Формирующийся российский средний класс стремится вложить деньги и успешно реализует в нашей стране это желание. Россияне стоят на втором месте по приобретению недвижимости в Испании, а вскоре будут первыми. Как правило, это люди молодого возраста, с обширными запросами и при деньгах, причем немалых. Их с нетерпением ждут агентства недвижимости, дорогие магазины, гостиницы и крупные супермаркеты. «Добро пожаловать, мистер Маршалл!», можно было услышать в 50-е годы. Теперь повсюду слышно «Добро пожаловать, мистер Миша!»
Скажите, сколько стоит устрица в Испании? Вопрос застает меня врасплох. Его задал мне Михаил Саратов, приехавший в Бенальмадена (Малага), чтобы ознакомиться с рынком недвижимости. «Одна устрица сколько стоит?», не успокаивается он. Я смотрю на переводчицу, потом на Саратова и чувствую себя столь же растерянным, как бывший премьер-министр Сапатеро, когда его спросили, сколько стоит чашка кофе. Я не пробовал этого деликатеса вот уже десять лет, но у меня есть смартфон, я ввожу вопрос в Google и отвечаю через переводчицу: в районе одного евро. Тогда Саратов восклицает: «Один евро! А Вы знаете, сколько она стоит в Москве? Десять! И к тому же они мороженые, а в Испании живые». Саратов не успокаивается и рассказывает мне, что квартира площадью 40 квадратных метров в Подмосковье стоит порядка 150 тысяч евро. «Причем скромная, однокомнатная, советского типа», подчеркивает он. «За такую же цену ты можешь приобрести двух- или трехкомнатную квартиру с видом на море на испанском побережье. В России зима длится восемь месяцев, в Испании восемь месяцев светит солнце», подытоживает он.
И тут я понимаю, почему каждый пятый продаваемый в Испании дом покупает россиянин, как свидетельствует Fiabci, всемирная ассоциация, объединяющая два миллиона агентов по продаже недвижимости. И все же заявление Саратова нарушает все мои представления. Оказывается, все дело в цене. То есть, теперь уже не только российские олигархи могут позволить себе приобрести недвижимость за границей; теперь это уже не прерогатива власть имущих и сверхобеспеченных людей страны, где 10% населения контролирует 90% ее ресурсов (Россия занимает третье место по числу мультимиллионеров после США и Китая).
«Это стремительно набирающий силу российский средний класс, имеющий немалые средства и желание их вложить. После того, как в результате кризиса цены на недвижимость, в частности, на Коста-дель-Соль, упали на 35%, Испания стала весьма привлекательным местом для вложения капитала», поясняет Наталия Герман, директор по международным продажам в московском агентстве недвижимости Best Elite, обслуживающим состоятельных клиентов. «Наши клиенты по-прежнему стремятся приобрести недвижимость стоимостью свыше полутора миллионов евро. Но особым спросом пользуются объекты стоимостью ниже 300 тысяч».
Россияне теперь стоят на втором месте по приобретению недвижимости в Испании, а вскоре будут первыми. Они оставили позади французов, впереди них - только англичане. По мнению экспертов, вскоре россияне выйдут на первое место потому, что на многих объектах недвижимости, принадлежащих британцам, висят объявления о продаже. Большинство англичан – пенсионеры, которые стараются особенно денег не тратить и при этом использовать чуть ли не 100% испанское государственное здравоохранение.
Россияне это, как правило, молодые пары с детьми школьного возраста, имеющие разносторонние запросы и немалые деньги. Их присутствие заметно не только в сфере недвижимости, но также туризма: двух оплотах нашей трещащей подорванной экономики. Из европейских стран российские туристы предпочитают нашу, особенно ее средиземноморское побережье: Каталония (75%), Леванте, Коста-дель-Соль и Канарские острова. В прошлом году Испания приняла 1,2 миллиона российских туристов, а к 2015 году их количество должно возрасти до 2 миллионов. Бедственное положение, в котором оказались Греция и Кипр, традиционные места отдыха россиян, еще больше ускорили этот процесс.
Они отдыхают на широкую ногу, не жалея денег и желая показать себя. В среднем россиянин оставляет за время пребывания в Испании 1.500 евро, на 600 больше, чем другие иностранцы. Иногда они ведут себя подобно нуворишам. В гостиницах заказывают дорогие номера, но при этом, когда идут к шведскому столу, наполняют тарелки поверх краев, как будто готовятся к наступлению ледникового периода. Это можно объяснить неприятными воспоминаниями о длинных очередях и пустых прилавках магазинов, которые засели в коллективном сознании и даже миллионеров наполняют непреодолимым желанием пойти в супермаркет и накупить всего, что только можно. Экскурсовод Томас Чмиель (Thomas Chmiel) объясняет это так: «Для россиянина отпуск прошел хорошо, если он потратил все деньги до копейки. Если он возвращается домой с деньгами, значит, отпуск был не совсем удачным».
Эти национальные особенности сослужили хорошую службу таким знаменитым мировым брендам, как Louis Vuitton, Moët, Hennesy, Cartier, Montblanc, Rolls Royce, Burberry, Gucci, Dior, Hermès o Tiffany, которым худо-бедно удается пережить кризис благодаря рынкам таких динамично развивающихся стран, как Китай, Россия и Бразилия. И котировки их акций на биржах выражаются двузначными и более цифрами. Магазины этих фирм в Испании также ощущают повышенный спрос. Россияне предпочитают покупать здесь драгоценности, обувь, аксессуары, одежду и часы всемирно известных марок, потому что они стоят в два-три раза дешевле, чем в Москве.
Но россиян с нетерпением ждут не только в только в дорогих магазинах. В супермаркете известной сети Corte Inglés на Тенерифе все ценники снабжены русским переводом, а по внутренней вещательной сети объявления делаются также и на русском языке. На рекламных щитах от Косты-Дорады до Косты-дель-Соль вы обязательно увидите объявления на русском языке.
Агентства недвижимости и отели стараются брать на работу русскоговорящих сотрудников, поскольку россиянам все еще трудно объясняться на английском. И это объяснимо, ведь это была держава, где русский был языком межнационального общения. И, наконец, такие аэропорты как El Altet (Аликанте) готовятся к 18 еженедельным рейсам из Москвы и Санкт-Петербурга.
Они приезжают в качестве туристов, хотя агентства недвижимости питают надежды на то, что они приобретут здесь жилье и таким образом выведут рынок из коматозного состояния, в котором он пребывает с 2008 года. Следует отметить, что состояние действительно тяжелое: в настоящее время в Испании простаивают 3,4 миллиона объектов недвижимости. Продажи жилья иностранцам постепенно приближаются к докризисному уровню: около 40.000 сделок в год. Это какой-то луч надежды. Хотя говорить о какой-либо нормализации еще рано. «То, что пережил испанский рынок недвижимости, это просто какое-то цунами. Нам необходим новый план Маршалла». А столь большой рынок как российский может оказаться для нас спасением. Но, чтобы выбраться из кризиса, нужно, чтобы многие россияне приобрели здесь жилье», подчеркивает предприниматель Энрике Лакалье (Enrique Lacalle), организовавший Russian Meeting Point. В ходе этого мероприятия представители испанских агентств недвижимости встречаются с россиянами, заинтересованными в приобретении недвижимости в нашей стране. Подобные мероприятия проходят также в Барселоне, Торревьехе, Марбелье… Его главная идея заключается в том, чтобы свести вместе заинтересованные стороны, то есть, чтобы потенциальные российские покупатели могли встретиться с продавцами и посмотреть некоторые из многих тысяч предлагаемых объектов недвижимости, расположенных на средиземноморском берегу.
Цена не является единственным стимулирующим фактором. «Им нравится климат, испанская кухня, не говоря уже о высоком качестве жилья. Но самое главное – это то, что Испания открывает ворота в Евросоюз», подчеркивает Лакалье. Несколько месяцев тому назад правительство Испании обмолвилось о том, что автоматически предоставит вид на жительство гражданам стран, не входящих в ЕС, которые приобретут недвижимость стоимостью более 160 тысяч евро. Этот намек был адресован в первую очередь россиянам, китайцам и катарцам.
Этот пробный камень вызвал большой интерес в России, поскольку наличие вида на жительство позволит россиянам не только беспрепятственно въезжать на территорию Испании, но также позволит свободно перемещаться по странам Шенгенской зоны, не оформляя визы. Эта бюрократическая процедура, которую россияне ненавидят. Лакалье считает это хорошей идеей. Но для получения вида на жительство необходимо выполнить еще два условия, помимо приобретения жилья: отсутствие судимости, чтобы не допустить проникновения в страну преступных элементов, и приобретение определенного количества испанских государственных долговых обязательств.
Непросто покончить привычкой отождествлять россиян с оргпреступностью. Некоторое время назад в Льорет-де-Маре был арестован российский преступный авторитет Андрей Петров, обвиняемый в отмывании 56 миллионов евро и даче взятки бывшего мэра и нескольких членов городского совета. «Я по горло сыт коррупцией в этой стране. В Испании каждый имеет свою цену», заявил Петров. И все же, в Льорет-де-Маре сформировалась весьма энергичная русская община, которая составляет 5% от числа людей, охваченных переписью. Они построили свой православный храм и осуществляют 60% операций по купле-продаже недвижимости. Арендовать они не любят, предпочитают покупать, причем как в качестве основного, так и дополнительного жилья. Стараются покупать первичное жилье. Российские власти весьма обеспокоены бегством капиталов и пытают отговорить возможных покупателей, рассказывая им о непростой ситуации в Испании, и это соответствует действительности. По телевидению то и дело передают репортажи об отсутствии правовой защиты и коррупции в нашей стране, однако средний россиянин соотносит это с тем, что происходит в его собственной стране, и воспринимает подобные сообщения философски.
Нина Барначинская живет в Испании 11 лет, здесь она чувствует себя спокойнее. Она проживает со своей 17-летней дочерью на верхнем этаже одного из домов в Торремолиносе и занимается вопросами, связанными с продажей недвижимости. «Уровень правовой защиты здесь выше, чем в России, да и жизнь не столь суровая. Если ты соблюдаешь закон, то и проблем у тебя не будет. В моей стране это не так. Именно поэтому россияне покупают недвижимости во всем мире. Причем не только в качестве дополнительного жилья. Многие в конце концов перебираются сюда с семьей. И привозят с собой много денег. Направляют своих детей на учебу в международные колледжи, приобретают автомобили... Они оживляют торговлю. Банки знают, что с россиянами они могут быть спокойны, поскольку они аккуратны в оплате. Главной причиной, по которой я решил переехать в Испанию, было стремление дать хорошее образование моей дочери. Вид на жительство в Испании позволит ей поступить в любой вуз Европейского Союза. А в России это ценится высоко». Но следует признать, что жизнь эмигранта непроста. «Когда ты здесь оказываешься, то испытываешь чувство эйфории. Затем, начинаешь осознавать, что нужно преодолеть массу препятствий, многому научиться, причем не только языку. Тебе необходимо подготовить массу бумаг. Например, российские права здесь не принимают, визу приходится обновлять каждые шесть месяцев. Вот уже в два года как испанское консульство предоставляет вид на жительство без проблем, но раньше это было весьма сложно», поясняет она.
Особенно их раздражает бумажная волокита. Анна Мария Пеньярройя (Ana María Peñarroya), коммерческий директор поселения городского тира La Reserva, в Марбелье, прекрасно это знает. Поэтому старается в максимальной степени облегчить им жизнь. «Мы делаем для них всё: договоры, переводы, оформляем счета за свет, электричество, обучение в школе… Россияне не любят стоять в очередях. Они у себя на родину уже настоялись. Мы предоставляем им бесплатные юридические консультации.
Размещаем их в гостиницах нашей сети и оплачиваем проживание, если они покупают недвижимость. А сейчас мы рассматриваем вопрос о том, чтобы оплатить им перелет, потому что в случае, если они приобретут недвижимость, это не такие уж большие расходы». Я прощаюсь с Саратовым, тем самым, который спросил меня про устриц и еще не решил, будет ли приобретать жилье в Испании. Он просит меня порекомендовать ему, какое вино лучше купить с собой. Я подсказываю ему некоторые марки. «Сколько они стоят?», спрашивает он. «Меньше трех евро», отвечаю я ему. Саратов широко раскрывает глаза. Мне кажется, в конце концов, я его убедил.
Стремительно формирующийся российский средний класс
Дмитрий Сирый: «Испания – это подарок судьбы». «Многие мои соотечественники, принадлежащие к среднему классу, скопили около ста тысяч евро и жизнь себе более или менее обеспечили. На эти деньги они могут купить себе квартиру с видом на море. Москва – самый дорогой город мира. Испания по сравнению с ней – просто подарок». Дмитрий Сирый является генеральным директором ярославского агентства недвижимости «Ярметро».
Нина Барначинская: «Я мечтала жить здесь». Нина живет со своей 17-летней дочерью на верхнем этаже одного из домов в Торремолиносе. «Я приехала сюда из-за нее. Вид на жительство в Испании позволит ей поступить в любой вуз Европейского Союза».
Сергей Обложко: «У меня больше времени занимает добраться из моего родного города до Москвы, чем прилететь в Испанию». Сергей врач и живет в Сочи. Он типичный потенциальный покупатель: возраст от 30 до 45 лет, женат, имеет детей. Он подыскивает дом для проведения отпуска, не исключая при этом возможности переехать насовсем. «Я дважды был в Испании. Очень удобно то, что сейчас столько прямых рейсов. У меня больше времени уходит на то, чтобы добраться до Москвы. Я хочу купить дом рядом с морем. Я взял напрокат автомобиль и проехался по берегу от Аликанте до Каталонии. Сейчас присматриваюсь к Малаге. Я также думал о Турции, но мне больше нравится Коста-Брава».
Виктория Бабушкина: «Обстановка на Кипре и в Греции играет на руку испанцам». Она работает в международном агентстве Cliff Property. «75% наших клиентов заинтересованы в приобретении апартаментов и вилл в ценовом диапазоне от 200 до 300 тысяч евро. Остальных интересует недвижимость стоимостью от одного до трех миллионов. Испания пользуется наибольшим спросом во всех восьми странах, где у нас есть представительства. Обстановка на Кипре и в Греции, которые также являются излюбленными местами отдыха россиян, вызывает значительно большую озабоченность, так что Испания сейчас значительно привлекательнее».
Инесса Савельева: «Мы, россияне, любим, чтобы за нас все сделали: от оформления виз до уплаты налогов». У нас в стране не только сверхбогатые люди приобретают недвижимость, драгоценности, предметы искусства, дорогие автомобили… Теперь к ним надо добавить представителей среднего класса. И те, и другие любят, чтобы за них все сделали: оформили визы, сходили к нотариусу, уплатили налоги. Поэтом в Испании возникает все больше адвокатских контор и юридических консультаций, специализирующихся на работе с российскими клиентами. Важно не только знать язык, но также и национальные особенности», считает Инесса Савельева, генеральный директор агентства Best Elite.
Светлана Силиута: «В России ипотека значительно дороже, в три раза дороже, чем здесь». Она живет в Испании 15 лет. «В России ипотека дороже, необходимо платить от 12% до 14%. Это почти в три раза больше, чем в Испании. Цены значительно снизились. Самый дешевый дом в самом престижном районе Марбельи – Сьерре-Бланки - стоил четыре миллиона евро, сейчас он продается за два с половиной. И жизнь здесь более доступная, чем в России. Та молодежь, что сюда приезжает, покупает обувь, одежду известных марок, меховые изделия… У нас в России такого богатого выбора нет».
Наталия Герман: «Россияне любят быть в гуще людей, поэтому они избегают малонаселенных районов». Советник по международным сделкам, родом из России. Участвует в таких мероприятиях как Russian Meeting Point в Бенальмадене (Малага), где потенциальные российские покупатели встречаются с сотрудниками испанских агентств недвижимости. «70% наших клиентов покупают жилье в Испании, чтобы провести здесь отпуск и планируют пользоваться им около пяти лет, а потом продать. Но они избегают малонаселенных районов. Им хочется быть в гуще людей, жить одной жизнью с окружающим их обществом. Они хотят, чтобы рядом были школы, магазины, клубы…».
Карлос Мануэль Санчес
Источник: http://www.inosmi.ru/
Air Force 1 Sage Low"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."
Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра