вверх
Сегодня: 22.11.24
2.png

Журналы

Ритмопластика: со дна до звезд

Надеемся, что наш читатель помнит, что мы иногда что-нибудь предлагаем. Этакое. Нет-нет – да и да! :)

 

И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию абсолютно серьёзную вещь, а точнее, идею, а еще точнее – концепцию Танцевальной Ритмопластики. Её разработал один из наших постоянных авторов Эраст Ахметгалеев, который предлагает сотрудничество всем специалистам и готов обсуждать положения своего уникального метода на любом уровне: от новичка до министра культуры. Надеемся, что эти идеи найдут отклик!

 

Курс социальных, этнографических и уличных танцев

 

Неужели только ценой огромной, не доступной простым людям, тяжелой работы можно добиться легкости, полётности, слитности танцевального совершенства, характерной узнаваемости избранного танцором стиля?      

 

Как быстро переместиться в чуждую, но так понравившуюся вам танцевальную культуру? Как научиться плясать, как в деревне, если ваши родители и бабушка с дедушкой уже не умели этого, поскольку даже их родители родились в городе?

 

Знание любой техники в любой области (спорте, музыке, театре, бизнесе) возвышает и меняет личность. А Его Величество Танец позволяет обрести друзей и единомышленников, приятно и с пользой провести время.

 

Зачем танцевать?

 

Мы все сегодня следим за стилем: в одежде, в жилье, в тачках – вообще в жизни. Строим свои тела в фитнес-клубах, чтобы напоминать себе в зеркале греческих богов. Однако если внимательно посмотреть, как мы двигаемся, – можно схватиться за голову. Кажется, что «Аполлон» проглотил кол, а руки подвесил на пружинках. «Афродита» же болтается, как марионетка, запутавшаяся в сетке. «Зевс» – похож на перекачанного гопника. Это все равно что купить красивый дорогой компьютер и не иметь к нему хороших программ. Или купить роскошный автомобиль и выбросить мягкую резину и ездить с грохотом на ободах дисков – ни комфорта, ни управления. Многие пытаются бороться с корявостью, совмещая накачку одиночных мышц, например, с волейболом, плаванием. Однако это помогает лишь чуть-чуть сгладить проблему. Осмысленная работа над стилем осмысленного движения – вот в чем наш общий пробел. Качалка – нагрузочный стресс, отнимающий силы. Танец дает энергию из разума и духа.

 

Социальные танцы…

 

Что это вообще такое – социальные танцы? Может быть, это то же, что и народные танцы, только в городе? Не совсем так. С народными танцами их объединяет то, что и в городе существует некий социум – непрерывная цепь знакомых людей. Но в городе есть две необходимые особенности, отсутствующие в деревне: темп и сервис. То есть в городе всё делать надо быстрее, а также нужен человек, который бы руководил и организовывал. Неважно, о чем идет речь: об уличном баттле между местными крю брейк-данса или загородной фольклорной вечёрке на природе.

 

Но в деревне у улицы всё же есть преимущества перед социальными танцами: натуральность и множество поколений передачи материала. В городе же студии бесследно исчезают, уходят руководители, распадаются, меняются течения. Потому лучшие социальные танцевальные течения должны опираться на опыт прошлых эпох и на наработки хореографов постарше. Методы ритмопластики призваны еще больше улучшить эту и другие особенности социальных танцев, ускорить освоение знаний, накопившихся в течение столетий.

 

Для этого нужно ответить на четыре конкретных вопроса – четыре простейших ключевых вопроса ритмопластики:

 

– КАКОВА ПЛАСТИКА?

 

– КАКОВ РИТМ?

 

– КАК СВЯЗАНЫ РИТМ С ПЛАСТИКОЙ В ДАННОМ СТИЛЕ?

 

– В ЧЕМ ЕЩЕ КРОЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ДАННОГО СТИЛЯ?

 

Зачем изучать балет как попало, затем характерную деми-классику балета – чтобы в конце концов убедиться в их низком сходстве с оригинальным народным танцем? Зачем вам это, особенно если вы не стремитесь стать профессиональным танцовщиком или хореографом? Возьмите главное – суть танца: его ритмопластику и только необходимую танцующему суть музыки.

 

Я надеюсь, что через много лет профессионалы тоже возьмут на вооружение метод ритмопластики.

 

Откуда есть пошло?

 

Изначально человек не разделял музыку и танец, издавая звуки, он сопровождал их звучание движениями. Стучать одним камнем по другому камню, бить палкой по стволу или дергать за щепу – это было одновременно ласкающим (приятно раздражающим, если вам угодно) слух музицированием и танцем одновременно.

 

Ритмический принцип танца и музыки сохранил свое существование в народных культурах до самого последнего времени. Только в XX веке многие народы вместе с укладом жизни и национальной культурой стали утрачивать свою музыку и танец. Музыка и танец стали уделом профессионалов, причем нескольких разных типов людей-специалистов: танцоров и музыкантов, дирижеров и балетмейстеров. За ритм в музыке стал отвечать барабанщик (перкуссионист), а за гармонию звуков – другие музыканты. Человек, тысячелетиями умевший и то, другое, и третье, вдруг превратился в нескольких разных по профессии людей, а затем вообще в ничего не умеющего телезрителя и радиослушателя. Причем сверхпассивного потребителя музыки и танца порой более низких по уровню, чем те, которые он сам мог бы воспроизводить для себя и ближних, если бы приложил хоть немного посильного и увлекательного труда.

 

Когда-то известный швейцарский композитор Эмиль Жак-Далькроз (псевдоним), вдохновленный успешной образовательной деятельностью новаторши и его современницы всемирно известной Айседоры Дункан (у которой, согласно Булгакову, в московской квартире не было столовой), решает открыть свою собственную школу своего направления – ритмической гимнастики.

 

На подобный шаг подвигнуть может только одно: желание просветить и осчастливить человечество. Супруга поэта Сергея Есенина вела новаторские поиски, так и не изложив в теории, чего же она хочет добиться и что её не устраивает в мировом искусстве, – ведь она и так была концертной звездой. Наш же практик и теоретик музыки чётко понимал, что его не устраивает в современном музыкальном мире и какими методами можно исправить ситуацию.

 

История примерно такова. В молодости (1886 г.), будучи приглашенным в Алжир в качестве второго дирижера, сравнив местную музыку с европейской, Эмиль прочувствовал различие по ритмической стороне. Возможно, что он лишь нашел подтверждение своим ранним догадкам, и либо там же в Африке принял решение, либо сделал его позднее, однако в 1905 году он добивается признания своего метода, а в 1911-м строит свою школу в Хеллерау (Германия) и ставит спектакль «Орфей» (Глюк), поразивший современников небывалым совпадением музыки и сценического действия.

 

Пораженный увиденным, поклонник и ученик князь Сергей Волконский, также сделавший некоторые сравнения, в том числе и с вполне ритмичными плясками русских крестьян, решает развивать направление в России еще перед революцией. Однако первая студия начинает работу только в послереволюционные годы, когда еще беспрепятственно развивалось все новое. Его планы терпят крах. Бывший министр культуры царской России, чудом выжив во время революционного террора, высылается из страны.

 

«В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам (из Википедии)». В приоткрытую для русского балета дверь с Запада пришло новое веяние – бальные спортивные танцы, увлечение которыми стало принимать массовый характер. Большим преимуществом бальных танцев явились простота и большая, чем в балете, четкость по ритму, особенно в появившейся позднее латинской программе. Но как только стало ясно, для чего существует течение, пыл у масс поубавился, а уровень финансовых затрат, необходимый для выступлений на международном уровне, привел к образованию новой культурной элиты. Таким образом, свою наметившуюся было функцию массовых доступных социальных танцев бальные и спортивные танцы реализовали частично, и в основном на Западе.     

 

А отец кто? А мать?

 

Родоначальников (а лучше сказать – тех, кто исповедовал идеи, ставшие предшественниками идей ритмопластики), в общем-то, немного, но зато какие это имена! Согласитесь? Перечислю их. Это:

 

Айседора Дункан                 – американская танцовщица, хореограф-новатор

 

Эмиль Жак-Далькроз           – композитор и музпедагог, отец ритмики

 

кн. Сергей М. Волконский  – министр, последователь Жак-Далькроза в России

 

Сергей П. Дягилев               – известный российский антрепренер

 

Константин С. Станиславский  – режиссер МХТ, основатель системы

 

Федор И. Шаляпин             – самородок без всяких теорий

 

Михаил Чехов                      – русский и американский актёр, театральный педагог

 

Игорь А. Моисеев                – танцор, балетмейстер, хореограф

 

Махмуд Эсамбаев                – артист балета, гениальный мультистилевой танцовщик.

 

Карта танцев

 

Если брать за аналогию хороший ресторан, где обязательно наличествует карта вин, то можно говорить и о своеобразной карте танцев для нашей страны. Примерная карта социальных танцев мира в России, в которых можно было бы взять ритмопластику на вооружение, выглядит так:

 

– Социальная латина (Куба, Бразилия, Аргентина)

 

– Раздел историко-бытовых танцев

 

– Традиции Юго-Восточной Азии

 

– Танец живота, арабские танцы, восточные танцы

 

– Танец фламенко

 

– Русский цыганский

 

– Танцы Кавказа

 

– Пляс и чечуты

 

– Ирландские танцы

 

– Уличные танцы и хип-хоп.


Все эти танцы объединяет доступность социальных танцев и возможность зажигательного звездного исполнения через постижение ритмопластического совершенства простых секретов стиля. Пришло время для ритмики Эмиля Жак-Далькроза и психологической пластики Михаила Чехова. Пришло время для постижения истины – как прекрасна и интересна культура разных народов и эпох планеты Земля. Здесь ритмопластика как простой и адекватный инструмент может оказаться незаменимой.

 

Одним словом, в танцевальной ритмопластике РИТМ важен, абсолютно так же как важна и ПЛАСТИКА. И важны они поровну, так взаимодействуя, они умножают достоинства друг друга и служат танцу, его конструктивному пониманию. А если смотреть с позиции реконструкции и истории возникновения стиля, то и характерная национальная пластика находит свое отражение в музыкальном ритме как экстракт культурной традиции.

 

Основная высшая цель ритмопластики – достижение в танце ритмического и пластического совершенства. А также до 99 процентов узнаваемого характера традиционных культур. И все это максимально возможно на массовом уровне увлечения танцем.

 

Движение – жизнь…

Говорят, что актеры живут долго… Каждому отведен свой век, и определено это генетически. Актеры лишь очень долго, почти всю жизнь, сохраняют актуальным состояние своего тела (лица и осанки) и души. А как только теряют – бывает, сразу и уходят.

 

А вот носители народной традиции живут действительно долго. Как моя прабабушка-плясунья и певица-голосильщица – 102 года. Как множество из известных хранителей всех видов культуры во всех странах мира. Кроме обыденного, почти непосильного, убивающего день ото дня, тяжелого крестьянского труда они делают еще что-то такое, что с лихвой восстанавливает их здоровье.

 

Вообще, танец носит мистериальное – через игру – значение. Танец нужно отделить от оздоровительно-гимнастического и боевого тренинга, чтобы понять его истинное значение. Только в танце человек одновременно слит с обществом и свободен. Но одно дело – водить хоровод в традиции, другое – «дергаться под винил дежурного кукловода». Я думаю, что когда ученые откроют природу танца, те, кто хочет поработить человечество, постараются его уничтожить или подменить. Пусть он лучше останется загадкой.


А мастерство – это когда наше тело движется легко и непринужденно, что глаз невозможно оторвать, а мозг из тупого исполнителя превращается во вдохновенного аккомпаниатора музыки. Раздельное изучение ритмического текста и пластического текста танца – это уже путь к мастерству, включающий в себя три уровня педагогики: детальный, интегральный, трансцендентальный. Путь к воспитанию тела и духа в препаративном ключе, а не для замуштрованной шагистики.  

 

Преимущество ритмопластики заключается ещё и в том, что с самого первого урока ученик получает навыки самостоятельной работы на высоком уровне реконструкции не только того стиля, которым он занялся, но и любого другого стиля танца или родственного ему. Через некоторое время он сможет работать самостоятельно с видео. А с годами, при желании, он сможет стать профессионалом и даже звездой этого либо другого стиля.

 

Более того, желая выступать на сцене, танцор сможет самостоятельно сделать форму своего танца более яркой и сценически выразительной, приближенной к своим уникальным индивидуальным особенностям, так как параллельно получит истинные знания по театральным законам сценического мастерства, – он станет сам себе балетмейстером. В точности как сам народ.

 

Только в нашем случае… значительно быстрее! Наука всё-таки, знаете ли… 

 

sneakers Эраст Ахметгалеев

Иркутские кулуары

ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.

Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер