
Закон о «нежелательных» иностранных организациях в РФ подписал на минувшей неделе президент Владимир Путин. В связи с принятием этого документа, позволяющего присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус «нежелательных в России», в российских СМИ и социальных сетях развернулась бурная дискуссия.
Как поясняют сторонники закона – государство имеет право защищать свои интересы и противодействовать зарубежному влиянию, противники же указывают на фактическое «выдавливание» из страны независимых и неподконтрольных российским властям некоммерческих организаций.
«Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации», — говорится в тексте документа и именно этот аргумент приводят сторонники в обоснование данного решения.
Признание «нежелательной» грозит неправительственным организациям запретом на создание структурных подразделений на территории страны, на распространение информационных материалов, в том числе через СМИ, а также на осуществление в РФ собственных проектов, пишут РИА «Новости» . Согласно закону решение о признании нежелательной деятельности в России иностранной или международной неправительственной организации принимают генпрокурор или его заместители по согласованию с МИД России. Отмена такого решения осуществляется в аналогичном порядке. Перечень «нежелательных» иностранных или международных неправительственных организаций будет вести и публиковать Минюст России.
В Кодекс об административных правонарушениях вводится статья об ответственности «нежелательной» организации, продолжившей работу, несмотря на запрет, и ее сотрудников. Это будет караться штрафом от 5 тысяч до 15 тысяч рублей для граждан, от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 тысяч до 100 тысяч рублей для юрлиц.
Как восприняли новый закон в Иркутской области? С просьбой прокомментировать документ «Телеинформ» обратился к представителям региональной власти и руководителям некоммерческих организаций, действующих в Иркутске.
- Комментировать целесообразность закона можно будет, на мой взгляд, когда он начнет применяться на практике, и зависит от того, каким образом будут определяться «нежелательные организации», - отметила и.о. начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Елена Терпугова. - Что касается Иркутской области, то единственная международная неправительственная организация, действующая в Приангарье - это «Красный Крест», но поскольку и она не получает зарубежного финансирования, то, думаю, и действие нового закона на неё распространяться не будет.
Региональный координатор МОФ «ГОЛОС-Сибирь», директор образовательно-просветительских программ Байкальского регионального фонда гражданских инициатив «Открытая Россия-Иркутск» Алексей Петров считает, что данный закон принят как инструмент борьбы с инакомыслием в России:
- К закону отношусь очень осторожно, поскольку понимаю, что термин «нежелательный» - политический, а не юридический. Согласование - это тоже не совсем понятный для меня формат, ведь он больше эмоциональный, чем рациональный. Такие законы создают еще большую тревожность в гражданском обществе. Неужели нам не хватает законов «об иностранных агентах», «Димы Яковлева», и мы продолжаем искать «ведьм» в своем общественном пространстве, делить людей на «наших» и «не наших». Под этот термин могут попасть иностранные фонды, которые легально и официально работают в России, и пострадают не только общественно-гражданские, но и культурные организации, те НПО, которые ведут тему прав человека, антикоррупционную политику и т.п.
Сопредседатель неправительственной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова высказал резкую критику в отношении закона:
- На мой взгляд, этот закон даст возможность произвольно избавляться от оппонентов, которые мешают обогащаться за счет природных ресурсов. Этот закон ещё больше изолирует нашу страну от остального мира и будет поощрять доносительство. Например, недавно на сайте газеты «Трибуна» Газпрома был опубликован текст, который можно назвать политическим доносом на Гринпис. Не удивлюсь, если новым законом захотят воспользоваться, чтобы препятствовать работе этой организации, которая занимается и тушением лесных пожаров, и защитой от химического загрязнения. Гринпис России в 2006 году организовал совместно с Росприроднадзором проверку компании Транснефть, которая в нарушение закона, без экологической экспертизы, уже вырубила просеку для строительства нефтепровода на берегу Байкала. Этот маршрут нефтепровода позже был отменен Президентом России. Именно запросы Гринпис вынудили Агентства лесного хозяйства во многих регионах обнародовать планы лесоустройства, доступ к которым необходим всем, кто планирует деятельность на лесных территориях.
Экологические проблемы не имеют политических границ. Чернобыльское облако облетело вокруг земного шара несколько раз. Если в Монголии будут построены плотины на Селенге, то это приведет к чрезвычайной ситуации на Байкале. Орлы, гнездящиеся на Байкале, зимуют в Китае, где их могут приготовить и подать в ресторане. Те же китайские овощеводы привозят к нам химикаты, запрещенные в России, потому что в Китае ничего не запрещено. Для решения трансграничных проблем нужны международные организации. Изоляция же не даст возможности гражданам России влиять на то, что происходит у нас под боком.
NIKE AIR HUARACHE ИА "Телеинформ"
"ИНТЕРЕСНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ, ЕСТЬ ЧТО ОБСУЖДАТЬ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, МОЖНО ТАКЖЕ И СЛОВО БОЖИЕ ДО ЛЮДЕЙ ДОНЕСТИ."
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв
Комментарии
чем сейчас полезным занимается Рихванова? Кормушку ее закрыли, мусор на Ольхоне не собирает. На чем гранты отрабатывает?