В одной из колоний штата Вирджиния уже несколько лет проходят курсы русской литературы. Их придумал профессор Энди Кауфман. Как влияют на американских юных преступников "Война и Мир" и история Родиона Раскольникова, узнал корреспондент "Голоса России"
Все началось как эксперимент. Профессора русской литературы Университета Вирджинии Энди Кауфмана пригласили на книжный фестиваль, участниками которого были, помимо прочих, заключенные одной из колоний для несовершеннолетних. Он предложил им прочитать повесть Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича" и приготовился провести обычную лекцию. Но потом передумал и попросил учеников из-за решетки рассказать, что для них значит эта история. И тут произошло то, чего Энди Кауфман совершенно не ожидал. Молодые люди (всем от 18 до 21 года) рассказывали о смерти, о своих ошибках, о страхах и попытках найти место в жизни. Именно так родилась идея о создании курсов русской литературы для подростков в тюрьмах. Проект так и назвали "Книги за решеткой", рассказал сам Энди Кауфман в интервью "Голосу России":
"То, что рассказывали эти люди, перекликалось с рассказом Толстого, и это были поразительно. Они рассказывали о своей жизни, о своем противостоянии с миром, о возможностях, которых у них никогда не было. И я осознал, что разговор о русской литературе превратился в разговор о жизни. Это стало для меня открытием. В таком контексте я никогда не рассматривал русскую литературу. И я понял, что это может быть отличным проектом для моих студентов, которые смогут увидеть другую жизнь".
По данным СМИ, власти Вирджинии ежегодно тратят около 80 миллионов долларов на содержание колоний для несовершеннолетних. При этом перевоспитать молодых людей сложно: более трети из них вновь совершают преступление в течение первого года после освобождения. Курсы Энди Кауфмана обходятся намного дешевле – всего несколько тысяч долларов гранта. Но результат прошедших 4 лет говорит сам за себя. Во-первых, дисциплина. Количество мест на курсах ограничено, и попасть туда большая удача и награда за отличное поведение. Но главное, говорит Энди Кауфман, подростки начинают по-другому смотреть на мир и свои перспективы там - на свободе.
"Начиналось все просто как эксперимент и попытка найти новый формат курсов для моих студентов в университете. Но исследования показали удивительные результаты для подростков в колонии. Во-первых, многие из них всерьез задумались о своем образовании (которого у многих просто не было). И многие пошли в колледж. И второй результат - это то, что они стали лучше контролировать свои поступки и импульсы", - сказал Кауфман.
С подростками в колонии работает не только сам Энди, но и его студенты. И тут тоже конкурс: на 15 мест каждый год приходится полсотни желающих. Для простых учащихся – это бесценный опыт общения с их сверстниками из мира, по ту сторону закона. Читают классиков – Толстого, Достоевского, Гоголя, Чехова, Пушкина, Лермонтова. Педагог признается, что чтение русской прозы и поэзии подтолкнуло некоторых студентов (как свободных, так и заключенных) к изучению русского языка.
Проект Энди Кауфмана в этом году должен стать более масштабным. Он получил грант на развитие программы, прием большего количества студентов и заключенных-подростков. Кроме того, руководство нескольких колоний само обратилось к Энди с предложением создать группы изучения русской литературы.
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер