вверх
Сегодня: 15.01.25
1.png

Запреты на татуировки: опыт США, Германии и других стран

Татуировка всегда балансировала на грани запрета и большую часть своей истории была уделом лиц, находившихся вне закона. В этой статье мы не будем говорить о скучных и понятных ограничениях вроде возраста и медицинских требований. Здесь мы рассмотрим запреты в пяти разных странах, которые так или иначе влияли на саму сущность и культуру татуировки и регулировали её.

 

Нью-Йоркзапрещено с 1961 по 1996 год

 

Самая знаменитая история про запрет татуировок связана с Нью-Йорком. История при этом совершенно абсурдная — в одном из главных центров развития татуировки, где рисунки на коже уже набивали добрую сотню лет, татуировки запретили по воле министерства здравоохранения. Министры решили, что татуировщики виновны в распространении гепатита среди населения и запретили набивать рисунки на коже.

 

История татуировки, конечно же, на этом не закончилась, а лишь ушла в андеграунд. Рок-н-ролл, а затем и МТV всячески пропагандировали запрещённое искусство. Машинки жужжали в секретных подвалах, хотя при этом главных активистов показательно арестовывали — например, Спайдера Уэбба, который демонстративно сделал татуировку порнозвезде Анни Спринкл на ступенях MoMA. Несмотря на все запреты, в 1985 году состоялась уличная конвенция татуировщиков, среди которых к тому году было 50 состоявшихся мастеров с плотно расписанным графиком, а к началу девяностых их стало и того больше. В 90-х культура татуировки в США представляла собой примерно то же, что и у нас сегодня — она стала мейнстримом. Запрещать это дальше уже было попросту невозможно и закон был отменён в 1996 году.

 

Япониязапрещено с 1936 по 1950 год <

Японская история татуировок насчитывает тысячи лет, а в том виде, в котором нам она знакома — сложные и масштабные цветные изображения, — она сложилась уже к XVIII веку. При этом татуировка долгое время была вне закона и чуть ли не каждую сотню лет выходил новый законопроект на эту тему. Вплоть до XVI века татуировкой насильно метили преступников, а они уже подпольно перебивали эти метки большими рисунками. Парадоксально, что на расцвет незаконного искусства повлияло другое вето — запрет XVII века на богато украшенную одежду для некоронованных особ, в результате чего среднему классу пришлось вместо одежды украшать свое тело.

 

К концу XIX века запрет на татуировку ужесточился — и уже не только в связи с преступниками. Японию стало посещать много европейцев, и император побоялся, что татуированные люди в их глазах будут выглядеть дико. При этом некоторые тату-салоны продолжали официально работать, но принимать они могли только иностранцев. В 1936 году татуировки запретили в очередной раз — преступников в армию брать не хотели и людей с татуировками вследствие этого — тоже, поэтому чтобы не тратить время и не разбираться кто якудза, а кто приличный человек, набивать татуировки запретили всем. С того момента татуировщики ушли в подполье. Несмотря на отмену запрета в 50-х, сегодня мастера продолжают работать полусекретно. Официальных законов, запрещающих их деятельность, вроде бы и нет, но деятельность эта не одобряется, а особенно её результат. Людей с татуировками часто не пускают в спортзалы и бассейны, а некоторые организации могут даже лишить человека работы.

 

Дания

запрещено с 1996 года

Дания долгие годы оставалась одним из главных центров татуировки — там делали её уже как минимум с 1890-х, и как минимум сто лет она была в этом вопросе главной скандинавской страной. Помимо всего прочего, Дания — это место, где работает одна из старейших тату-студий мира — «Тату Оле». Студией владеет знаменитый татуировщик, который набил рисунок королю страны Фридриху IX. После того как в 1951 году король сфотографировался с татуировкой на груди, искусство получило негласную легальность, но официальный закон, разрешающий наносить рисунки на тело, так и не был принят.

 

С 1996 года на территории Дании запрещено делать татуировки на видимых участках тела: лице и голове, шее, запястьях и кистях. Решают эти проблемы татуировщики по-разному: кто-то платит штрафы в размере 1000 крон (131 доллар), кто-то, как знаменитый Колин Дейл, катается в соседнюю Швецию или Финляндию, чтобы не нарушать закон. Ещё один закон вышел относительно недавно — в 2010 году — и связан с запретом для бывших заключённых делать байкерские татуировки или татуировки с символикой иммигрантских банд на видимых местах — на этот раз включая руки и плечи.

 

Германия

запрещены символы Третьего рейха

Запрет на татуировки в Германии связан с самым больным для истории страны вопросом — Третьим рейхом. К табуированным символам относятся свастика, руны СС, кельтский крест, черепа, орёл — причём в известной модификации. Свастики в религиозных вариациях индуизма, буддизма и других религий допускаются, поскольку религиозные символы не могут быть табуированы в Германии.

 

Историй на эту тему довольно много — молодой человек на пляже между Берлином и Ганновером разделся и получил за свою свастику год условного срока. В суде парень утверждал, что заклеивал свою татуировку пластырем, но пластырь оказался не очень прочным — на что представитель суда возразил ему, что тот, кто имеет такую татуировку, не имеет права ходить голым. В этом заявлении, кстати, и вся суть запрета на татуировки с этой символикой: никто не запрещает набивать или наносить на себя подобные изображения, но такие татуировки запрещается показывать. Другая не менее известная история — с врачом, который во время операции увидел на пациенте запрещённый символ и покинул операционную. Его работу продолжил другой хирург.

 

Третья история, которая иллюстрирует все нюансы этого регламента, — про российского оперного певца Евгения Никитина, которому пришлось отказаться от своего выступления, поскольку в молодости у него была татуировка со свастикой. Нюанс заключается в том, что свастику он уже давно перебил на другой рисунок, и она фактически больше не существует. При всём уважении и сочувствии к трагедии нации, это отношение немного напоминает массовую истерию и отдельные татуировщики пытаются с этим бороться. Примечателен в этом отношении Марк Литл Свастика — мало того, что он поставил себе то слово, которое нельзя называть, в название студии, так ещё и пытается в каждую свою татуировку вплести этот символ, стараясь очистить его от негативных коннотаций.

 

 

Индия

запрещено с 2011 года для военнослужащих

Индия до последнего времени иллюстрировала другую крайность — здесь никогда не было и на сегодняшний день нет никаких законов, регламентирующих работу татуировщика. Страшные рассказы о мастерах, которые всю жизнь работают одной иглой, можно услышать как пример в защиту законных ограничений. В самом деле, где ещё в 2013 году можно встретить разговоры медиков о том, что татуировщики заражают население гепатитом (напомним, в США врачи были озабочены этим фактом 50 лет тому назад). При всём этом контекст татуировки в Индии очень интересен: если по всему миру это хоть немного да маргинальное искусство, то здесь — абсолютнейший мейнстрим.

 

С одной стороны, есть богом забытые деревни, где древние татуировочные традиции продолжают процветать и по сей день — в том числе и татуирование несовершеннолетних; с другой стороны, весь Болливуд покрыт татуировками — индийский актер Санджай Датт, например, имеет их уже 16 штук, и что самое интересное, сделал большинство из них после 40 лет. Татуировки зачастую воспринимаются как атрибуты роскошной жизни звёзд кино и поэтому стоят недешево. В официальных заведениях татуировка может стоить до 2 000 лакхов (около 2 500 долларов), в то время как в нелегальных заведениях она обойдётся в сто раз дешевле — долларов в 25. Ну и, наверное, не стоит пояснять, что именно в последних иглы меняют редко. Первой реакцией властей на происходящее стал закон, принятый в августе 2011 года, о том, что лица с татуировками на теле не могут поступать на военную службу — что опять же связано с массовым беспокойством о гепатите и подобных заболеваниях, которые могут проявиться у солдата спустя долгие годы службы.

 

Источник: http://www.furfurmag.ru/furfur/all/culture/165791-zaprety-na-tatu

Air Jordan

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС