вверх
Сегодня: 05.12.24
14.png

Уверенности больше нет

Представители молодого поколения уже давно уехали. И когда в этой деревне умрет последняя бабушка, неизбежно последует завершающее административное действие - вычеркивание из списка населенных пунктов «по причине отсутствия жителей». Скорость и масштабы этого процесса за последние 24 года увеличились. Количество опустевших деревень в 1989 году составляло 9300, а в последнее время оно приблизилось к отметке 20 тысячам. В рассудочном понятийном мире демографов это называется процессом концентрации в заселении России.



Более мелкие населенные пункты исчезают из-за оттока населения в более крупные сельские муниципальные образования или в города. В настоящее время треть сельского населения России проживает в деревнях с числом жителей более 3 тысяч человек, тогда как количество «деревенских жителей» в небольших сельских поселениях значительно сократилось. Подобный тренд – в многоступенчатой российской сети городов ему соответствует отток из небольших и средних городских поселков в крупные города – объясняется прежде всего поиском лучших условий жизни. Однако это желание вовсе не обязательно будет реализовано, так как одновременно продолжается деградация общего сельского пространства в социальном, экономическом и культурном отношении. Уверенность прошлых поколений, выбиравших для своих деревень такие названия, как «Будущее», и дававших своим сыновьям такие имена, как «Трактор», уже давно уступила место большой неопределенности среди сельского населения. А оно все еще составляет 26% от общего числа жителей страны. И если к этому прибавить еще и «поселки городского типа» - бывшие рабочие поселения без централизованных услуг, - а также, как требуют некоторые демографы, города с населением менее 20 тысяч жителей, поскольку у них нет типичной городской культуры, то выходит, что «за пределами городов» проживает 36% населения России.



Помимо профессиональных знахарей среди ведущих политиков в правительственном лагере остается все меньше россиян, которые бы не говорили о том, что сельская местность страдает от низкого уровня жизни. Публикации о «сельской местности» почти всегда описывают один и тот же механизм упадка: из-за отсутствия перспектив молодежь покидает родные места. За ней следует часть работоспособного населения, представители которого рассчитывают на такую заработную плату, на которую можно прожить, и ее поиском люди занимаются в более крупных населенных пунктах или лучше всего сразу в Москве или в Санкт-Петербурге. Таким образом целые регионы в европейской части России теряют свое население, как это, например, происходит в граничащей с Латвией Псковской области, ориентированной на Санкт-Петербург, или в Тверской области, расположенной примерно в 300 километрах к северо-востоку от столичного мегаполиса. Отток населения и его старение ускоряют процесс, в результате которого и без того плохое медицинское обеспечение в сельской местности полностью прекращается. Отъезд представителей молодого и среднего поколений из деревень также приводит к дальнейшему закрытию детских садов и школ, а также домов культуры, деревенских клубов и читальных залов, поскольку не хватает денег на поддержание их работы. В худшем случае наступает такой момент, когда в обезлюдевшие деревни уже не приезжают магазины на колесах и закрываются сельские филиалы почты. Передвижные библиотеки (peredwischki) для снабжения духовной пищей в большинстве случаев уже стали историей. Мысль о том, чтобы привести в должное состояние дороги, если они вообще существуют, устарелые линии электропередач и телефонную связь, теперь уже вообще не приходит в голову. «Невыгодно», - утверждают те, кто управляют бюджетами в сельской местности, а также занимаются «оптимизацией услуг», что на самом деле означает перевод их из деревень в районные центры. В те места, где нет дорог или давно уже прекратилось автобусное сообщение, направляются иногда священники православной церкви. Они и заполняют появившиеся бреши. После этого к ним в церковь начинают приезжать из удаленных деревень представители паствы на внедорожниках, и иногда в качестве гостевого подарка они вручают бабушкам распечатку прогноза погоды на будущую неделю. Однако для большинства остающихся на селе людей не церковь, а самогон и дешевая выпивка служат средством примирения с разрушающимся деревенским миром. Алкоголизм в сельской местности – общеизвестное явление.



Государство, по мнению многих людей в России, находится в начале причинно-следственной цепи, ведущей к разрушению сельского пространства страны. 36 миллионов проживающих вне городов россиян пока на выборах не отвернулись от президента Владимира Путина. Причина состоит в том, что люди, живущие в деревнях и в небольших городах, все еще продолжают надеяться на обещанную Путиным помощь государства и, кроме того, они негативно относятся к изменению системы, поскольку опасаются того, что могут потерять то немногое, что пока им гарантирует государство. В поселке Дикий, расположенном в лесной глуши в Мордовии примерно в 600 километрах к югу от Москвы, жители всегда думали иначе и никогда не отдавали в ведение государства то, что связано с историей создания их поселения. Основателями и первыми жителями Дикого были беженцы, спасавшиеся от штыков НКВД и милиции во время принудительной коллективизации сельского хозяйства, которую диктатор Сталин считал обязательным этапом на пути построения коммунизма. В лесу беженцы создали небольшое поселение и затем жили там сами по себе вдали от властей, опираясь на натуральное хозяйство.



Во время Великой Отечественной войны жившие в Диком противники Сталина даже предоставляли убежище дезертирам. После войны большинство беглецов были расстреляны сотрудниками милиции в ходе масштабной акции, однако их внуки проявили настойчивость в 1980-е годы и поставили памятник жертвам репрессий. Как и подобает такому исключительному поселку, как Дикий, это необычный памятник, и состоит он из ствола поваленного дуба, пролежавшего много лет в воде и ставшего прочным, как камень. Общими усилиями его ствол был врыт глубоко в землю корнями вверх как символ насильственного искоренения народа Сталиным и в целом как знак презрительного отношения к государству.

 

Михаэль Людвиг

Источник: http://www.inosmi.ru/

Nike Air Force 1 07 Khaki Dark Green Medium Olive /Black-Starfish

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС