вверх
Сегодня: 14.09.24
3.png

«Собаки» и… СМИ

 

«Собаки» на сцене

 

Зайдя случайно на Камчатку — на театральный фестиваль, сразу был заворожен и смятен постановкой камчатских театралов, в частности их «Собаками». Страсти начались с песен Цоя и закончились гимном Куин — на протяжении всего спектакля зрителей кидало то в жар, то в холод. Это история про гордого одиночку. Про его выбор. Потому что каждый должен делать выбор постоянно. И если ты этого выбора не сделаешь, то превращаешься в безымянную шавку. Часть толпы, с её ролью. Но вслед за выбором возникает и ответственность. И множество явных личных проблем. Становится всё сложнее. Конечно, проще стать шавкой и порыться в помойках. Но если у тебя есть имя и зовут тебя Свен, Вертер, Атос – ты уже личность. И тебе каждую секунду надо свою личность отстаивать, утверждать.

 

Побеседовать с режиссёром спектакля и камчатской актрисой Леной Зориной мы смогли только на следующий день в её гостинице — настолько плотные страсти кипели и на сцене, и в закулисье — нам было не отойти. Меня заинтересовало, как так передать жар юности – и так, чтобы зал аплодировал стоя минут десять, а актеры все были просто счастливы. Оказалось, главный секрет — энтузиазм труппы, работающей не за деньги.

 

– Явная мистика постановки началась с самой его премьеры у нас в Петропавловске-Камчатском. Включаю в этот день телевизор и слышу имя Цоя, ничего не могу понять – то не день рождения, не день гибели Виктора. Слышу, что на Арбате вдруг пытаются уничтожить стену Цоя – вот народ и бунтует. Цой жив – особенно на Камчатке, у нас! А что касается Иркутска – так это вообще город, где Виктор дал свой последний концерт!

 

 

…и они же – в СМИ

 

– Кошелки – это его профиль. Почему все так плохо о тебе говорят?

 

– Ты когда-нибудь научишься нормально писать и… переписывать?!

 

 

Это эпиграф. Присказка к своему стилю. Ровно такими фразами встречали меня на протяжении ряда лет коллеги по возвращении в заполяризованный от всех перемен славный город Иркутск. Что говорить: видя ротацию все тех же лиц в ряде хоть разных, но таких типичных контор, думал вначале, что правда чем-то виноват – ну не въехал с разбегу в то, что им требуется, в то, что хотят. Но редакторы — то уровень бюрократии самого оглоедческого толка. Никто давно в газетах ничего не редактирует. В лучшем случае нанимают выпускающего редактора, который корректор по сути. Пожалуй, можно сравнить с главврачами психбольницы. Понятно, что нервы натянуты от обилия пациентов, то буйных, то вялотекущих сдают и приходится орать, приходится врать – мол, занят я! Что же остается нам, рядовым пациентам маленьких психиатрических клиник, растянувшихся на всей территории областных, районных, сельских поселений, – где, о горе её жителям, есть газеты?!

 

 

Ничего – только писать и ещё раз писать – на деревню дедушке, на память бабушке, на горе всем. Кто-то же должен это всё зафиксировать. Причем не так, как кому-то надо, – а так, как оно есть на самом деле. То есть как видится и пишется именно вам. Спорить с крутыми психами бесполезно. Как сказал один мой коллега Куула, ставший внезапно главным психом, надо найти своего психа. И вот с ним соображать быстрее, лучше, сильнее. А ещё хорошо, что в крупных наших населенных пунктах вся власть над пациентами выразилась в том, что им уже просто некуда и некогда писать… Только спустился в метро, проехался раз пять в непонятных для тебя целях и задачах – сил уж нет. А тут-то, в Сибирии, вообще можно ходить пешком между всеми редакциями! Это же сколько сил и праны вы собираете из пространства. Приходим взмыленные быстрой рысью, розовощекие, так нагло-хитро улыбаясь, говоря главному психу в очередной конторке – когда и меня напечатаешь?!

 

 

Конечно, ему бледно-сомлелому под гнетом подсчета приходов-расходов это не может нравиться. Он не знает, что и сказать на такую наглость. Тут бизнес – чистой воды реклама – кто за что платит надо же помнить всегда, во сне просчитывая варианты возможных выбиваний платежей их этих… А тут ещё это чудо-юдо, как назвала меня дама, ставшая после третьего замужества наконец пресс-секретарем у какого-то зверобосса. Помню, выглянув из-за шкафа, откуда не ждали, застал её так сильно покрасневшей, что аж самому стыдно стало – как нагло о себе самом подслушать!.. Впрочем, когда мы видимся в нерабочих конторах – мы стараемся улыбаться друг другу, можем даже поздороваться или спросить, как дела, – но это уже перебор. Потому что всегда ведь кризис. Говорят, он давно в городе – где-то остановился, обосновался, как президент. Пытался выяснить адрес, все думают – я издеваюсь. Нет, ну правда, вот я с августа 98-го в городе. И кажется, он, этот кризис, отсюда никуда не уезжал. Может, у него много дублеров, может, он вечный Царь в головах!

 

 

С другой стороны, те парни, о которых пишешь: путешественники, художники, правдорубцы, – они дают смысл и импульс не только тебе, но всем остальным. Но кому нужен смысл в эпоху кризисов! Помнится, в Питере есть суровый редко дядька, у которого целых три выпускающих редактора, и он очень сильно хотел набить мне морду – даже просил ради этого звонить ему лично домой всегда. В Москве такой же дядька – много ругающийся на меня, никогда не платящий и вообще теперь уж подпольный, поскольку доэкономился до неуплаты за офис, – просто любит быть всегда главным. В Иркутске есть редакторы, которые реагируют на меня как быки на красную тряпку – но тут они в основном держат себя в руках, очень-очень краснеют, дуются и говорят, что всегда-всегда заняты. С другой стороны, есть и те, кому я чем-то обязан – не в плане финансов, а в области морального долга. За самопиар, которым поделились не в ущерб своему стальному блеску в глазах и со мной. Имидж всё, жажда писать – ничто! Так что кое-кому я правда кое-чем обязан. Ура кризису – ныне свободен от того, чтобы убеждать кого-то в нужности своих темок кому-то. Всё-таки кризис нужен.

 

 

Михаил Юровский, фото Кирилл Шипицин

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.

Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер