Татуировка всегда балансировала на грани запрета и большую часть своей истории была уделом лиц, находившихся вне закона. В этой статье мы не будем говорить о скучных и понятных ограничениях вроде возраста и медицинских требований. Здесь мы рассмотрим запреты в пяти разных странах, которые так или иначе влияли на саму сущность и культуру татуировки и регулировали её.
Нью-Йоркзапрещено с 1961 по 1996 год
Самая знаменитая история про запрет татуировок связана с Нью-Йорком. История при этом совершенно абсурдная — в одном из главных центров развития татуировки, где рисунки на коже уже набивали добрую сотню лет, татуировки запретили по воле министерства здравоохранения. Министры решили, что татуировщики виновны в распространении гепатита среди населения и запретили набивать рисунки на коже.
История татуировки, конечно же, на этом не закончилась, а лишь ушла в андеграунд. Рок-н-ролл, а затем и МТV всячески пропагандировали запрещённое искусство. Машинки жужжали в секретных подвалах, хотя при этом главных активистов показательно арестовывали — например, Спайдера Уэбба, который демонстративно сделал татуировку порнозвезде Анни Спринкл на ступенях MoMA. Несмотря на все запреты, в 1985 году состоялась уличная конвенция татуировщиков, среди которых к тому году было 50 состоявшихся мастеров с плотно расписанным графиком, а к началу девяностых их стало и того больше. В 90-х культура татуировки в США представляла собой примерно то же, что и у нас сегодня — она стала мейнстримом. Запрещать это дальше уже было попросту невозможно и закон был отменён в 1996 году.
Япониязапрещено с 1936 по 1950 год <
Японская история татуировок насчитывает тысячи лет, а в том виде, в котором нам она знакома — сложные и масштабные цветные изображения, — она сложилась уже к XVIII веку. При этом татуировка долгое время была вне закона и чуть ли не каждую сотню лет выходил новый законопроект на эту тему. Вплоть до XVI века татуировкой насильно метили преступников, а они уже подпольно перебивали эти метки большими рисунками. Парадоксально, что на расцвет незаконного искусства повлияло другое вето — запрет XVII века на богато украшенную одежду для некоронованных особ, в результате чего среднему классу пришлось вместо одежды украшать свое тело.
К концу XIX века запрет на татуировку ужесточился — и уже не только в связи с преступниками. Японию стало посещать много европейцев, и император побоялся, что татуированные люди в их глазах будут выглядеть дико. При этом некоторые тату-салоны продолжали официально работать, но принимать они могли только иностранцев. В 1936 году татуировки запретили в очередной раз — преступников в армию брать не хотели и людей с татуировками вследствие этого — тоже, поэтому чтобы не тратить время и не разбираться кто якудза, а кто приличный человек, набивать татуировки запретили всем. С того момента татуировщики ушли в подполье. Несмотря на отмену запрета в 50-х, сегодня мастера продолжают работать полусекретно. Официальных законов, запрещающих их деятельность, вроде бы и нет, но деятельность эта не одобряется, а особенно её результат. Людей с татуировками часто не пускают в спортзалы и бассейны, а некоторые организации могут даже лишить человека работы.
Дания
запрещено с 1996 года
Дания долгие годы оставалась одним из главных центров татуировки — там делали её уже как минимум с 1890-х, и как минимум сто лет она была в этом вопросе главной скандинавской страной. Помимо всего прочего, Дания — это место, где работает одна из старейших тату-студий мира — «Тату Оле». Студией владеет знаменитый татуировщик, который набил рисунок королю страны Фридриху IX. После того как в 1951 году король сфотографировался с татуировкой на груди, искусство получило негласную легальность, но официальный закон, разрешающий наносить рисунки на тело, так и не был принят.
С 1996 года на территории Дании запрещено делать татуировки на видимых участках тела: лице и голове, шее, запястьях и кистях. Решают эти проблемы татуировщики по-разному: кто-то платит штрафы в размере 1000 крон (131 доллар), кто-то, как знаменитый Колин Дейл, катается в соседнюю Швецию или Финляндию, чтобы не нарушать закон. Ещё один закон вышел относительно недавно — в 2010 году — и связан с запретом для бывших заключённых делать байкерские татуировки или татуировки с символикой иммигрантских банд на видимых местах — на этот раз включая руки и плечи.
Германия
запрещены символы Третьего рейха
Запрет на татуировки в Германии связан с самым больным для истории страны вопросом — Третьим рейхом. К табуированным символам относятся свастика, руны СС, кельтский крест, черепа, орёл — причём в известной модификации. Свастики в религиозных вариациях индуизма, буддизма и других религий допускаются, поскольку религиозные символы не могут быть табуированы в Германии.
Историй на эту тему довольно много — молодой человек на пляже между Берлином и Ганновером разделся и получил за свою свастику год условного срока. В суде парень утверждал, что заклеивал свою татуировку пластырем, но пластырь оказался не очень прочным — на что представитель суда возразил ему, что тот, кто имеет такую татуировку, не имеет права ходить голым. В этом заявлении, кстати, и вся суть запрета на татуировки с этой символикой: никто не запрещает набивать или наносить на себя подобные изображения, но такие татуировки запрещается показывать. Другая не менее известная история — с врачом, который во время операции увидел на пациенте запрещённый символ и покинул операционную. Его работу продолжил другой хирург.
Третья история, которая иллюстрирует все нюансы этого регламента, — про российского оперного певца Евгения Никитина, которому пришлось отказаться от своего выступления, поскольку в молодости у него была татуировка со свастикой. Нюанс заключается в том, что свастику он уже давно перебил на другой рисунок, и она фактически больше не существует. При всём уважении и сочувствии к трагедии нации, это отношение немного напоминает массовую истерию и отдельные татуировщики пытаются с этим бороться. Примечателен в этом отношении Марк Литл Свастика — мало того, что он поставил себе то слово, которое нельзя называть, в название студии, так ещё и пытается в каждую свою татуировку вплести этот символ, стараясь очистить его от негативных коннотаций.
Индия
запрещено с 2011 года для военнослужащих
Индия до последнего времени иллюстрировала другую крайность — здесь никогда не было и на сегодняшний день нет никаких законов, регламентирующих работу татуировщика. Страшные рассказы о мастерах, которые всю жизнь работают одной иглой, можно услышать как пример в защиту законных ограничений. В самом деле, где ещё в 2013 году можно встретить разговоры медиков о том, что татуировщики заражают население гепатитом (напомним, в США врачи были озабочены этим фактом 50 лет тому назад). При всём этом контекст татуировки в Индии очень интересен: если по всему миру это хоть немного да маргинальное искусство, то здесь — абсолютнейший мейнстрим.
С одной стороны, есть богом забытые деревни, где древние татуировочные традиции продолжают процветать и по сей день — в том числе и татуирование несовершеннолетних; с другой стороны, весь Болливуд покрыт татуировками — индийский актер Санджай Датт, например, имеет их уже 16 штук, и что самое интересное, сделал большинство из них после 40 лет. Татуировки зачастую воспринимаются как атрибуты роскошной жизни звёзд кино и поэтому стоят недешево. В официальных заведениях татуировка может стоить до 2 000 лакхов (около 2 500 долларов), в то время как в нелегальных заведениях она обойдётся в сто раз дешевле — долларов в 25. Ну и, наверное, не стоит пояснять, что именно в последних иглы меняют редко. Первой реакцией властей на происходящее стал закон, принятый в августе 2011 года, о том, что лица с татуировками на теле не могут поступать на военную службу — что опять же связано с массовым беспокойством о гепатите и подобных заболеваниях, которые могут проявиться у солдата спустя долгие годы службы.
Источник: http://www.furfurmag.ru/furfur/all/culture/165791-zaprety-na-tatu
Air JordanЯ НЕ ПОСТОЯННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ "КУЛУАРОВ", НО КОГДА ЖУРНАЛ МНЕ ПОПАДАЕТСЯ В РУКИ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЕГО ПРОСМАТРИВАЮ. КОНЕЧНО, ОТ КОРКИ ДО КОРКИ НЕ ЧИТАЮ, НО КАКИЕ-ТО СТАТЬИ МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ
Мария Беликова, маркетолог