнение».
*БАРКА – неформальное творческое объединение.
ОЛЕГ ЕРМОЛОВИЧ (Вождь «Партии дураков», поэт, человек театра, актёр, участник суперфиналарне).
«Я был не зритель и не судья, я был участник. Понятно, что иной взгляд. Я бы отметил очевидную ошибку Саши Журавского, мне жаль. Его было не слышно. Из ярких я как-то привык уже ко всем. Неродов сидел со старой папкой и заучивал старые стихи. Ярослав Кашин меня очаровал своей отвагой и очевидностью
Бесконечная переигровка привела к истине: хватит врать, иди и скажи, что ты чувствуешь по правде. Я осознанно решил выйти из игры, была полная неизвестность, то, что едет на Россию Кашин – это правильно, а кого бы отправил я – узнаете позже.
>Другой век, другой темп, другие люди».
АННА АСЕЕВА (поэт, член Союза российских писателей, ведущая и организатор слэма в Иркутске).
«Радуюсь, когда побеждают молодые ребята. Иркутскому слэму в феврале исполнится 13 лет, он живёт, это же здорово. Появляются новые участники, но и завсегдатаи не отстают: последние 3 слэма были особенно жаркими. Наш слэм интегрирован во всероссийский, там, правда, нашим ребятам пока не удалось добиться особенных успехов, но я верю, что однажды всеросс выиграет иркутянин, у нас отличные поэты – именно слэмеры. Слэмер, на мой взгляд, вообще отдельная категория поэтов – потому что это не только хорошие, интересные, актуальные тексты, это ещё и театр одного актёра. И ещё мне нравится, когда результат слэма непредсказуем, потому что изначально так и должно быть – зрители голосуют сердцем, и это прекрасно
ЯРОСЛАВ КАШИН (участник, победитель суперфинала)
***
Мы сорим временем, будто деньгами,
Когда у нас их много.
А как только мелочь останется,
Еле сводим с концами концы.
Расчётливость, мудрость включается:
Всё только на дело строго!
А потом кому как повезёт
Либо дерево
Либо цинк
И напоследок мы зададим победителю вопрос, волнующий поколения.
– Ярослав, чтобы ты сказал о современной поэзии Александру Сергеевичу Пушкину?
– Прикинь, Сань, глагольные рифмы теперь – зашквар.
Ярик, желаем удачи на Всероссийском поэтическом слэме-2023!
От себя хочу добавить, что слэм открыл мне поэзию. Как ни странно, именно современную. Не подъездные романтичные Есенинские байки, а стихи, которые несут в себе нетривиальный подход к ситуации, свободу.
Театр – вот чего ждет зритель. Так доносится истина. Я считаю, что поэзия – это что-то со смыслом, с великим, мощным посылом.
Поэзия – это шоу. Шоу одного актёра, режиссёра, сценариста и автора.
Мы говорим, чтобы нас слышали.
Статья: Марина Миллер
Фото: Дмитрий Хась
"ЛЮБОПЫТНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ. ГОСТИ ИНТЕРЕСНЫЕ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, С КОТОРЫМИ Я, КОНЕЧНО, РЕДКО СОГЛАШАЮСЬ, НО ДЕЛО ДАЖЕ НЕ В ЭТОМ... ОНИ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДИСКУТИРОВАТЬ! А ТАК, ЧТОБЫ ОТКРОВЕННО ЧТО-ТО НЕ НРАВИЛОСЬ, - НЕТУ ТАКОГО."
Вячеслав Дормидонов, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области