вверх
Сегодня: 07.01.25
15.png

Встретишь прогнозиста – плюнь ему в рожу

 

 

Мы, признаться, не любим… Нет, не прогнозистов, прогнозёров и прочих предсказателей всего сущего. Нет. Точнее, не всех. Мы не любим тех из них, кто выкатывает губу и надувает щёки, рассуждая о последствиях того или иного события, проблемы, давая понять окружающим, что уж он-то в курсе, с чего оно на самом деле всё начиналось и чем обязательно закончится. А потом, когда заканчивается совсем не по прогнозу, сливается и натужно молчит. Вы же знаете таких, уважаемые читатели. Их сейчас много развелось.
Впрочем, Сергей Шмидт об этом хорошо высказался в журнале «Иркутские кулуары». А сказал он вот что…

-------------------------------------------------------------------

А помните, был такой ковид, он же – адова ковидла? Помните, были маски, сертификаты, сатурация, симптомники и бессимптомники, было неприятное слово «пандемия»? Я уверен, что вы всё это помните, равно как уверен, что для вас теперь это всё словно из совсем далекой, прошлой жизни. Хотя и трех лет не прошло после 2021 года – когда заболевания коронавирусом приобрели действительно массовый характер. Но все это закончилось 24 февраля 2022 года, в незабываемое утро которого мы очутились в реальности, в которой пребываем и сейчас.

А помните, когда был ковид, разные аналитики, прогнозисты, социальные мыслители говорили про «новую реальность», которая пришла всерьез и надолго, советовали настраиваться на долгую историю, готовиться жить в масках и перчатках годами и десятилетиями, ставить довольно болезненные для многих прививки раз в полгода, попадать в кино и торговые центры только после предъявления соответствующих сертификатов, учиться и учить в дистанте? Ну и где та «новая реальность», где те маски и прививки? Как никем толком не предсказанный обрушился ковид на человечество, так и ушёл он – не попрощавшись – и «новая реальность», насчет которой нас предупреждали тогдашние умные головы с бойкими языками, ушла вместе с ним, будучи стремительно вытеснена другой «новой реальностью», насчёт которой нас никто, кроме откровенных безумцев да старичка Байдена, опиравшегося на загадочные данные американской разведки, толком не предупреждал.  

А кто-нибудь 24 февраля 2022 года предвидел, что «реальность СВО» продлится год, а потом еще год, а потом будет заканчиваться 2024-й год, а она будет длиться и длиться, причём боевое противостояние будет происходить в стиле I мировой войны, с окопно-позиционными тупиками, низкой маневренностью, что, по сути, оно превратится в борьбу на истощение? Сейчас до 2025 года рукой подать, а полулегитимный президент братоубийственной страны по-прежнему хочет в НАТО и в границы 1991 года, а пятикратный президент нашей страны не отказался от целей СВО, а в лидерской заокеанской державе вообще непонятно, что будет делать новый старый президент Трамп, а Европа просто в растерянности и раздрае.

Я искренне надеюсь, что на момент журнальной публикации этого текста случится пресловутая «заморозка конфликта» или «большая сделка», обещанная самоуверенным бизнесменом-политиком Дональдом Трампом, то есть прекратятся кровопролитие и человеческие страдания, но реальность, начавшаяся в феврале 2022 года, на этом не завершится, разве что случится зомби-апокалипсис, поддержанный с воздуха боевыми марсианами с Венеры, и человечество будет вынуждено объединиться против новой напасти. Так вот, хоть кто-нибудь предупреждал, что всё будет длится так долго, даже из тех, кто понимал, что лёгкой прогулки армии России по Украине не будет? Да никто.

Поделюсь фрагментом из будущих мемуаров. В том памятном феврале 2022 года я был заблокирован в одной ныне запрещённой сети. Дня через три-четыре после начала того, что не прекращается до сих пор – могу для красоты стиля назвать это «переходом России к контактной геополитике» (так выразился В. Сурков) – я встретил на улице знакомых. Они спросили, когда разблокируют. Я ответил, что блокировка выписана на месяц, то есть «выпустят из узилища» через неделю. Один из них, давний читатель моих оперативных комментариев происходящего, с сожалением произнёс: «Ой, ну так Украина уже кончится». Ага, кончилась!

Я привёл эти два примера для того, чтобы указать на главное «качество» реальности, в которой мы живём, а также всех обсуждаемых «новых реальностей», в которых мы оказываемся. Никогда или практически никогда не сбываются ни экспертные прогнозы, ни консенсусные (мейнстримовые) ожидания по поводу того, как в будущем будут развиваться процессы, свидетелями которых мы являемся в настоящем.
Коротко опишу это на примере опыта своего поколения, тех, кому сейчас 50+. Это последнее поколение, которое в более или менее сознательном возрасте застало настоящий, то есть доперестроечный Советский Союз и которое на протяжении практически всей сознательной жизни существует в режиме каких-то никем толком не предсказанных перемен.

В начале восьмидесятых никто не ожидал в стране и мире никаких судьбоносных трансформаций – БАМ разве что достроят, да душманов в Афгане и контрас в Никарагуа как-то уконтропупят. Советская Атлантида казалась неизменяемой, тем более непотопляемой. «Но век уже как будто на исходе и скоро, без сомнения, пройдёт, а с нами ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдёт», – пел тогдашний кумир молодежи, ныне респектабельный релокант и иностранный агент. И миллионы людей были готовы подписаться под этим чувством. Потом налетели «ветры перемен», грянула перестройка, но никто не ожидал, что она отправит Советскую Атлантиду под воды мировой истории, а Россию-матушку обрушит в капитализм, некоторые реалии которого не снились и Чарльзу Диккенсу с Максимом Горьким.

Потом были девяностые, и никто не помышлял, что страна когда-нибудь выползет из стремительной «африканизации». Настраивались на то, что большая часть населения России «на латиноамериканский манер» всегда будет мыкаться между нищетой и непрочным достатком, а образованная часть будет гнетущее ощущение собственной второсортности компенсировать воспеванием гнилыми устами либеральной интеллигенции «небесного Запада». Никто не предвидел «потребительского бума» нулевых и стремительного возвращения откровенной российской борзости во внешней политике. Но до поры казалось, что борзость эта не выйдет дальше дерзких заявлений Верховного Суверена и дальше студий «Останкино», что настоящего панк-рока в мировой политике мы всё-таки устраивать не будем, ведь бизнес-крупняк России слишком интегрирован в мировую олигархию, а экономика слишком зависит от поставок энергоресурсов в страны «небесного Запада».

Никто не предсказывал, например, решительного присоединения Крыма. А после присоединения Крыма мало кто верил, что не будет длительной паузы и переход к помянутой «контактной геополитике», и ещё какой, случится как снег на голову. А ведь была ещё довольно неожиданная Болотная площадь в конце 2011 года, активисты которой никогда бы не поверили, что пройдёт пара-тройка лет – и уничижаемый ими В. В. Путин твёрдо встанет на невиданные проценты рейтинга (т. н. «крымский консенсус»), а меньше чем через десятилетие всех их либо загонит под плинтус, либо выдавит из страны.
Понимаете, всегда – вот просто всегда-всегда – в последние 40 лет происходило только то, что никто не ожидал и не предсказывал, а из того, что ожидалось и предсказывалось, не происходило практически ничего.
 
Могу, кстати, с вершин мировой политики и высот исторических судеб России спуститься в нашу большую и неуютную Иркутскую область. И, например, предложить вспомнить все сезоны знаменитого иркутского сериала «Губернаторская чехарда». Никто не предсказывал губернатора А. Тишанина в 2005 году, тогдашние суперэксперты – я был тому свидетелем на одном круглом столе – предсказывали, что Кремль переназначит Б. Говорина. Никто не предсказывал, что Тишанин не доработает срок, уж точно никто не предсказывал персоны И. Есиповского вместо него. Ну а кто мог предвидеть трагическую гибель Есиповского?

