- Пойдем на Архей*, - предложила подруга и скинула ссылку в один из мессенджеров на туристическую группу, где объявлялся поход. В пешие и лыжные походы я хожу с 7 класса: Витязь, КБЖД, Ангасолка... Почему бы нет?..
В чем прелесть именно таких однодневных организованных маршрутов? Во-первых, не нужно ехать самому за рулем и думать, как организовать поездку. Думать устаешь во время рабочих будней. Во-вторых – есть точечные локации в лесу, где самостоятельно путь не найти. Наша история - про второе.
Сбор, как обычно, на сквере Кирова. В 8 утра. Место видное. Однако было ощущение, что участники группы начали заранее тренировать лесной маршрут. Заблудившись в городских джунглях, они писали и звонили организаторам: "А где этот иняз? А где эта парковка?"
До Сухого озера вдоль широкой тропы множество муравейников. Как в детстве, хлопаем по ним рукой, нюхаем ладонь и, вдохнув, со смехом закашливаемся от терпкого запаха муравьиной кислоты.
Сухое озеро, от которого начинался наш путь, было на этот раз не сухим, а очень даже мокрым. Фото 9 По легендам, заливной луг наполняется водой раз в 4 года, но бывалые туристы подмечают: иногда это бывает чаще, а иногда реже.
Чуть дальше Сухого два камня - Мужской и Женский.
Мужское начало, женское начало. Эдакие инь-янь. Заворачивать к ним с тропы мы не стали: издали полюбовались на стволы деревьев, приваленных к Мужскому камню. По поверьям, Мужской дает мужскую силу. Вот и тащат мужики на своих плечах от самого Байкала нелегкую ношу к скале. Донес - почет и уважение от собратьев, а что там потом происходит с мужской силой, никто не признается.
Женский камень помогает женщинам забеременеть. Он спрятался за мощным Мужским, с тропы не видно. Почему к нему ничего не несут женщины - непонятно.
Сразу после священных камней лесная тропа поднимается вверх. Связи нет. Если заблудимся, звонить в МЧС бессмысленно. Хорошо, тропа одна и никуда не сворачивает. В ущелье между горами темно, влажность зашкаливает, мы все чаще останавливаемся передохнуть. Наш боевой пыл начинает угасать. Кажется, двухчасовой подъем никогда не закончится. Потом обратила внимание – ни у кого из туристов не было фотографий нашего подъема. Значит было не до этого, все внимание и силы ушли на подъем. Кто-то потом мне говорил, что "это же лайтовый поход, вам бы бабочек считать, да камешки собирать", но когда мы останавливались отдышаться, вытереть пот со лба, мысли про бабочек пролетали мимо. Зато мы вспоминали наших мужей, которые в это время лежали на диванах у телевизоров, на шезлонгах у бассейнов и вдыхали полной грудью такую доступную им цивилизацию. Нас же все чаще посещала мысль: может, мы погорячились? Казалось, упадем в заросли сочного ярко-зеленого бадана, сольемся с природой и больше не сможем подняться.
Мокрые, мы добрались до скальника. Теперь совсем чуть-чуть по прямой. Ура, вот она вершина!
С Архея нам открылись умопомрачительные виды на лес и Байкал!
Слепит солнце, рядом порхают те самые бабочки, которых считать совсем не хочется, пот застилает глаза, и думаешь, что больше да ни в жизнь, да ни за что!..
А в ушах те самые слова из песни: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собралиииись..."
Такого количества туристических групп, как на всем известный скальник Витязь, Архей через себя не пропускает. За все время пути нам встретились два человека. Хотя ничего удивительного – ехать не на электричке, на своем транспорте далековато, да еще такой подъем. С детьми нельзя – изноются. Кто-то, когда я уже вернулась в город, вспомнил, что недавно в районе Большого Голоустного видели медведя. А мы-то, обработанные репеллентами от клещей, наивно полагали, что ничего страшного нам уже не грозит.
Небольшой перекус, фотосессия и следующий пятачок скалы для обзора и фотографий. Ноги дрожат на крутом обрыве то ли от восхождения, то ли от страха. А дальше – спуск к Байкалу. Колени просто ходят ходуном с непривычки, хотя и спускаемся по всем правилам - «змейкой». Периодически кто-то ойкает, падает и катится вниз на пятой точке. Внизу другие сюрпризы – много поваленных поперек тропы деревьев. Через них приходится перелазить, а где-то и под ними, согнувшись в три погибели и цепляясь рюкзаками за сучки и ветки. В общем, постоянное преодоление, какой-то форд Баярд, а не тропа. Невольное уважение вызывали наши организаторы: у парней два большущих рюкзака с провизией, аптечкой, котелками на всю нашу компанию из восемнадцати человек. Нам было даже немного неловко. Ребята делали нам бутербродный перекус, разжигали костер, варили чай, стругали салат, предлагали руку помощи на спусках и подъемах. Для нас были даже сладкие пироги и свежие яблоки!
Как только мы вышли к Байкалу, все участники похода, не сговариваясь, легли на нагретые солнцем камни. Оказалось – рано. Организаторы похода поторапливали: привал будет дальше. Если посмотреть по карте, то мы вышли левее Сухого, то есть закольцевали наш маршрут. Наконец долгожданное кострище! Пару человек рискнуло искупнуться в ледяной воде озера. На камнях несчетное количество мотыльков-ручейников, которыми любят лакомиться медведи.
После отдыха около часу ходьбы по берегу до нашего автобуса.
От воды тянуло холодом, к концу дня изо рта шел пар...
Вечером того же дня подруга прислала мне фотографии с Архея, которые подписала: «Там, где мы не подохли».
Р.S. Посоветовала бы я абсолютно всем пойти в этот поход? Нет!
Вернувшись, зная, как там будет, пошла бы я туда? Да!
Пойду ли я еще раз в горы? Однозначно да!
*Скальник Архей — скальный массив, расположенный недалеко от поселка Большое Голоустное. Архей состоит из известняка, который был образован сотни миллионов лет назад и вышел на поверхность в результате формирования Байкальских котловин.
Александра Кирияк
Фото автора и путешественников
- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…
Александр Ахмедов, студент