Этому человеку впору выступать с голубых экранов и конкурировать с самим Михаилом Задорновым. Он может часами говорить о происхождении слов, об их смыслах. Он даже книгу написал! А мы эту книгу – прочитали. И решили познакомиться сами и познакомить вас, наших читателей, с этим интересным во многих отношениях иркутянином. Нам тоже смыслы небезразличны. Мы тоже по-своему пытаемся в них разобраться. И – спорим, если с чем-то не согласны.
– Я вслушивался в самые простые слова, которые употребляли люди при общении с домашними животными. Словом «цыля» они подгоняли коров на пастбище, «цеп-цобе» предназначалось для тягловых быков. Лошадей погоняли словом, похожим на свист «ёхь», а останавливали словом «пррь». Хрюшек на место загоняли словом «усь!» При этом нужно заметить – так говорили все, независимо от национальности.
Началось у нашего героя всё с детства. В послевоенной Покровке, сибирской деревне Омской области, проживали люди разных национальностей: русские, украинцы, калмыки, немцы. Сам он по матери немец, а по отцу – русский, знает два языка. Плодом его многолетнего увлечённого поиска и стала книга «История забытых цивилизаций», вышедшая в свет в прошлом году.
– Три года я жил написанием этой книги, замучил своих близких, даже сны видел соответствующие.
Эта особенность – видеть «соответствующие» сны – у Владимира с тех пор, как он себя помнит. Он частенько созерцал картины будущего и прошлого, которые спонтанно возникали в его сознании.
– В свои видения я не вникал, просматривал – и только. В моей голове был некий кинопроектор, который демонстрировал фильмы только для меня. Мне эти видения были интересны, как бывает интересным ребёнку всё новое и необычное. Я наивно считал, что такие образы возникают у всех.
Книга «История забытых цивилизаций» привлекла меня, для начала, притягательными, в стиле пещерного рисунка, иллюстрациями художника Николая Статных. А когда стала читать, у меня возникло много вопросов к автору, внутреннее несогласие с некоторыми его мыслями. Например, с тем, что человек – потомок обезьяны и речи учился у животных. Захотелось поспорить.
– Первое слово было у Бога, то есть у животного, – размышляет при встрече Владимир Алексеевич.
– Как это – у животного? Разве Бог – животное?
– Ну, понимаете, люди представляли себя животными и действовали соответственно.
Конечно, с тех пор прошли тысячи лет, человек изменился, он начал рисовать на скалах своих божеств – животных. Это нарисованное животное уже не материальное гавкающее и рычащее, а виртуальный образ, который человек смог внести в свою логическую память, дать оценку. И до сих пор это так: в школе, что бы нам ни говорили, мы даём всему свою оценку, потом кладём в мозг. А до пяти лет ребёнок может знать сколько угодно, вот я, например, в детстве знал сотни стихов – и ни одного не помню. Вырастая, ребёнок всё забывает, и у него появляется логическая память.
– Нет, ну подождите, эти сотни стихов и были основанием для дальнейшего развития ваших языковых способностей. Да и логическое мышление появляется не на пустом месте, а формируется на основе наших, в том числе и бессознательных, накоплений.
– А почему бы и нет, если и да, у вас может быть другая точка зрения.
Вот это мне во Владимире Алексеевиче очень даже понравилось. Он не навязывал мне своё видение. Правда, и с моим подходом не очень-то соглашался. Вот, например, спрашиваю его, почему в своей книге он пишет, что женская речь формировалась на вдохе, а мужская – на выдохе. Мне это непонятно. На вдохе ведь невозможно говорить. Речевой аппарат и у мужчин, и у женщин устроен одинаково, за исключением толщины костей и связок. А он мне отвечает:
– Это сейчас вы выдыхаете, а когда была эпоха запахов…. Все животные на вдохе говорят, отрывисто, это не я придумал – наука.
– А почему вы говорите, что всё началось с согласных? Дети ведь кричат «у-а», говорят «а-гу».
– Это – тоже доказанный факт: у древнего человека не была развита глотка, и он не мог говорить гласными буквами.
– Так этот древний человек – тупиковая ветвь и не является людским прародителем. А есть народы, например славяне, арии, они считали себя правнуками Бога, Вечного и Сущего, и просто славили его, благодарили за всё. Как быть с ними?
Наверное, мы с моим собеседником просто говорим о разных «древних людях». Или, возможно, у нас с Владимиром Алексеевичем разные точки отсчёта. Я сторонница эзотерического взгляда на появление человека на Земле. Человечество – часть духовного мира, которая проявилась в мире материальном через уплотнение формы – как, например, пар становится водой, а затем льдом. И через воплощения в различных стадиях развития – в камне, растениях, животных, и, наконец, в человеке, в различных расах и эпохах, достигло нынешнего уровня сознания. И это ещё не конец. Впереди у человечества шестая и седьмая расы. Об этом подробно писала в «Тайной доктрине» наша соотечественница Елена Петровна Блаватская. А фризский учёный Герман Вирт, подтверждая своими исследованиями теорию рас из «Антропогенезиса», второго тома «Тайной доктрины», продвигал Гиперборейскую Теорию, и обосновывал существование в далёком прошлом двух антагонистических цивилизаций: Полярной – людей-богов и Гондванической – людей-зверей, и постепенное их смешение, приведшее к падению культуры и духовной деградации нынешней общечеловеческой цивилизации.
А Владимир Алексеевич пытается обосновать всё через дарвиновскую теорию, которая отстаивает естественный отбор и происхождение человека от обезьяны. Но ведь теория Дарвина имеет много нестыковок – уже сегодня известно, что нет переходных форм существ между видами. Да и мех не потеряло ни одно животное, нюх, слух, зрение и когти тоже, в зависимости от вида, остались при нём. А вот человек сумел каким-то образом выжить в жёстких условиях естественного отбора, будучи таким уязвимым. И здесь требуется всё же признать Божий промысел. Правда, Владимир Алексеевич не отрицает возможностей Божественного вдохновения, в его повествовании оно нисходит на отдельного героя – человекозверя по имени Ятам, ставшего водителем племени.
Мы также разошлись с ним и в интерпретации слова «культура»: в моём понимании – это служение Свету, или почитание Света. В его понимании «куль» – это наполнение, кулёк, а «тур» – движение, бог Тур; многое в одном. К тому же Владимир Алексеевич уверен в том, что когда-нибудь историческая правда – в его понимании – будет восстановлена, и индоевропейская речь будет называться «евроиндийской», а я считаю обоснованной существующую парадигму: прародителем индоевропейского языка является санскрит, святой язык, ещё его называют языком богов.
Обо всём этом можно говорить и спорить бесконечно, так как нет числа всем словам на земле, а тем более смыслам, которые они в себе несут. Каждый человек выбирает свою систему ценностей – и живёт, и умирает в соответствии с этим выбором. Меня порадовали слова автора, написанные в заключение его оригинальной книги: «Всё это изменило моё отношение к Библии. Сейчас я – человек, который не верит, а знает, что Священное Писание это действительно Откровение Божье».
– Я не претендую своей книгой на истину в последней инстанции. У неё и подзаголовок есть «Фантазии на тему родной речи». Но если хоть кто-нибудь найдёт для себя что-то ценное, важное, значит всё не зря.
Доктор филологических наук Валерий Петрович Даниленко назвал Владимира Рака гением гипотетической этимологизации. «Гипотетических этимологий в книге В.А. Рака – тьма-тьмущая. За каждой из них кроется тончайшее языковое чутьё их автора. Его книга – новое доказательство актуальности междометной гипотезы о происхождении языка», – так отозвался учёный о книге.
– Почему же вы не стали лингвистом, ведь тогда доказательная база у вас была бы мощнее?
– А мне достаточно того, что есть, я ведь больше художник, – не без гордости отвечает Владимир Алексеевич.
Он окончил Иркутское училище искусств, но так как нужно было добывать хлеб насущный и выживать в городе, окончил ещё и ПТУ по профилю плотник-столяр. В его кабинете висят картины коллег по цеху, а его собственные, оригинальные и притягательные, скромно стоят в углу. Рассматриваю творения с ёмкими названиями: «Трубящий», «Скрижали», «Райские яблочки», «Уходящий». На картине «Мольбы» акварелью изображена людская толпа, страстно тянущая руки к небу.
– Это – моя любимая. Я представил: бедный Бог, все его о чём-то просят.
– Да, действительно! А вы продавали свои картины?
– Я продавал огромные работы, на целый фасад здания, был главным художником Ленинского района и отвечал за всю наглядную агитацию. В праздники тогда такая «халтурка» была, Ильич – наш главный кормилец.
– Вы, наверное, с закрытыми глазами теперь профиль Ленина нарисуете?
– Точно, нарисую, без образца!
Во время перестройки Владимир Алексеевич организовал свой кооператив по производству мебели, и позднее стал одним из первых бизнесменов, кто построил в городе Иркутске дом на частный капитал. На сегодняшний день его фирма «Интерьер» входит в десятку старейших частных предприятий города Иркутска.
– В бизнесе я достиг совершенства – всё отлажено, всё работает. Сильно и вмешиваться не надо, можно всё испортить. Вот и освободилось время для написания книг.
– А также и средства для их издания.
– Конечно, я издаю книги на свои деньги. Недавно презентовал автобиографическую повесть «Чем пахнут деньги?..», где честно рассказал о становлении своего бизнеса.
Один экземпляр с пожеланиями автора достался и мне. На обратной стороне книги я увидела надпись о том, что Владимир Алексеевич основал фонд «Духовное наследие Сибири» для поддержки творческого потенциала сибиряков – композиторов, художников, поэтов, писателей.
– Вообще, я верю, точнее, знаю, что в Сибири рождается новая цивилизация. И предвестниками её являются наши земляки – Александр Вампилов, Валентин Распутин, Даши Намдаков…
– Прямо как по Ломоносову – могущество России прирастать будет Сибирью?
– Да, и смысл этого не только материальные ресурсы, но и мощный духовный потенциал сибиряков.
– А что движет вами теперь, когда уже многое достигнуто?
– Есть два состояния души у человека, первое – он всегда недоволен, и этим отличается от животного. Животное нажралось – и всем довольно. Правда, и людей сейчас таких много стало: пива напьются – и больше им ничего не надо. А второе – если человек что-то познал, то ему всегда хочется этим поделиться. Вот где двигатель! Человек может быть обычным шкафом, набитым до отказа знаниями или чем-нибудь другим. Главное: уметь и хотеть делиться с другими.
Ну а вот с этим утверждением я спорить не стану. Согласна с Владимиром Алексеевичем на все сто!
Углублялась в этимологию
Агния Прокопец
SneakersКак называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.
Сергей Якимов, юрист