Радость по поводу элегантного, столичного и неплохо знающего область Д. Мезенцева была в 2009 году такой, что никто не предсказывал, что этого губернатора и светского льва региональная элита вынесет вон буквально через три года. Удовлетворённость наконец-то местным губернатором С. Ерощенко была такой, что никто после его назначения не предсказывал, чего уж, сокрушительного поражения Ерощенко на выборах – опять через три года.
Справедливости ради замечу, что падение «народного губернатора» С. Левченко предсказывалось, но всё-таки некоторым сюрпризом стало то, что красные штаны в «сером доме» Левченко просиживал так долго – аж больше четырёх лет.

Потом генерал И. Кобзев похоронил на выборах 2020 года устойчивую легенду об особом протестном иркутском избирателе, а также о том, что ни иркутская региональная элита, ни простые иркутяне никогда не поддержат на выборах «варяга». Я сам был ведущим телевизионной передачи, в которой супертяжеловес региональной элиты А. Битаров открыто поддержал И. Кобзева и пророчески заметил, что победит Кобзев в первом туре. Я собственными глазами видел протоколы с участков в областном центре, который голосовал против Серебренникова в 2010 году и против Ерощенко в 2015 году, с большими цифрами за Кобзева.

Потом начался следующий раунд прогнозирования. Пополз уверенный экспертный шёпот: Кобзев к нам на полтора-два года, не больше. В результате Кобзев уже установил рекорд по продолжительности работы губернатором после Говорина, то есть обошёл всех конкурентов по «губернаторской чехарде». И этого не предвидел никто. Ну разве что… В общем, скажу без ложной скромности: я предвидел. Ну или, скажем так, допускал. Сам себя не процитируешь – никто не процитирует. Вот что я написал 21 сентября 2020 года в колонке «Скажи, кукушка»: «… <было> четыре губернатора, в отношении каждого из которых господствовала уверенность в том, что он отработает полный срок. И ни разу не получилось. Теперь губернатор, в отношении которого есть тема, что полного срока ему не отработать. Смотрим сформулированное выше правило: в Иркутске не бывает того, в чем все уверены. Так что готовьтесь к пятилетке Кобзева, товарищи! Учитесь подшивать подворотнички. И много работать». Можете погуглить. Интернет помнит всё, и этот текст на сайте «Иркутской торговой газеты» он от вас скрывать не будет.

Я дважды в своей политологической жизни просто опозорился со своими «уверенными прогнозами», поэтому имею право похвастаться тем, как разок у меня получилось. Попал в мишень. Сбылся прогноз. Я бы с радостью принял поздравления, если бы не одно «но». Дело в том, что прогноз этот был сделан вообще без какой-либо научности и аналитичности, а просто по принципу: то, что будет, будет противоположно тому, что все ждут. В том же тексте сказано следующее: «В качестве научной методики прогнозирования я хотел бы предложить использовать выглядящее совсем ненаучным – выглядящее чистой мистикой – правило. Суть правила – в Иркутске никогда не бывает того, чего все ждут. В примечаниях к правилу помечу: в Иркутске не стоит ориентироваться на самое надёжное для прогнозистов правило «так будет, потому что так было». Уместнее ориентироваться на правило «так будет, потому что так не было». Но это уже тонкости из примечаний. Главное: «не будет того, чего все ждут».

Сейчас замечу, что тут даже не мистика, не интуиция, не прозрение, а примитив абсолютный. Послушай, что там все прогнозируют, и спрогнозируй противоположное. Но ведь сработало же.
Пользуйтесь методикой, товарищи! Полной гарантии того, что никогда не подведёт, не даю, но сами видите: работает хотя бы в отдельных случаях.

Сергей Шмидт



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Почему вы себя никак не рекламируете? Я не видел ни одного ролика, ни одного баннера или щита с вашей рекламой… Я от вашего журнала просто в восторге, но мне часто приходится объяснять разным людям, что такое «Иркутские кулуары» и почему это круто, реально круто…

 

Игорь Дрейкин, предприниматель